Включенное наблюдение

Метод интроспекции

Согласно собственному учению, которое гласит о том, что разум человека способен к внутреннему созерцанию и анализу, Дж. Локк выводит два основополагающих утверждения:

  • Деятельность человеческого разума способна протекать на двух уровнях, то есть, «раздваиваться»;
  • Второй уровень сознания требует тренировки и внимания, тогда как первый, это всего лишь, отражение внешних факторов.

Исходя из возможности удвоения психических процессов, появился метод интроспекции, который предполагает необходимость изучения и постижения внутреннего опыта. Психология сознания приняла на вооружение следующие выводы основателя учения об интроспекции Дж. Локка:

  • Чтобы узнать, что творится в душе у человека, психолог обязан проводить исследования над самим собой. Только проведенные аналогии методом интроспекции помогут понять, что именно происходит с испытуемым. Одним словом, психолог должен поставить себя на место своего пациента;
  • Так как не все люди склонны к рефлексии, чувство интроспекции требует постоянной тренировки, длительных и непрекращающихся упражнений.

Психология позапрошлого века приняла метод интроспекции как единственно верный, поскольку он отражал причинную связь всех проявлений психики. Специалист воспринимал внешние раздражители только с точки зрения испытуемого, то есть, интроспекция предполагала психологические факты без искажений собственным сознанием. В конце девятнадцатого века психологи всего мира провели грандиозный эксперимент, чтобы проверить силу метода интроспекции в строгих условиях, близких к лабораторным.

В результате появились большие вопросы, затрагивающие колоссальные проблемы кризиса психологии. Согласно инструкции, испытуемые избегали конкретных ответов, но использовали терминологические формулы. Например, человек не мог сказать, что увидел красное яблоко, но должен был сформулировать ответ по требованию интроспекции, то есть, объяснить свои чувства, основываясь на цветовой гамме и предполагаемом вкусовом ощущении. Каждый испытуемый говорил по-своему, в результате чего у психологов зародилось сомнение. Как может быть успешной психология, интроспекция которой не имеет единых ощущений. Один видит красный цвет, другой думает о вкусе яблока. Противоречия опрокидывали всю базу практической психологии. На практике получалось, что специалист не способен мыслить категориями испытуемого.

Систематические и полные исследования

В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.

Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:

  1. Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
  2. Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.

С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.

Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.

При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы

Три значения

Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:

  1. Наблюдение как метод.
  2. Как деятельность.
  3. Как методику.

Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.

Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.

С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.

Как подготовить включенное наблюдение

Важно заранее тщательно спланировать весь процесс. Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения

Это, например, поведение детей в школьном коридоре

Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения. Это, например, поведение детей в школьном коридоре.

Он также должен решить, когда и как будет записывать наблюдения.

Что касается времени регистрации, можно выбрать один из двух вариантов:


Фото автора Ksenia Chernaya: Pexels

  • во время действия,
  • после окончания наблюдения.

Специалист также может решить, в какой форме записывать свои наблюдения.

Можно использовать протокол наблюдения. Это поможет лучше оценить результаты. Писать можно и во время – от руки, а позже – за компьютером.

Когда спрашивают о моменте времени и способе записи наблюдения, часто рекомендуется комбинация обоих вышеупомянутых вариантов.

Моделирование, как метод исследования в психологии

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Предмет наблюдения

В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:

  1. Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
  2. Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
  3. Перемещения людей.

Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.

Житейское и научное наблюдение. Связь и степень важности

Прямой связи между этими двумя явлениями нет, но они в какой-то степени похожи. Для житейского наблюдения характерно:

  • Случайный характер получения знаний.
  • Получение выводов на основе взаимосвязей.
  • Объединение некоторых данных в житейскую мудрость, которая не имеет научного обоснования, но жива на протяжении десятков лет.

Научное наблюдение:

  • Четкий характер его течения.
  • Необходимость понять суть происходящего.
  • Получение цепей взаимосвязей, которые могут потребовать последующих наблюдений.

Если попытаться понять суть обоих видов наблюдения, то житейского наблюдение говорит о том, что это определенное событие происходит, потому что так происходит всегда, и это было подмечено, а научное наблюдение объяснит, почему оно происходит именно так.

Житейское наблюдение полученные сведения превращает в поговорки, приметы и пословицы и порой полученные выводы могут нести ошибочную информацию, хотя это происходит редко. Научное наблюдение свои данные превращает в законы с доказательствами, в них нет места объяснению типа «потому что это повторяется из года в год или изо дня в день» и случайным объяснениям. Здесь все логично и верно.

О наблюдении в целом

Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.

Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.

Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.

Интроспекция в психологии

Интроспекция популярна в психологической практике, однако здесь возникает немало проблем, которые в большей степени связаны с субъективным видением человека самого себя, а также его нежеланием рассказывать о себе всю правду окружающим. Специалист может использовать интроспекцию, однако она всегда будет неполной.

И все же интроспекцию можно использовать самостоятельно хотя бы ради того, чтобы просто познать самого себя. Самым главным критерием здесь остается наблюдение. Не пытайтесь оценивать и делить свои проявления на «плохие» и «хорошие». Просто наблюдайте и понимайте, что в вас это есть, не бегите от этого. Если захотите использовать полученные знания в процессе интроспекции для изменения самих себя, то вам будет это легко сделать.

С самого детства всем людям сначала родители, потом воспитатели и учителя, затем друзья, другие люди и общество в целом что-то говорят, чему-то учат и указывают. Если в детстве ребенок еще все воспринимает на веру, то по мере своего взросления каждый человек понимает, что общество, родители и друзья тоже могут ошибаться. Более того, есть люди, которые используют, манипулируют, провоцируют тоже при помощи информации.

Таким образом, установки общества и родителей – это способ, чтобы человек действовал в их угоду, возможно, в ущерб самому себе.

Сколько людей жертвуют собой только потому, что когда-то им сказали, что нужно помогать ближним? Сколько людей готовы сами голодать, лишь бы накормить ближнего? Сколько людей тратят годы, чтобы получить высшее образование, вместо того чтобы работать и учиться уже на месте? Сколько людей создают семьи, когда на самом деле этого не хотят? Таких примеров можно привести великое множество. И можно сказать, что люди страдают не потому, что жизнь тяжелая и несправедливая, а потому, что люди пытаются жить по чужим правилам, а не по своим.

Лучше слушаться самого себя, когда речь идет о том, каким человеком вам быть, к чему стремиться, как жить, кого любить, где работать и т. д. Все, что касается лично вас, должно оставаться той территорией, на которой никто другой не имеет права командовать. В отношениях с другими людьми на территории, которая является общей, командуют оба партнера. Но вот в вашей душе, голове, мыслях царем являетесь только вы.

Если в детстве вы не понимали, что происходит, то сейчас, во взрослом возрасте, у вас есть выбор. Если вы слушаетесь кого-то, то это ваш выбор. И не плачьтесь от того, что вам плохо живется. Если вы слушаетесь себя, то должны сами понимать, что все результаты – это ваша заслуга. Как ни крути, а отвечаете все равно вы. Так, кого вы собираетесь слушаться, если ответственность все равно остается за вами?

Возможные эффекты включенного наблюдения

Воздействие на наблюдаемую группу

Присутствие исследователя в поле может повлиять на поведение наблюдаемой социальной группы, заставляя ее членов вести себя иначе, чем в их отсутствие (см. Статью об экспериментальном эффекте ). Следовательно, исследователь должен осознавать тот факт, что участники могут представить фасад в соответствии с его предполагаемыми ожиданиями. Научная строгость требует проверки и перекрестной проверки данных.

Воздействие на самого наблюдателя

По словам Ричарда Фенно, исследователь, практикующий включенное наблюдение, рискует «стать местным», и он настолько погружен в социальный мир, что он исследует, что теряет свою научную объективность. Р. Фенно также предупреждает, что исследователь может потерять желание критиковать наблюдаемую группу, чтобы поддерживать с ней связи.

При сборе данных путем наблюдения за участниками «триангуляция» интервьюеров могла бы быть одним из способов гарантировать, что у исследователя не будут доминировать личные предпочтения в отношении того, как наблюдать и записывать данные. Как следует из названия, триангуляция исследователя включает в себя несколько членов исследовательской группы, собирающих данные об одном и том же событии; этот метод гарантирует множество записанных наблюдений из-за различных точек зрения каждого члена исследовательской группы. Другими словами, триангуляция — это форма перекрытия информации.

Методы обработки данных

  1. Метод количественного анализа. Является методом математического и статистического анализа полученных в результате эксперимента данных. Позволяет узнать усредненный показатель вариативности, выявить закономерности, определить влияние условий на результат эксперимента. Для проведения такого вида анализа необходимо провести эксперименты с большим количеством испытуемых, чтобы исключить погрешность данных. 
  2. Метод качественного анализа. Является описательным, интерпретирует результаты наблюдения и тестирования, рассматривает их с разных исследовательских точек зрения. Этот вид анализа применяется также для обработки результатов бесед, устного анкетирования (опросов). Здесь используется как контент-анализ (стиль речи, употребление определенных слов и выражений), так и интент-анализ (выявление скрытого смысла сказанного). Этот метод может применяться для сравнительной характеристики одного и того же человека в разные периоды жизни или для нескольких людей.

Интроспективная психология

Интроспективная психология — обобщённое название ряда несвязанных между собой психологических концепций, исходящих из постулата о неопосредованности и принципиальной непередаваемости субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Таким образом, ведущим психологическим методом при этом подходе оказывается интроспекция, т.е. субъективное описание внутреннего опыта.

Теоретические основания этого методологического направления могут быть найдены в философии XVII века, в трудах Р. Декарта и Дж. Локка.

К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также исследования Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова. Философско-психологические идеи Декарта нашли своё развитие в феноменологии Э. Гуссерля.

Виды интроспекции в психологии

Со временем в психологии определились несколько вариантов самонаблюдения. Это:

  1. Феноменологическое самонаблюдение является методом гештальтпсихологии. Его задача – описание феноменов психики в целостности и непосредственности с целью выделения базовых чувств и ощущений. В дальнейшем эта разновидность самонаблюдения нашла применение в описательной и гуманистической психологии.
  2. Интроспективная психология или самоисследование. Это направление развивала Р. Махарши. Опыты исследователя были направлены на изучение собственных чувств и определения их причин.
  3. Аналитическая интроспекция, основоположником которой считают Э. Титченера. Экспериментальная деятельность ученого была направлена на то, чтобы разбить чувственный образ на составные части, устойчивые к действию раздражителя. Этот метод лег в основу структурализма.
  4. Систематическое самонаблюдение – это метод ментального анализа, используемый в Вюрцбургской школе. Он ориентирован на контроль мыслительной деятельности с опорой на ретроспективный отчет.

История изучения

Дату первого применения определить сложно, поскольку изначально подобную практику использовали просто для наблюдения за собственным поведением без его коррекции.

Первое упоминание об интроспекции, как о психологическом методе, можно найти в работах Р. Декарта. Другой исследователь — Джон Локк разделял весь человеческий опыт на внешний и внутренний.

Вильгельм Вундт объединил практику интроспекции с аппаратными, лабораторными методами. После этого самонаблюдение стало одним из главных методов по изучению психических состояний.

С развитием психологии методика начала быстро терять популярность. К началу XX века большинство ученых сошлись во мнении относительно того, что интроспекция является ненаучным, субъективным, идеалистическим методом, которые не имеет права на существование.

К концу XX века данные суждения смягчились, методику самонаблюдения начали применять снова, но большинство специалистов до сих пор считают, что интроспекция не может существовать как отдельная практика из-за ложности получаемой информации. Ее можно использовать только к комбинации с другими методами исследования психики.

Критика экспериментов Хайнеса

Несмотря на высокую точность измерений благодаря современным технологиям, которые использовал Хайнес, все же и его опыт имеет некоторые «слепые пятна».

Первое — это вероятность предсказания исследования, составляющая примерно 60%. Это всего на 10% выше случайного распределения. Конечно, вероятность предсказания могла быть сильно занижена из-за того, что данные, полученные с помощью ФМРИ, дают очень приблизительную картину происходящего в нервных клетках мозга. Однако 60% точности предсказания бинарного выбора в стандартизированной экспериментальной ситуации нельзя назвать неоспоримым и однозначным доказательством отсутствия у человека свободы воли.

Второе — это неявное предположение авторов, что сознание испытуемых во время эксперимента должно было работать по принципу «все или ничего». То есть, в сознании испытуемых на протяжении многих секунд не было абсолютно никаких намерений, а затем вдруг внезапно принималось уверенное решение.

Испытуемые получали инструкцию нажать на кнопку, как только они примут решение. Но всегда ли они принимали его сразу, без сомнений, и точно ли распознавали самые ранние проблески намерения, например, когда оно только зародилось, но они еще не были в нем уверены? Это никак невозможно проверить.

Интерпретационные методы

Методика определяет основные направления интерпретации полученных в ходе психологических исследований данных. Они характеризуют подходы, применяемые в анализе этих данных. Ананьевым было выделено 2 основных подхода: генетический и структурный. Они могут применяться независимо друг от друга либо в комплексе.

Генетический метод состоит в способе исследования психологических явлений, основанном на онтогенетическом развитии особи (т.е. постепенном проявлении заложенной генетической программы в зависимости от конкретных условий внешней среды) и филогенетическом развитии (связанным с общими историческими корнями у разных представителей человеческого рода). Генетический метод позволяет обрабатывать результаты исследования через определенные фазы, стадии и критические моменты в формировании психики индивида. Метод позволяет выстроить генетические связи по вертикали между различными уровнями становления личности.

Структурный метод помогает определить горизонтальные (структурные) связи между разными уровнями организации, присущими определенному человеку, между различными его характеристиками. Этот метод выявляет и описывает структуру психических явлений

Характеризуется вниманием к текущему состоянию исследуемого объекта, к присущим ему постоянным (не меняющимся) внутренним свойствам, к соотношению между выявленными фактами.

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах

Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Тест с ответами по теме “Психология общения”

1. О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями? а) идентификации+ б) эмпатии в) рефлексии

2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе? а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; + б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; + в) назначается; г) обладает определенной системой различных санкций.

3. Что свойственно манипуляторному стилю общения? а) имеет тайный характер намерений; б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; + в) предполагает ясность внутренних приоритетов; г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.

4. Определите пропущенное слово, вставив верное: Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением. а) личностным б) деловым в) ролевым+

5. Что будет являться существенным признаком внушения: а) некритическое восприятие информации+ б) недоверие в) критичность

6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией? а) психическое заражение б) конформность+ в) убеждение г) подражание

7. Что свойственно эффекту стереотипизации? а)  удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала; б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств; в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов; г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. +

8. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия? а) убеждение б) психическое заражение+ в) эмпатия

9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения? а) понимание целей партнера б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+ в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения г) знание индивидуальных особенностей партнера

10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение: а) оперативка б) переговоры+ в) брифинг г) совещания+ д) беседа+ е) видеоконференция

11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает? а) комплиментом б) лестью+ в) критикой

12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других? а) примитивное б) закрытое в) ролевое г) открытое+

13. Отметьте этапы делового общения: а) установление контакта б) выявление мотивов общения в) взаимодействие г) завершение общения д) все варианты верны+

14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека: а) эмпатия б) все ответы верны+ в) рефлексия г) идентификация

15. Такой ученый, как Роджерс считал, что конгруэнтность – это … а) Самоактуализацию в общении. б) Соответствие опыт, осознания и сообщения. + в)  Взаимодополнительность функций, эмоций, интуиции и общения. г) Самосовершенствование личности.

https://youtube.com/watch?v=C2vRTEqmYCk

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Узкоспециализированные методы

В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:

  • экономика;
  • педагогика/психология;
  • филология.

Экономика

Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:

  • разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
  • метод единства исторического и логического;
  • остроение экономических гипотез;
  • метод «при прочих равных условиях».

Педагогика и психология

В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:

  • изучение продуктов творчества учеников;
  • интервью и беседа;
  • изучение групповой дифференциации;
  • включённое наблюдение;
  • педагогические контрольные испытания (тестирование);
  • анкетирование (опрос);
  • ранжирование;
  • шкалирование;
  • регистрация.

Филология

Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:

  • разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
  • лингвистический эксперимент;
  • биографический метод;
  • контент-анализ;
  • лексикографическая статистика;
  • дифференциальный анализ оппозиций;
  • нарративный метод;
  • дихотомия;
  • трансформационный синтез и анализ;
  • метод «Конкретное литературоведение»;
  • семиотический метод.

История изучения

Дату первого применения определить сложно, поскольку изначально подобную практику использовали просто для наблюдения за собственным поведением без его коррекции.

Первое упоминание об интроспекции, как о психологическом методе, можно найти в работах Р. Декарта. Другой исследователь — Джон Локк разделял весь человеческий опыт на внешний и внутренний.

Вильгельм Вундт объединил практику интроспекции с аппаратными, лабораторными методами. После этого самонаблюдение стало одним из главных методов по изучению психических состояний.

С развитием психологии методика начала быстро терять популярность. К началу XX века большинство ученых сошлись во мнении относительно того, что интроспекция является ненаучным, субъективным, идеалистическим методом, которые не имеет права на существование.

К концу XX века данные суждения смягчились, методику самонаблюдения начали применять снова, но большинство специалистов до сих пор считают, что интроспекция не может существовать как отдельная практика из-за ложности получаемой информации. Ее можно использовать только к комбинации с другими методами исследования психики.

Описание метода

Интроспекция очень полезна в познании человеком себя самого и своей деятельности. Этот метод практичный, он не требует дополнительных эталонов и инструментов. Его самое весомое преимущество перед другими методами заключается в том, что никто и никаким способом не может узнать человека лучше, чем он сам себя.

Метод очень хорош тем, что человек нуждается только в собственной помощи и желании. Он должен хотеть познать себя, уделить этому время.

Но у метода есть и недостатки, самые серьезные из них:

  • Необъективность – человек может преувеличивать, приукрашивать или не замечать, какие-то черты, искажая картину того, что видит в себе.
  • Субъективность – человек воспринимает свой внутренний мир таким, каким ему очень хочется его видеть, то есть может скрыть какие-то аспекты.

Взрослые люди, как считал Локка, совершают такие основные действия:

  • Познание окружающей действительности.
  • Переработка информации, полученной из этой действительности.

Дети вообще не способны осуществлять интроспекцию, так как их психика не достаточно сформирована.

Преимущества и недостатки метода

Преимуществами данного метода являются следующие факты:

  • метод основан на изучении собственных внутренних ощущений и личностных установок (лучше самого испытуемого эти особенности не может знать никто другой);
  • он представляет психические факты в том виде, в каком они существуют.

Однако перечисленные достоинства метода не делают его идеальным. Как метод психологического исследования, самонаблюдение имеет существенные недостатки:

  • высокая степень субъективности;
  • экспериментатор не может быть уверенным в честности и самокритичности испытуемого;
  • нет возможности применять его в групповой форме эксперимента;
  • у экспериментатора отсутствует возможность проверки правильного понимания инструкции испытуемым;
  • метод применялся в основном в искусственно созданных условиях, в естественной среде результаты лабораторных исследований не подтверждались;
  • невоспроизводимость результатов метода даже у одного и того же испытуемого по прошествии некоторого времени;
  • с помощью этого метода можно получить определенную информацию о человеке, но ее нельзя оценить количественно или качественно;
  • если экспериментатор проводит опыты над самим собой, велика вероятность искажения психического процесса и фальсификации результата из-за исходной установки и двойной позиции исследователя;
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: