Психоанализ в психологии

Сознание, подсознание и бессознательное

Фрейда выделяет две структуры психики. Каждая из структур имеет три слоя и они отличаются между собой.

Для начала разберем слои первой структуры:

  1. Это наши тайные желания, которые вытесняются нашими воспоминаниями, животными инстинктами и аморальными влечениями, то есть бессознательное.
  2. Подсознательное – это уровень психики, на котором человек помнит, что происходит с ним сейчас и может вспомнить, что происходило с ним в прошлом.
  3. Сознательное – это наши эмоции, чувства, планы и мысли здесь и сейчас.

Это первая структура психики по Зигмунду Фрейду.

Сознание, подсознание и бессознательное

Существует также другая структура психики или метод свободных ассоциаций. В ней также выделяют 3 элемента.

Семь защитных механизмов

По мнению психоаналитика психологические проблемы человека связаны в первую очередь с конфликтом социального и животного в человеке. Когда человек, постоянно подавляет аморальные желания, по меркам современного общества он может заболеть, стать агрессивным, раздражительным. Всего этого можно избежать. Просто нужно направить негативные мысли в нужное русло. Например, заняться спортом, творчеством, общественной активностью и т.д. Это сублимация – перенос сексуальной энергии в другую деятельность. Кроме сублимации, существует еще семь защитных механизмов: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, инверсия и регрессия.

Механизмы психологической защиты – это набор неосознанных реакций, которые защищают человека от переживаний и негатива. Они помогают поддержать психическое равновесие. Если часто обращаться к этим защитным механизмам может наступить нежелательный эффект, то есть деформация личности, которая будет препятствовать социализации. Иногда защитные механизмы могут давать сбой.

Наши воспоминания

Главная цель психоанализа — это расширение знаний о самом себе. Для этого надо вскрыть механизмы поведения, которые их определили. Человек должен полностью изменить свою жизнь, чтобы она стала более полноценной и комфортной. Если у вас:

  1. есть конфликт, который вы не можете решить;
  2. постоянно повторяете одни и те же ошибки;
  3. вас мучает страх, неуверенность в себе, тревога;
  4. не можете долго найти себе пару;
  5. наступил кризис;
  6. мир кажется серым и унылым;

Общество вас не принимает

Тогда вам нужна помощь специалиста. Не надо бояться слова – психоаналитик. Оно совсем не страшное. Это такой же специалист, как терапевт или хирург. Он вам поможет разобраться с вашими проблемами. Он занимается глубоким психоанализом. Он вас выслушает

Для него это важно. Только вы сами знаете, что у вас болит

А ему нужно вас услышать и сообщить вам о понимании вашей проблемы.

Психоанализ – это научная, философская концепция, которая описывает разные связи и законы психического развития людей. Не надо запускать этот процесс и мир заиграет разноцветными красками, принося удовлетворенность и покой.

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

4.3.Экзистенциальная психотерапия в. Франкла

113.

Какое утверждение лучше всего описывает понятие «экзистенциальный вакуум», введенное В. Франклом:

 Эмоциональный компонент социальной изолированности

 Одно их проявлений деперсонализации

 Непатологическое по своей природе духовное состояние пустоты из-за отсутствия смысла жизни

 Синоним синдрома выгорания

114.

С экзистенциальной точки зрения, тревога — это:

 Следствие нарушения познавательных процессов

 Антиципаторное проявление чувства вины

 Неотъемлемая часть человеческого существования

 Симптом экзистенциального невроза

115.

Процессуальные задачи экзистенциальной психотерапии:

 Обоснование плана коррекции и социальной помощи

 Оптимизация системы психологических защит

 Борьба с фобиями

 Понимание субъективного мира клиента

116.

Основной фокус внимания экзистенциальной психотерапии – это свобода и …

117.

Введенное В.Франклом понятие «ноогенный невроз» обозначает:

¨Связанное по фабуле с религией психогенное расстройство

¨Невроз как манифестация кризисного периода развития

¨Невроз, в основе которого лежит моральный или духовный конфликт

¨Невроз вследствие затруднений адаптации к жизненным переменам

118.

Вид психотерапии, относящийся к экзистенциальному подходу:

¨Позитивная

¨Рациональная

¨Когнитивная

¨Логотерапия

119.

Верное определение экзистенциальной вины:

¨Проявление патологически высокой тревожности

¨Следствие отказа от жизненных выборов

¨Симптом депрессии

¨Психологическое проявление мазохизма

120.

В число целей экзистенциальной терапии входят:

¨Расширение самосознания

¨Увеличение потенции выбора

¨Избавление от базовой тревоги

¨Помощь в достижении аутентичного бытия

Что такое вытеснение и откуда берутся сны?

Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.

В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Где применяется психоанализ?

Согласно определению, психоанализ — это процесс, при котором понимание человеком себя и своего «я» проходит через осознание и проработку внутренних конфликтов. Психоанализ работает с «бессознательным» — желаниями, мотивами, конфликтами, влечениями, импульсами. Поступки, действия, реакции и вся жизнь человека в значительной степени связаны с бессознательными. Считается, что психоанализ затрагивает до девяноста процентов психических процессов.

Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.

Психоанализ успешно работает с разными группами людей. Психоаналитики говорят, что часто пациенты на первом сеансе говорят одну и ту же фразу: «Я всё понимаю, но не знаю, что делать. Мне никто не может помочь».

Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.

Например, психоанализ помогает найти причины и пути самореализации для жён состоятельных людей. Домохозяйки — частые посетители кабинета психоаналитика. Основная их жалоба — «жизнь проходит зря».

Другой типичный тип — это тоже женщина, но другая. Она активная «бизнес-вумен», в жизни ей приходится жёстко конкурировать с мужчиной. Зачастую психоэмоциональное состояние «мужика в юбке» может разрушить не только её собственную психику, но и существенно ухудшить комфорт окружающих. Специалисты говорят, что подобный тип женщины на ментальном уровне «кастрирует» мужчин рядом, а детей делает излишне инфантильными. Главная проблема женщины, тянущей всё на себе, — это утерянная женская идентичность.

Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.

Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.

Специалисты называют «психологическим мазохизмом» нахождение человека в состоянии постоянного кризисного напряжения и жизни на грани выживания и при этом нежелание обратиться за помощью и вместе со специалистом отыскать корень своих проблем.

В современном обществе сложно сохранять психическое здоровье. Чаще всего к психоаналитикам приходят с тревожными расстройствами, навязчивыми мыслями, депрессиями. Однако и в среде относительно здоровых и успешных людей сформировался определённый запрос. Далеко не все успешные люди могут наслаждаться своими достижениями и успехами. У человека «всё есть», он «всего добился», но счастья нет. И многим бывает сложно в этом признаться.

Рекомендации

  1. ^
  2. Холл, Кальвин С. Учебник по фрейдистской психологии. Нью-Йорк: Ментор, 1954.
  3. Джонс, Эрнест (1958). Зигмунд Фрейд, жизнь и работа. 2. Лондон: The Hogarth Press. стр. 69f. Цитируется в:
  4. ^ Гей, Питер (1989). Фрейд. п. 465н.
  5. Зигмунд Фрейд, Новые вводные лекции по психоанализу (PFL 2) стр. 49
  6. Эрик Берн, Руководство по психиатрии и психоанализу для неспециалистов (1976) стр. 54 и стр. 70
  7. Зигмунд Фрейд, Пять лекций по психоанализу (1995) стр. 44
  8. Зигмунд Фрейд, Вводные лекции по психоанализу (PFL 1) стр. 337
  9. Фрейд, Новый, стр. 123–4
  10. Фрейд, Новый п. 123
  11. Фрейд, Новый п. 118 и стр. 151–8.
  12. Невилл Симингтон, Нарциссизм: новая теория (2003) стр. x – xi
  13. Фрейд, Новый п. 122
  14. Зигмунд Фрейд, О психопатологии (PFL 10) стр. 203
  15. Берн, стр. 63

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

Психоаналитическое направление

Психоаналитическое направление является одним из самых распространённых и многосторонних концепций, которые восходят к психоанализу. Сегодня данное направление обычно используется в нескольких значениях.

  • Первое – это теория, родоначальником которой является З. Фрейд.

  • Второе – это метод лечения психических расстройств личности.

  • Третье – это метод, используемый для определения неосознанных мотивов, которые определяют поведение человека.

Идеи З. Фрейда доминировали практически всю первую половину двадцатого века, однако они были дополнены многими исследователями начиная с его ближайшего ученика К. Г. Юнга.

Его дочь А. Фрейд тоже работала в данном направлении, но в основном с детьми в возрасте от 7 до 9 лет и смогла создать теорию метапсихологического профиля ребёнка, чем пользуются многие психотерапевты и до сегодняшнего дня.

М. Кляйн положила начало психосоматике, впервые заговорив о том, что люди часто реагируют телом на всевозможные внешние обстоятельства и раздражители

Также она обратила внимание на то, что люди могут сами себя наказывать за какие-либо поступки.

Д. Винникотт впервые указал на то, что можно быть одиноким в присутствии другого человека, также он стал основателем ассоциативных карт.

Э

Эриксон развил теорию идентичности человека.

Ш. Ференци посвятил множество работ, раскрывающих психологическое исследование травмирующих событий и стресса.

Ж. Лакан дал свою точку зрения на отношения человека с другими людьми, подробно исследовал фактор тревоги. От его работ отталкивались многие психологи и даже эзотерики.

Начиная со второй половины двадцатого века психоаналитическое направление многие учёные ставить под сомнение, поскольку используемые в нём методы в основном сводились к наблюдению. С развитием медицины и психиатрии для лечения психических расстройств стали всё чаще применять медикаментозное лечение. А начиная с 80-х годов прошлого столетия основные понятия психоанализа стали считать устаревшими, и З. Фрейд ушёл в историю.

Цитата

В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.

Зигмунд Фрейд

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Катексис

Термин катексис (cathexis, англ.) был введен для перевода немецкого слова Besetzung, используемого Фрейдом, которое переводится с немецкого как вложение, вклад, захват, оккупация. Исходя из преобразования либидо, описанного Фрейдом, слово Besetzung можно перевести экономическим же термином инвестиция. Если мы говорим, что ребенок катектирует мать – это означает, что ребенок инвестирует в нее свое либидо подобно тому, как взрослый инвестирует свои средства в банк. Формируется привязанность, мать для ребенка оказывается очень ценной в результате объектного катаксиса (Objektbesetzung, как выражался Фрейд).

«…Ganz fruhzeitig entwickelt es fur die Mutter eine Objektbesetzung, die von der Mutterbrust ihren Ausgang nimmt und das vorbildliche Beispiel einer Objektwahl nach dem Anlehnungstypus zeigt…»
(“Я и Оно”. Фрейд)

«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери объектный катексис, который исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером анаклитического объектного выбора…»

Без использования анлийских неологизмов традиционный перевод на русский язык этого предложения, сделанный (1969, Лондон), оказывается непонятным:

«…уже совсем в ранние годы он развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры…»

См. подробнее в статье .

примечания

после окончания Педагогического института преподавала немецкий язык в Индустриальном институте в Ленинграде. В 1941 – оказалась в оккупации, в 1942 – вывезена на принудительные работы в Германию. После 1945 – проживала в Западной Германии, давала частные уроки русского языка. Затем эмигрировала в США, где продолжала заниматься педагогикой. Для книги , изданной в Лондоне в 1969 году издательством Overseas Publications Interchange, ею было переведено несколько работ Фрейда, в том числе “Я и Оно”. Этот перевод с незначительными редакциями переиздается и по сей день.

Анаклитический

Психоаналитический термин анаклитический происходит от греческого слова anaklitos (ανακλητος), которое чаще всего переводят, как опора, обычно приводя в пример известную фразу Фрейда: опорный тип выбора объекта. Под выбором объекта в психоанализе подразумевают выбор объекта любви.

Термин анаклитический стал широко известен благодаря описанию американским психоаналитиком Рене Шпицем депрессии у младенцев, разлученных с матерями, которую он назвал анаклитической. Получается, что эти младенцы с не сделали опорный выбор объекта? Давайте разбираться.

Фрейд использует выражение Anlehnungstypus der Objektwahl. Немецкое слово Anlehnungstypus сложное, и состоит из существительных Anlehnung и Typus. Anlehnung переводится как тесная связь, примыкание, опора. Typus переводится как тип. Objektwahl – перевели как выбор объекта. Переводчики работ Фрейда на русский язык нашли слово опора наиболее подходящим, и теперь эту фразу Фрейда принято переводить как опорный тип выбора объекта.

Переводчики работ Фрейда на английский, не найдя подходящего английского слова для перевода немецкого Anlehnung, пошли дальше, и придумали английский неологизм anaclitic, происходящий от греческого слова anaklitos, переводимого на английский как called back. Видимо слово anaclitic показалось им созвучным немецкому Anlehnung. Таким образом, общепринятым переводом выражения Фрейда Anlehnungstypus der Objektwahl на английский стало anaclitic object-choice. Таким образом термин анаклитический прочно вошел в психоаналитический словарь, несмотря на то, что Фрейд его никогда не употреблял.

На русский язык греческое слово anaklitos можно перевести как отзывный (например, в ответ на писк птенца раздался отзывный крик его матери). Но коли уже устоялся перевод указанной фразы Фрейда, как опорный тип выбора объекта – устоялось и мнение, что греческое слово anaklitos переводится как опора.

Objektwahl тоже неправильно переводить как выбор объекта, а следует переводить как объектный выбор. Имеется в виду, что младенец выходит из состояния и обращает свое либидо на свой первый объект любви – мать, т.е. совершает объектный выбор, преобразует нарциссическое либидо в объектное либидо, т.к. нарциссическое либидо направленно только на себя самого (аутоэротизм младенца по Фрейду). Как выражался Фрейд, мать становится первичным объектом, а не выбирается среди других объектов, потому что других объектов для младенца пока не существует.

Анаклитический – не единственный термин греческого происхождения, использующийся при переводе работ Фрейда, не будучи используемым самим Фрейдом. Существует еще одно широко употребимое психоаналитическое понятие, которое тоже придумали англоязычные переводчики – это катексис.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: