ВВЕДЕНИЕ
Конфликт в социуме – проблема «вечная». Прежде всего, потому, что сама история общества демонстрирует нам и историю самих конфликтов, и историю их предотвращения. Наличие конфликта в обществе естественно именно вследствие многообразия интересов, заложенных в нем самом, которые сами по себе противоречивы и постоянно приводят к их взаимодействию, консолидации или проблеме.
Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения. Связи с этим проблематика конфликта как форма взаимодействия на сегодняшний день является одним из актуальных вопросов современности.
Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.
Цель курсовой работы заключается в изучение проблематики конфликта как способа взаимодействия между индивидами, а также в всестороннем изучение сущности, особенностей конфликта. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- характеризовать понятие конфликта;
- классифицировать виды конфликта;
- изучить конфликт как феномен взаимодействия;
- определить формы разрешения конфликта.
Объектом исследования представлен конфликт как феномен взаимодействия.
Предмет исследования заключается в типологии и особенностях конфликта.
Степень научной разработанности темы. Тематика конфликта издревле находилось в сфере интересов ученых
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель, жившие в V – IV вв. до н
э.
По-настоящему научный подход к восприятию конфликтов проявился только со второй четверти XIX в. Формирование конфликтологии как особой области изучения происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.
Среди наиболее выдающихся исследователей отечественной конфликтологии можно выделить Ф.М. Бородкина, Н.М.Коряк, А.Г. Здравомыслова, А. В. Дмитриева, А. Зайцева и других.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическая база исследования опирается на труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, кроме того в работе были использованы электронные ресурсы, а также материалы из Интернета.
В ходе исследования были широко применены такие общенаучные методы как наблюдения, описания, классификация, систематизация и методы сравнительного анализа.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также из списка использованных источников.
Переговоры
Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.
Основные действия человека при стратегии «Переговоры»
- Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
- Прекращение любых агрессивных действий
- Проявление внимания к позиции оппонента
- Тщательное обдумывание последующих действий
- Использование посредника
Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»
Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.
Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».
Мир вашему дому!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как грамотно вступить в конфликт
- Теория игр: история и применение
- Матрица переговоров
- Стратегия Минцберга 5 Ps для стратегии в бизнесе
- Как справиться с конфликтом интересов
- Тест-опросник Томаса на поведение в конфликте
- Подход к разрешению конфликтов по методу IBR
- Конфликты и стратегии поведения в них
- Пять сил в бизнесе по Портеру
- Стратегия силы Элдреда
Ключевые слова:1Коммуникации
Управление ситуацией
Чтобы контролировать происходящее, необходимо чувствовать присутствие внутренних сил. Принцип действия здесь простой: разрешать себе любые чувства, не запрещать их себе, не бороться со своими внутренними ощущениями. Управление ситуацией подразумевает полное погружение в процесс происходящего. Надобно оставаться честным с самим собой, уметь преодолевать препятствия, выстраивать деятельность так, как это необходимо. Пригодится форма поведения, идущая из глубины сердца.
Таким образом, существует множество способов решить сложную ситуацию. Выбираемый метод зависит от личности, ее психологических особенностей, настроения, которое преобладает в данный момент времени. Стоит запомнить, что нет нерешаемых проблем. Часто люди сами отказываются от нужных действий, избегают действовать смело и решительно.
Как выработать правильную модель поведения
Основная проблема, которая усугубляет любой конфликт, — это эмоции. Чаще всего мы чувствуем гнев и негодование (из-за того, что наши интересы затронуты), обиду (из-за того, что на нас нападают), вину (потому что допустили подобную ситуацию) и другие негативные эмоции. Это вынуждает нас защищаться и нападать в ответ или вообще избегать любых конфликтов.
Однако прямая конфронтация и избегание приводят к усилению противоречий. Чтобы изменить привычный паттерн поведения, нужно выработать новые привычки. Какие именно?
- Анализировать ситуацию. Подумайте, какой вклад в развитие конфликта сделали вы и что именно к нему привело. Только не нужно брать на себя больше ответственности, чем она есть.
- Анализировать свои эмоции. Постарайтесь понять, что именно вы сейчас чувствуете и почему. Также проанализируйте, как эти эмоции влияют на ваше состояние.
- Расширять зону комфорта. Чем уже наша зона комфорта, тем трепетнее мы относимся к нашим границам и их нарушению. Чем шире мы смотрим на мир, тем проще нам принять точку зрения другого, а значит, и погасить конфликт до его появления.
- Договариваться. Идти на уступки — сложно. Нам кажется, что это проявление слабости. Но на самом деле только сильный человек может уступить другому. При этом не стоит забывать и о своих интересах.
- Отстаивать свои интересы. Для этого нужно понимать, чего мы хотим и для чего нам это нужно, научиться стоять на своем и иметь четкую жизненную позицию.
- Говорить о себе. Когда мы говорим о других, это выглядит как агрессия и нападение, поэтому человек начинает защищаться. Лучше использовать Я-сообщения и говорить о своих эмоциях. Назовите свои чувства и постарайтесь объяснить, почему испытываете их.
Определение модели поведения в конфликте зависит от причины конфликта, поведения второй стороны, интересов, которые он затрагивает, и рисков, которые он несет. При этом не стоит подавлять эмоции. Такое подавление приведет к взрыву и усилению конфликта. Лучше проговаривать чувства и проживать их экологичным способом.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Запишитесь на онлайн-консультацию, если не получается изменить привычное поведение в конфликте. Наши психологи дистанционно помогут понять, почему вы выбрали именно этот паттерн, и дадут рекомендации по его изменению. Консультации проводятся в удобное для вас время.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время
Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются
Cтатистика На весь экран
В нашем следующем уроке мы подробно поговорим о теме, являющейся одной из наиболее актуальных в конфликтологии и волнующей множество людей – внутриличностном конфликте.
Стратегии
В психологии принято выделять следующие стратегии:
- Соперничество. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Такая стратегия предполагает полную победу одной из сторон.
- Уклонение. Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия. Окружающие помогают, жалеют жертву, но конфликт так и остается неразрешенным.
- Компромисс. Оба участника идут на уступки, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей друг друга. Однако конфликт все равно остается неразрешенным, недовольство сохраняется.
- Приспособление. Цель – сохранение хороших отношений. Человек готов пожертвовать чем-то, чтобы с ним продолжали дружить. При таком подходе мелкие конфликты могут разрешиться сами собой, но при серьезных противоречиях это только усугубит ситуацию.
- Сотрудничество. Цель – устранение причины конфликта, разрешение проблемы. Оба участника много общаются, выражают свои потребности и желания, выслушивают оппонента, заинтересованы в том, чтобы обоим было максимально хорошо.
Разборки в офисе — это плохо? Чем полезны конфликты?
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что конфликты в коллективе — это нормально. Однако то, будут они полезными или разрушительными, зависит от навыков руководителя, от того, умеет ли он управлять столкновениями. Если не делать этого, конфликты могут негативно повлиять на персонал, руководителей и организацию.
«Последствия конфликтов могут быть разными — от вынужденных больничных по причине „лёгкого недомогания“ до внезапного увольнения ключевого участника команды. При этом возможности быстро найти замену не будет», — делится опытом старший менеджер по персоналу и развитию продуктов службы кадров Unilever Наталья Кравченко.
Вот несколько возможных отрицательных последствий конфликта:
- разрушение единства коллектива;
- ухудшение психологической атмосферы;
- нагнетание напряжённости и враждебности;
- незаинтересованность в общем успехе;
- неудовлетворённость трудом;
- публичное недовольство руководством.
Негативным последствием лично для руководителя может стать атака на источник его власти, говорит конфликтолог из СПбГУ Глеб Труфанов. Власть может быть построена на легитимности, харизме, вознаграждении, принуждении или чём-либо другом. Руководителю нельзя позволить конфликту разрушить его роль в компании
Нельзя допустить, чтобы коллектив сомневался в необходимости и важности этой роли, добавляет эксперт.
Несмотря на негативное начало, любой конфликт — это возможность для руководителя создать более совершенную структуру в организации. Столкновения в коллективе дают важную информацию об организационной среде. Они показывают дисфункции, которые менеджмент не заметил.
У конфликтов есть два больших положительных последствия, говорит HRD English Preschool Discovery Любовь Любимова. Первое — столкновения помогут увидеть недочёты в бизнес-процессах и устранить их. Конфликт — это сигнал к развитию. Второе последствие состоит в том, что при умелом управлении конфликтами они даже сближают коллектив.
Кадр: фильм «Эксперимент „Офис“»
Позитивными последствиями также могут стать:
- разрядка напряжённости в межличностных и межгрупповых отношениях;
- более динамичное и мобильное взаимодействие сотрудников;
- рост согласованности в достижении целей;
- повышение активности и мотивации к работе;
- стимулирование роста квалификации, содействие творчеству, инновациям.
По мнению экспертов, если в организации нет конфликтов и сотрудники их всячески избегают, компания может умереть. Или однажды в ней произойдёт сильнейший «взрыв», на восстановление после которого уйдёт много ресурсов.
Семейные конфликты и способы их разрешения
Как мы уже рассматривали в одной из статей, конфликты в семье возникают на разных этапах ее жизненного цикла. Исходя из приведенной выше типологии, можно разделить конфликты в семье на две общие группы:
- конструктивные – в результате разрешения которых стороны чувствуют полное или частичное удовлетворение своих потребностей, интересов, целей;
- деструктивные, итог которых — развод.
Конфликты в семье и способы их разрешения зависят от желания сторон взаимодействовать и прийти к общей цели. Рассмотрим, какие из методов применимы к семейным отношениям:
- конкуренция или конфронтация – заключается в борьбе с заведомым проигрышем одной из сторон;
- избегание – уклонение от конфликта, сохранение нейтралитета;
- сотрудничество – выигрыш для всех конфликтующих сторон;
- уступка – согласие с участником конфликта, примирение;
- компромисс – минимально приемлемое решение для оппонентов.
Это способы разрешения конфликтов с точки зрения психологии. Как они реализуются на практике можно прочитать .
Как решать внутриличностные конфликты
Внутриличностный конфликт не похож на все остальные. Противоборствующая сторона всего одна, все процессы происходят внутри и скрыты от посторонних глаз. Внутриличностные конфликты всегда предшествуют важным изменениям. Психологическое развитие – это процесс нелинейный. Оно происходит скачками, и конфликт играет первостепенную роль на этом пути.
Противоречия могут возникать между мотивами, целями, чувствами, идеями, стремлениями, страхами и пр. Они вызывают дискомфорт, душевную боль и негативные эмоции. Конфликт можно считать успешно решенным, когда человек сумел вернуться к равновесию и гармонии, совершив определенную внутреннюю работу и обретя новые смыслы.
Стратегии разрешения внутренних конфликтов частично отличаются от традиционных. Можно выделить следующие:
- Компромисс. Сглаживание противоречий путем отказа от части притязаний.
- Избегание. Уход от проблемы в надежде, что она разрешится сама собой.
- Сублимация. Преобразование деструктивной энергии в конструктивную. Например, в творческую.
- Репрессия. Вытеснение травмирующих переживаний.
- Коррекция. Изменение отношения к факторам, вызвавшим противоречия.
Выбор стратегии чаще всего происходит неосознанно. Срабатывают психологические защиты, ограждающие психику от сильных негативных эмоций. А сам конфликт может долгое время оставаться нерешенным, провоцируя чувство тревоги и тормозя личностное развитие.
Человек должен стремиться к осознанному проактивному решению внутриличностного конфликта. Только так можно стать сильнее, укрепить внутренние опоры и выйти на новый этап эволюции.
Типы поведения в конфликтной ситуации
В конфликтной ситуации чаще всего проявляются три типа поведения:
- Агрессивный;
- Нейтральный;
- Миротворческий.
Агрессивно себя ведут люди, не желающие принимать чужие взгляды, интересы, мнения. Они уверены только в своей правде и ни в коем случае не готовы поменять свою позицию, что бы достичь компромисса.
Миротворчески настроены люди, умеющие производить анализ сложившейся ситуации и старающиеся урегулировать конфликт так, чтобы все остались довольны.
Нейтральный тип поведения подразумевает отказ от участия в конфликтной ситуации, остаться в стороне.
Но, зачастую, большинство людей при возникновении конфликта настроены агрессивно.
Что подразумевает полное разрешение конфликта
Разрешение конфликта может быть:
- Полным — подразумевает устранение причин, предмета разногласия и спорной ситуации.
- Неполным — происходит тогда, когда устраняются не все причины разногласия. В таком случае спорная ситуация считается незавершенной, однако она может быть этапом на пути к полному разрешению конфликта.
Предпосылки для окончательного разрешения разногласий:
- Субъекты конфликта хотят сохранить дружеские отношения.
- Оппоненты хотят разрешить ситуацию.
- У участников конфликта есть силы и ресурсы для окончательного решения вопроса.
Для того, чтобы избежать повторного возникновения конфликтов, необходимо использовать методы их предупреждения:
- Вовлечение в общую деятельность. Метод заключается в вовлечении конфликтующих сторон в общее дело на основе выявления их общих интересов.
- Толерантность. Развитие выдержки и терпения к нежелательному поведению поможет проще относиться к неблагоприятным воздействиям со стороны окружающих. Умение приспосабливаться к среде помогает толерантнее относиться к конфликтогенам (вербальным и невербальным элементам коммуникации, которые задевают собеседника и создают напряженную атмосферу в общении).
- Эмпатия. Это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Умение сопереживать и сочувствовать помогает наладить контакт с окружающими и в отдельных случаях избежать конфликтной ситуации.
Также существует ряд правил, которые помогают предотвратить конфликтную ситуацию или максимально быстро разрешить спор:
Этапы цикла конфликта
Существует пять основных этапов развития конфликтной ситуации как процесса.
Возникновение и развитие конфликта. Конфликтная ситуация
возникает из-за разногласий субъектов социального взаимодействия и считается
предпосылкой для возникновения конфликтной ситуации.
Понимание объективной стороны конфликта всеми вовлеченными
сторонами. Последствия и внешние проявления такого понимания и сопутствующих
эмоциональных чувств включают: Перепады настроения, резкие и негативные
высказывания в адрес потенциального оппонента, сокращение количества контактов
с ним и так далее.
Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап
характеризуется тем, что один из участников социального взаимодействия, понимая
суть конфликтной ситуации, переходит к атаке (в виде демаршей, заявлений,
предупреждений и т.д.), целью которой является причинение вреда
«оппоненту». В этом случае другой участник осознает, что его оппонент
направил эти действия против него, и тогда сам начинает активно действовать
против инициатора конфликта.
Развитие открытого конфликта. На этом этапе стороны
конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают свои требования. В то
же время они могут не осознавать свои собственные интересы или не понимать
природу и предмет конфликта.
Разрешение конфликтов. В зависимости от характера конфликта
его разрешение может быть достигнуто двумя методами (средствами):
педагогическими (беседа, убеждение, разъяснение и т.д.) и административными
(перевод на другую работу, увольнение, решения комиссии, исполнительный лист,
решение суда и т.д.).
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и
показывают динамику конфликта в основном со стороны реальных возможностей
выхода из него.
Причины, которые приводят к конфликтам, различны, как и сами
конфликты. Необходимо найти объективные причины и их влияние на человека.
Объективные причины условно классифицируются на несколько
суммарных групп:
- Факторы взаимоотношений (различное социальное и культурное окружение);
- Поведенческие факторы (чрезмерное вербальное и невербальное давление, нарушения техники безопасности и т.д.)
- Информация (наличие неполной, неточной информации, дезинформации, слухов, сплетен, намеренно или случайно скрытой информации);
- Ценностные характеристики (верования, убеждения, поведение и т.д.)
- Инструментальные характеристики (отсутствие инструментов разрешения конфликтов и т.д.).
С точки зрения функции, конфликт может быть как позитивным,
так и негативным. К негативным относятся:
- Победить, изолировать или подчинить объект конфликта;
- Ухудшение предметных связей, а не постоянное лишение стабильности;
- Лишение материальных и духовных сил, жизненных ресурсов социальных субъектов.
К положительным моментам относятся:
- Конфликты отражают объективные процессы, происходящие в различных межличностных отношениях;
- Конфликт является важным источником для развития личности, групп и межличностных отношений;
- Конфликты — это сигнал к изменениям (необходимо распознать зоны напряженности, недостатки, сдвиги в целях и интересах и т.д.);
- Конфликты стимулируют социальные процессы, которые способствуют общественному развитию.
Модели поведения личности в конфликте
Анализ конфликтов и способов их разрешения позволил учёным-конфликтологам выделить и описать наиболее типичные модели поведения субъектов в рамках конфликта. Так, в профессиональной литературе выделяют три основных модели поведения личности в конфликте:
- конструктивная,
- деструктивная,
- конформистская.
Каждая из этих моделей предопределена предметом конфликта, общей характеристикой конфликтной ситуации, ценностями субъектов, а также индивидуально-психологическими особенностями каждого из них. Модели поведения также отражают динамику конфликта, возможные способы его разрешения.
Замечание 1
Определение модели является желательным и необходимым этапом в тех случаях, когда возникает необходимость разрешить возникший спор.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 410 руб.
- Реферат Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 240 руб.
- Контрольная работа Модели поведения в конфликте в зависимости от статуса сторон и ситуации 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Таким образом, выделяют следующие основные модели поведения личности в конфликте:
- Конструктивная. Субъект стремится уладить конфликт, нацелен на поиск оптимального решения. Кроме того, он характеризуется выдержкой, самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью, позитивным настроем, лаконичностью в общении. Старается выделить только самые главные мысли.
- Деструктивная. В рамках данной модели поведения личность постоянно стремится расширить и обострить конфликт, принижать партнёра, негативно оценивает его личность, проявляет как подозрительность, так и недоверие к оппоненту. Нередко нарушается этика общения.
- Конформистская. Субъект пассивен, склонен к уступкам, непоследователен в своих суждениях, а также в поведении. Легко соглашается с точкой зрения своего соперника, старается уйти от разрешения острых вопросов.
Опасность последней модели заключается в том, что она не только способствуют проявлению агрессии со стороны соперника, но и периодически провоцирует её. Данная стратегия также деструктивна, но только с противоположным знаком. Конформистская модель способна сыграть положительную роль в разрешении конфликта тогда, когда предмет конфликта носит не существенный характер. В таком случае данная модель позволит быстро разрешить возникший конфликт.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос