Виды защитных механизмов личности по зигмунду фрейду

Что такое психоанализ

*В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых — последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами — Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы, основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.

На сегодняшний день психоанализ, или его элементы, использует большинство психологических школ. Несмотря на то, что их идеи о структуре личности могут существенно отличаться, все они, так или иначе, используют в качестве базовых, концепции, разработанные Фрейдом.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Замещение

Процесс, при котором негативные эмоции перенаправляются на более безопасный, с точки зрения индивидуума, объект для реагирования. Муж, которого на работе третирует начальство, срывается дома на жену и детей. Ребенок, получив взбучку от родителей, ломает игрушки или бьет домашнего питомца.

Или же, как вариант, возникает аутоагрессия, которая проявляется в самообвинении и самобичевании, и может перерасти в депрессию.

Суть в том, что истинный объект для выплеска негодования заменяется менее угрожающим. Проявляется замещение также в высокой раздражительности и чувствительности.

Регрессия

Механизм, позволяющий избежать страха и тревоги при помощи возвращения к более ранним, детским моделям поведения. Возникает как реакция на травмирующие ситуации и переживания.

Механизм регрессии подключает более примитивные формы мышления и реагировании. Не зря детство считается периодом, наиболее безопасным и приятным для человека. Человек начинает дуться, упрямиться, вместо того, чтобы решать проблему, не сдерживает эмоциональные реакции, отрицает аргументированное мнение и факты. В поведении это может проявляться в том, что человек начинает грызть ногти, или смотреть детские фильмы и мультики.

Считается, что подобная защитная реакция присуща инфантильным людям. Однако и психически состоявшиеся и зрелые личности могут впасть в регрессию в ситуации сильной эмоциональной и психической перегрузки.

Типы реактивного образования

В зависимости от интенсивности компенсаторного поведения и важности репрессивного желания для человека можно говорить о двух типах реактивного образования: локализованном и генерализованном. Далее мы увидим, из чего состоит каждый из них.

Локализованное реактивное образование

Первый тип реактивного образования считается менее серьезным из двух. Это происходит, когда подавленное желание человека не является центральным для его личности. Из-за этого реактивное поведение, которое он ведет, обычно не слишком навязчиво для его благополучия..

Как правило, кроме того, локализованное реактивное обучение фокусируется только на одной области жизни человека. Таким образом, наиболее негативные симптомы, вызванные этим защитным механизмом, появляются не часто.

Обобщенная реактивная формация

Второй тип реактивного формирования включает в себя желания и поведение, которые являются более важными для человека. Супер-эго некоторых людей не может поддержать самые важные желания эго и пытается подавить их любой ценой; но эта битва обычно вызывает много психологических напряжений.

Люди с обобщенной реактивной подготовкой неосознанно хотят избежать одного из своих главных желаний. Из-за этого альтернативное поведение, которое они принимают, обычно очень жесткое, и они могут контролировать свою жизнь. Кроме того, они часто вызывают всевозможные проблемы.

Вытеснение

Процесс подавления и вытеснения в сферу бессознательного тех переживаний, мыслей и влечений, которые несут чувство вины и стыда, причиняют стресс, боль или страдания.

Проявляется это в забывании неприятных обязанностей, определенных воспоминаний, или происшествий. Однако эти вытесненные события и чувства никуда не исчезают. Они являются человеку в виде сновидений, оговорках или шутках. Для сдерживания этих прорывов, психика затрачивает много энергии, что ведет к истощению ресурсов и возникновению неврозов, психосоматическим нарушениям.

Фрейд полагал этот механизм первичной защитой от тревоги, которая может служить основой для образования других видов защит.

Виды замещения

Специалисты выделяют четыре основных типа замещения:

  • действие заменяют на противоположное. Писатель сжигает рукописи, потому что не может написать лучше. Юноша не может улучшить свой блог, поэтому решает удалить его насовсем;
  • действие заменяют словами. Кричать на другого человека, чтобы от злости его не ударить;
  • слова заменяют действием. Жать руку в знак приветствия. Кивать головой, если с чем-то согласен;
  • сублимация. Этот вид касается энергии либидо. Если человек испытывает сексуальное влечение, но не может его реализовать, он активно занимается спортом, работой или творчеством.

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

Развитие способности к вытеснению

Вытеснение

– это естественныймеханизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.

«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но такая способность не дана нам при рождении.

«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно

разделяется на три компонента: , и .Динамически психика разделяется насознательное ибессознательное :Ид целиком находится в бессознательном,Эго большей своей частью находится в сознательном,Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном.Эгоявляется местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованию , и нередко под давлениемСупер-Эго . Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной частиЭго .

Способность к вытеснению связана с , формированием Супер-Эго

и, как следствие, с – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детские , связанные сЭдиповым комплексом , остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.

Конечно, вытеснение

работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни ”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет место (аффект подавляется, а воспоминание остается) илидиссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).

Суть мечты

Суть мечты в том, чтобы поддерживать ресурс человека, когда он мечтает то автоматически мыслит позитивно.

Через мечту человек не просто достигает позитивного мышления, а выполняет определённые действия в этом направлении. Позитивное мышление — это очень мощная сила, именно оно изменяет направление (вектор мысли), и вносит положительные изменения в жизнь человека. Когда у людей нет позитивных мыслей, они больше думают о проблемах чем об успехе, даже если человек знает о том, что такое позитивное мышление, его нужно заставлять думать позитивно.

Из этого можно сделать вывод, что мечта принимает на себя функции инструмента по достижению положительного мышления. Именно по этой причине, когда человек мечтает, он автоматически находится в положительном расположении духа. Это позволяет ему углубиться в то, что дорого именно ему.

Мечта о хорошем отдыхе тоже нужна

Виды защитных механизмов личности по Зигмунду Фрейду, примеры

Зигмундом Фрейдом были выделены следующие защитные механизмы:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Вытеснение

Один из первичных механизмов, суть которого заключается в отбрасывании неприятных мыслей, событий, воспоминаний, переживаний. Как следствие, человек не осознает внутренние конфликты и не помнит травматические события прошлого.

При этом вытесненные импульсы не перестают быть активными, они проявляются бессознательно через шутки, сновидения, оговорки. Психика тратит огромное количество энергии на их подавление, а потому есть риск того, что воспоминания «прорвутся» наружу.

Проекция

Присвоение собственных желаний, стремлений, установок другим людям. Это позволяет снять с себя ответственность за черты характера, мысли и поведение, которые могут казаться неприемлемыми.

На основании этого существует мнение, что чересчур ревнующий человек сам способен на измену.

Замещение

Этот способ проявляется как переадресация, перенаправление своей реакции с более угрожающего, опасного объекта на менее угрожающий. Например, после критики со стороны начальника сотрудница уже у себя дома срывает свое раздражение на детей.

Рационализация

Суть рационализации заключается в том, что человек бессознательно находит логические связи и выстраивает умозаключения для объяснения своих неудач. Это необходимо для того, чтобы сохранить положительное отношение к самому себе. Так, студент, не сдавший зачет, решит, что вопросов по билету не было в изучаемой программе, а преподаватель был просто не в духе.

Реактивное образование

Для того, чтобы скрыть свои настоящие переживания, человек показывает эмоции, противоположные испытываемым. Человек неосознанно переводит одно психическое состояние в другое. 

Этот факт стоит учитывать при оценке личности, так как его действия могут являться искажением подлинных желаний. Например, показной гнев или агрессия могут свидетельствовать о добродушии, беззащитности.

Регрессия

В данном случае поведение человека как бы «откатывается» к более ранней форме. Такой механизм помогает приспособиться к стрессовой ситуации за счет бессознательного возвращения к привычным формам поведения в детстве: капризам, слезам и другим проявлениям

Это происходит потому, что еще в детстве человек усвоил — подобное поведение гарантирует поддержку, внимание, заботу

Регрессия позволяет снять с себя ответственность — в детстве ее несли родители. Часто подобный механизм проявляется во время болезни, когда из взрослой и самостоятельной личности человек превращается в ребенка. 

Сублимация

Этот механизм рассматривается как единственный конструктивный в ситуации стресса, дискомфорта. Именно благодаря ему появилось множество произведений искусства.

Суть заключается в переключении негативной энергии на занятия социально-полезным трудом. То есть это переключение со своих переживания на какое-то занятие. Это может быть как уборка квартиры, так и рисование.

Отрицание

Этот механизм защищает психику от травм через игнорирование очевидных фактов, полный отказ от принятия негативной информации. 

Часто именно этот механизм включается при появлении особо стрессовых и травмирующих ситуаций в жизни. Например, при потере близкого человека, диагностировании неизлечимого заболевания.

Как проявляется бессознательное

По Фрейду, бессознательные стремления скрыты от сознательной части человеческой личности. Однако они могут разнообразно проявляться в реальности.

Так, это может проявиться в виде оговорок, случайных описок, неожиданных поступков, в которых человек не дает себе отчета. Собственно говоря, в этом и заключается идея фразы «оговорки по Фрейду». Кроме того, Ид и Супер-Эго отражаются во снах, преследующих человека. Психоаналитики очень много внимания уделяют сновидениям

Считают их посланниками бессознательного, наполненными важной символикой

Таким образом, формы проявление бессознательного в повседневной жизни человека разнообразны. Но для того чтобы понять, действительно ли это дает о себе знать скрытая часть нашей личности, стоит все же обратиться к специалисту. К сожалению, со своей точки зрения человек далеко не всегда может судить о своей личности. Впрочем, на то оно и бессознательное.

Реактивное образование

Сложный двухуровневый механизм защиты, который, в общем, заключается в том, что человек ведет себя прямо противоположно вытесненному неосознаваемому стремлению. Например, мать, которая не любит ребенка, чрезмерно заботится о нем.

  • На 1 стадии подавляется запретные чувства и переживания;
  • На 2 стадии возникает гипертрофированное противоположное чувство.

Таким образом, психика защищается от социально неприемлемых импульсов и влечений. Возникает обратное действие. Классический случай для объяснения этого феномена — активная и публичная гомофобия, которая является результатом собственных подавленных наклонностей.

Теория либидо

Вся психическая деятельность связана с влечением

Либидо

как гипотетическая психическая сексуальная энергия, ищущая разрядки. Лежит в основе сексуального удовольствия. Либидо более широкое понятие, чем сексуальность, включает также любовь к родителям, к детям, дружбу; сильную привязанность к конкретным объектам и абстрактным идеям.

Источник либидо –

должен быть соматическим или гормональным. «Эрогенные зоны»- -рот, анус, гениталии.

Цель либидо –

удовлетворение инстинктивного влечения через сосание, дефекацию, генитальную маструбацию, достижение оргазма.

Объект либидо-

личность, используя которую можно достичь цели; или по отношению к которой влечение способно достичь своей цели. Раннее детство- -не мать как «целостный объект», а функции, предоставляемые матерью ( еда, уход) и доставляющие удовольствие.

Сила либидо –

количество влечений или «мера потребности работы, которые они представляют».

Сексуальность

— термин для обозначения сексуального удовольствия, полученного от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий.

З. Фрейд. Теория психосексуального развития с оральной, анальной и фаллической фазами основана на продвижении концентрации на эрогенных зонах.

З. Фрейд, Абрахам, Ференци: чрезмерное удовлетворение, либо чрезмерная фрустрация могут нарушать спокойный процесс развития. Возникают «точки фиксации либидо» — »когда некоторое количество либидной и /или агрессивной энергии остается позади и прикрепляется к психическим представлениям данного периода. Точка фиксации является «молчащей» до тех пор, пока человек не столкнется со стрессом или сложностью, с которыми он не может справится при помощи обычного механизма защиты. Тогда он прибегает к регрессии. В поведении это сдвиг к поведенческому стереотипу, характерному для более раннего уровня развития. Если точка фиксации не является «молчащей», то личность задержалась на этой стадии развития и дальнейшее развитие не происходит.

Анна Фрейд: Прогресс и регресс – наблюдаемые, интегральные части нормального развития. Регрессия не есть временное возвращение, это поворот назад к более надежным источникам получения удовольствия. «Точка фиксации либидо» — некая мысль, некое желание, некое поведение, связанное с удовольствием или болью, которые являются эмоционально значимыми для личности/

Возврат вытесненного. Образование симптомов и замещающее образование.

Автор разъясняет читателю особенности возникновения замещающих образований в психическом как следствие работы вытеснения следующим образом:

  1. механизм вытеснения не совпадает с механизмом замещающего образования,
  2. имеются очень различные механизмы замещающего образования,
  3. у механизмов вытеснения имеется одно общее — отнятие связанной энергии.

Автор поясняет, что не вытеснение само по себе создает замещающие образования и симптомы, а симптомы, являясь признаком возвращения вытесненного. Поэтому следует согласиться с мнением автора о том, что механизмы замещающего образования и вытеснения различны, они действительно имеют отличительную природу возникновения: т.к. целью вытеснения является избежание неприятного, боли; а целью замещающего образования, как можно предположить, облегчение и перевод симптома в качественно иное русло.

Достаточно интересно наблюдать за разнообразием замещающих образований на примере психоневрозов:

  1. Истерия страха. Замещающее образование — сдвиг ассоциативной связи представлений; превращение в страх. Вытеснение состоит в замене представления; избежать неудовольствия при этом не удалось;
  2. Конверсионная истерия. Замещающее образование – сильное соматическое возбуждение / заторможенность; полное исчезновение аффекта. Вытеснение не удалось, т. к. оно становится возможным только благодаря обширным замещающим образования;
  3. Невроз навязчивости: Замещающее образование — изменение «Я», повышение чувствительности совести. Вытеснение состоит в отнятии либидо от объекта с помощью реактивного образования, т. е. усиления противоположного чувства.

Таким образом, автор приводит читателя к мысли о том, что замещающее образование может носить различные формы проявления, при этом работа вытеснения также может быть построена различным образом (в зависимости от вида психологического невроза).

Уровень II: Незрелые защиты

Эти механизмы часто присутствуют у взрослых. Они снижают тревогу и беспокойство, возникающие из-за угрожающих людей или неприятной реальности. Чрезмерное использование таких механизмов считается социально нежелательным, так как они незрелые, их сложно контролировать, и они оторваны от реальности. Эти так называемые «незрелые» защиты почти всегда приводят к серьезным проблемам в способности человека эффективно справляться со стрессовыми ситуациями. Также эти защиты часто сопровождают депрессии и расстройства личности.

К незрелым защитам относятся:

  • Отыгрывание – снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Ипохондрия – постоянное беспокойство по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями.
  • Пассивно-агрессивное поведение – непрямое выражение враждебности.
  • Проекция – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Шизоидная фантазия – склонность к уходу в фантазии с целью разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Что такое психологическая защита

Это в психологии сформированная система механизмов, которые защищают от стрессов, переживаний, тревожности, а также других факторов, представляющих угрозу для личности. Если бы человек не использовал механизмы защиты психики, ему бы пришлось постоянно плакать, кричать, совершать эмоциональные поступки, продиктованные стрессовым состоянием.

Зигмунд Фрейд первым использовал понятие психологической защиты. Австрийский психолог полагал, что это эффективный способ решить противостояние между влечениями, которые человек испытывает бессознательно, и социальными нормами, запретами.

В ответ на многочисленные стрессы, такой способ обороны психики не меняет происходящее и характеры людей, а определенным образом искажает адекватное восприятие действительности. Соответственно, проблема, которая побудила человека использовать механизмы психологической защиты по Фрейду или какие-либо другие, остается нерешенной.

Сублимация

Для З.Фрейда человек – это естественный гедонист: он постоянно и при любых условиях желает только одного – удовольствия. Вернее, человек жаждет удовлетворения, и, конечно, раз уж мы говорим о Фрейде, человек, прежде всего, хочет удовлетворения сексуального, но это не всегда возможно. Поэтому человек интуитивно, бессознательно ищет иные каналы насыщения своих желаний.

Например, если подросток не может удовлетворить напрямую своих сексуальных желаний, то он начинает писать стихи о прекрасной даме или заниматься спортом. Таким образом, сублимация позволяет пустить энергию инстинктов по другим каналам и окольным путем достичь удовлетворения. В этом случае хорошо и человеку, и обществу. Так как первый снимает накопившееся напряжение тем способом, который одобряет второе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: