Диспозициональные теории личности: г. олпорт, р. кеттелл, г. айзенк

Чем характер отличается от темперамента

Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.

Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.

Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида. По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники. Сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются общительностью, оптимизмом, энергичностью, активностью.
  2. Холерики. Сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются высокой эмоциональностью, вспыльчивостью, целеустремленностью, общительностью.
  3. Флегматики. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система. Флегматики медлительны, спокойны, трудоспособны, замкнуты.
  4. Меланхолики. Слабая, неуравновешенная, инертная нервная система. Меланхолики ранимы, чувствительны, тревожны и замкнуты.

Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.

Например, возьмем такое качество, как целеустремленность. Холерики идут к цели напролом. Любые препятствия разжигают в них спортивную злость и азарт. Сангвиники действуют методично и уверенно, не поддаются эмоциям и взвешивают каждый шаг. Флегматики движутся к цели по принципу “тише едешь, дальше будешь”. Меланхоликам приходится постоянно подстегивать себя эмоционально, чтобы сохранять высокий уровень мотивации.

Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.

Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.

Особенности становления характера в младшем школьном возрасте

Многие психологи, стоящие на позициях идеализма, объясняя формирование характера по наследственным признакам, при этом не отличая их от темперамента. Однако, наследственность – это одна из причин происхождения, поэтому свойства характера определяются общественными, а не биологическими закономерностями.

От 2-3 до 9-10 лет называют сензитивным периодом становление черт. В это время дети особенно активно общаются со взрослыми, открыты для воздействий, взрослые пользуются безграничным доверием, что создает условия для закрепления поведения. В разговоре с одним из психологов, было подчеркнуто: как только ребенок понял, что его обманули, он тут же научился обманывать, почувствовал доброту – понял о зле и т.д. Не зря мы в детстве изучали на уроках чтения замечательное стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Вспомните: к кому пришел крошка сын и задал этот вопрос и какой вывод сделал в конце разговора?

Важным этапом становится школа. Не зря первую учительницу называют второй мамой. Каждый до конца жизни помнит ее имя и отчество. На этом примере можно понять впечатлительность первоклассника в этом возрасте. Более того, те приобретения в копилку формирования характера, которые ребенок получает дома, а потом закрепляет в школе, сохраняются в течение жизни. Если происходит наоборот, то происходит ломка характера с присущими в это время внутренними и внешними конфликтами. Не всегда такая перестройка приводит к положительному результату, поэтому возникает некий компромисс между тем, чему учили в домашних условиях, и тем, что требуют от ребенка в школе.

Обижали ли Вы людей в силу своего характера?
Никогда такого не было 25%

Было дело, но после, я чувствовал(-а) себя не хорошо 42.86%

К сожалению, такое происходит регулярно и мне тяжело это контролировать 17.86%

Да, в какой то степени это приносит мне удовлетворение, самоутверждение 14.29%
Проголосовало: 28

Различие людей между собой

Различия между людьми многомерны: на каждой из подструктур существуют различия в убеждениях и интересах, опыте и знаниях, навыках и способностях, темпераменте и характере. Поэтому понять другого человека нелегко, нелегко избежать нестыковок, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы лучше понять себя и других, нам необходимы некоторые психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существует два основных направления исследования личности: первое основано на наделении личности определенными характеристиками, второе — определение типов личности. Черты личности объединяют группу тесно связанных между собой психологических характеристик.

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. Существуют различные точки зрения на этот вопрос

Не говоря об индивидуальных чертах, можно создать типичную структуру личности. В некоторых работах (особенно учебных) в структуре личности выделяют три таких компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный. Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Ориентация включает в себя различные черты характера, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идеологические и практические установки. В этом процессе одни компоненты отношения доминируют и играют ведущую роль, а другие играют вспомогательную роль.

Доминирующие компоненты направленности определяют общую психическую активность человека. Таким образом, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, который активизирует интеллектуальную деятельность. При этом естественные потребности несколько замедляются, повседневные заботы отодвигаются на задний план, и человек начинает обосновывать целесообразность своего увлечения и придавать ему особую социальную и личную значимость.

Второй компонент определяет способности человека и включает систему навыков, обеспечивающих успех деятельности. Навыки взаимосвязаны и влияют друг на друга. Как правило, одни способности доминируют, а другие им подчинены. Структура ориентации влияет на характер взаимосвязи между возможностями. Дифференциация способностей, в свою очередь, влияет на избирательность отношения человека к действительности. Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, конечно, не выражает личность в целом, а представляет собой сложную систему ее черт, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, а также типологических характеристик, которые проявляются в темпераменте.

В системе знаков можно выделить ведущие качества. К ним относятся, во-первых, моральные (чувствительность или нечувствительность в отношениях, ответственность за свои обязанности, скромность), во-вторых, волевые качества (решительность, настойчивость, смелость и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют саму основу характера.

Четвертым компонентом, наложенным на остальные, будет система управления, обозначенная термином «I». «Я» — это формирование самосознания человека, оно осуществляет саморегуляцию: Усиление или ослабление активности, самоконтроль и коррекция действий и поступков, предвидение и планирование жизни и деятельности. Самоменеджмент имеет огромное значение для нормальной осмысленной жизни. Психологические процессы и состояния важны для структуры личности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды психологического консультирования — Определение психологического консультирования
  2. Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка
  3. Взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегий — Понятие «копинга» и его интерпретации
  4. Родоначальник нейропсихологии
  5. Игровая психотерапия
  6. Исследование мотивации достижения и мотивации избегания
  7. Виды психических состояний
  8. Гедонистическая функция искусства с примерами
  9. Природа человеческих способностей
  10. Большие социальные группы — Характер и типы больших социальных групп

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер. Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

Положительное Отрицательное
Холерик
Активность Несдержанность
Энергичность Вспыльчивость
Общительность Агрессивность
Решительность Раздражительность
Инициативность Грубость в общении
Импульсивность Неустойчивость поведения
Флегматик
Настойчивость Низкая активность
Работоспособность Медлительность
Спокойствие Малоподвижность
Выдержанность Необщительность
Надежность Индивидуализм
Добросовестность Ленивость
Сангвиник
Общительность Неприятие монотонности
Активность Поверхностность
Доброжелательность Отсутствие настойчивости
Приспосабливаемость Плохая усидчивость
Жизнерадостность Легкомыслие
Смелость Опрометчивость в поступках
Находчивость Неумение сосредотачиваться
Меланхолик
Чувствительность Замкнутость
Впечатлительность Низкая активность
Исполнительность Необщительность
Сдержанность Ранимость
Сердечность Застенчивость
Аккуратность Плохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление. Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

https://youtube.com/watch?v=wXnIfDe5dHk

Связь характера и темперамента

По характеру можно легко составить психологический портрет индивида. Однако без учета темперамента этот портрет будет неполным. Тест на темперамент и характер чаще всего проходят при приеме на работу, связанную с общением.

Насчитываются 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Холерик

Этот тип характеризуется подвижной нервной системой. Он легко возбудим, но при этом отходит достаточно долго. Холерики не любят сидеть на месте – им требуются движение и деятельность. Они энергичны, часто агрессивны и конфликтны.

Сангвиник

Такой человек обладает сильным типом нервной системы. Он уравновешен, при этом подвижен и активен. Процессы возбуждения и торможения у него быстро начинаются, а затем так же скоро заканчиваются. Сангвиники позитивно настроены, коммуникабельны. К негативным их чертам относят легкомыслие, а иногда – безответственность.

Сангвиник всегда настроен позитивно, при этом он подвижен.

Флегматик

У флегматиков нервная система так же уравновешена, как у сангвиников, однако не настолько динамична. Они не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять работу быстро и одновременно эффективно. Однако флегматики скрупулезны, ответственны и щепетильны. Они всегда доводят начатое дело до конца. К их негативным чертам относят медлительность, необщительность.

Взаимосвязь характера и структуры личности

Характер является своеобразным «фундаментом», который в совокупности со способностями и эмоциями формирует структуру личности.

Как связаны эти два понятия

Тесная взаимосвязь психических свойств человека и основных компонентов психики достигается, благодаря следующим характеристикам:

  1. По характеру можно не только оценить целостность личности, но и предугадать или скорректировать поступки.
  2. Направленность индивида тесно связана с его психическими свойствами, поэтому оказывает влияние на деятельность личности.
  3. Формирование характера происходит во время активных действий субъекта. Другими словами, психические свойства обуславливаются бытием индивидуума.
  4. Все черты характера взаимосвязаны друг с другом. Благодаря постоянному взаимодействию, они формируют целостную структуру личности.
  5. Характер индивида мешает или помогает субъекту выстраивать различные взаимоотношения с обществом, решать сложные жизненные задачи, проявлять волю и терпение.

Чтобы до конца изучить отличительные особенности человека, нужно «съесть» с ним целый пуд соли. Однако уникальность характера можно отметить если не с первого, то точно со второго взгляда. Даже если индивидуум замкнут и стеснителен, эти свойства будут характеризовать проявление его характера. Если субъект хочет подкорректировать собственные качества, на помощь может прийти профессионал – психолог.

Приспособление характера к обществу

Любая культура, народ и цивилизации имеют определенные рамки поведения. Человек не может существовать вне общества. С детства ребёнку приходится приспосабливаться к требованиям среды – семьи, детского сада, школы. На взрослого человека влияют множество общественных сил, от супругов до политики, религии, социального слоя. Характер человека поневоле приспосабливается к требованиям социума. При этом подвергаются давлению многие естественные склонности личности.

История знает множество примеров, когда гениально одаренные люди вступали в конфликты со средой из-за невозможности вести тот образ жизни, которого требовала их натура. Вместе с тем, общественные нормы позволяют человеку вести безопасную жизнь в окружающем его социуме. Такие черты социального характера, как лояльность, толерантность, вежливость позволяют безболезненно контактировать с окружающими. Неприятие общественных норм, прежде всего, законов и морали, создают асоциальную личность.

В современной психологии имеется термин «национальные черты характера». Каждая нация формирует у своих представителей некие общие, типичные особенности поведения. Например:

  • Народы Северной Европы и американцы уверенны в себе, честны, практичны, упорны, свободолюбивы. Общеизвестны консерватизм и тонкий юмор британцев, пунктуальность немцев, немногословие скандинавов.
  • Жители Южной Европы и Латинской Америки энергичны, темпераментны, эмоциональны, жизнерадостны, чувственны. Романтичный итальянец, страстная испанка, очаровательная француженка, неугомонные бразильцы – в этих стереотипах немало реальности;
  • Представители Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи) любят постоянство, великодушны, щедры, самоотверженны, отзывчивы, склонны к раскаянию и прощению. Распространенный стереотип – «загадочная русская душа» имеет под собой много оснований.
  • Народы Востока намного почтительнее относятся к родителям и, вообще, старшим, чем европейцы. Для восточных обществ, гораздо больше, чем для европейских, характерны гостеприимство, честь рода, достоинство, скромность, доброжелательность, толерантность.

Черты, имеющие социальный характер, неразрывно связаны с религиозными нормами. Нормы христианской морали включают следующие качества:

  • Отсутствие зависти;
  • Целомудрие;
  • Кротость;
  • Щедрость;
  • Общительность;
  • Сострадание.

Влияние религиозной культуры в истории общества очень сильно. Даже современные атеисты европейских стран считают лучшим свойством личности главную христианскую ценность — любовь к людям.

Исламское общество формирует в людях следующие черты:

  • Почтение к старшим;
  • Гостеприимство;
  • Скромность;
  • Мужество;
  • Смирение.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Что такое акцентуация характера

При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.

Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.

Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.

Где живут черти

Конечно же, встреча с безжалостным духом на протяжении нескольких веков сохраняла статус одного из главных страхов человечества. Места, где можно столкнуться с чертом, известны. Эти существа любят выбирать заброшенные дома, бани, мельницы. Пыльные чердаки также испокон веков привлекали их, равно как и пространство за печью, подполье. Но черт может появиться в жилом доме только тогда, когда его владельцы погрязают в семейных конфликтах, равнодушно относятся к уборке.

Гораздо больше чертей привлекает природа. Их можно отыскать в непроходимых лесных чащобах, на болотах. Кстати, одна из популярных легенд гласит, что именно в болотную вязь падших ангелов погрузил Бог, наказывая за восстание.

Роль характера в социальной жизни человека

Самые проявленные черты обусловливают то, как личность позиционирует себя в социуме, насколько велики ее амбиции. Робкие люди часто не умеют или боятся заявить о себе, поэтому они гораздо реже добиваются успеха, чем уверенные в себе смелые личности.

Робкие люди бояться общаться и заявлять о себе.

Однако характер не статичен, его можно менять, закалять при необходимости, в отличие от темперамента, который является врожденным (характер человека формируется на основе темперамента).

Некоторые черты личности можно изменить: ослабить или, наоборот, усилить для достижения намеченных целей. Поэтому люди прибегают к подобным действиям, однако это требует больших усилий воли, терпения, настойчивости.

Позитивный или негативный образ человека формируется на основе характера и его внешних проявлений. То, как он одевается, разговаривает, какие ценности транслирует в мир, будет напрямую влиять на его будущее, карьеру, личные отношения и другие сферы жизни.

Но впечатлением, которое индивид производит на окружающих, можно управлять. Для этого придется работать над собой, оттачивая те черты, что будут способствовать развитию во всех областях. К

Деятельность

Вплоть до 1932 года читал лекции в Университетском колледже города Экзетер. Переехал в Лейсестер, заняв пост директора детской клиники при городской психиатрической больнице. В течение пяти лет работы также смог уделить время исследованиям касательно измерения человеческого интеллекта. В то же время опубликовал несколько статей и даже книгу.

Начав поиски места, подходящего для проведения психологических исследований, в 1937 году стал ассистентом в Колумбийском педагогическом университете, приняв предложение Э.Л. Торндайка. В 1938 году переехал в Уорчестер, штат Массачусетс, где возглавил кафедру Стэнли Холла при университете Кларка. В 1941 году перешел преподавать в Гарвардский университет. Большое влияние на ее теорию было оказано спорами, проводимыми с Г. Оллпортом. Во время Второй мировой войны участвовал в работе над личностными тестами, применявшимися при отборе офицеров. Во время этой работы ему довелось осознать все преимущества работы в команде. После войны занял место директора Лаборатории личностного и группового анализа в университете штата Иллинойс, где также был удостоен звания «Выдающегося профессора и ученого».

В 1949 году стал одним из основателей организациии, продвигающей в научно-медицинских кругах разработанные Лабораторией личностного и группового анализа тестов и методик — Института тестирования личности и способностей (IPAT).

В 1973 году переехал в Боулдер, основав Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 г. стал консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Умер естественной смертью, дожив до 92 лет, – 2 февраля 1998 года, в своем доме на Гавайях.

Что такое личность?

Личность — это концепция, которая используется очень часто и которая служит для описания характеристик человека, то есть способа существования, которое имеет индивидуума..

Однако правильно разграничить понятие личности не так просто, как кажется, поскольку в способе существования человека участвуют многие факторы.

Таким образом, как в этой статье мы объясним 5 наиболее важных черт личности, установленных сегодня, кажется уместным, что мы остановимся на мгновение, чтобы подумать, что именно мы понимаем под личностью.

По словам «Лексика «Психиатрическое и психическое здоровье»,  личности являются образцами мысли, чувства и поведение глубоко укоренились, которые характеризуют образ жизни и способ уникальной адаптации человека и что результат конституционных факторов, развития и социального опыта «.

Таким образом, личность может быть понята как совокупность эмоциональных и поведенческих черт (относительно устойчивых и предсказуемых), которые характеризуют человека в повседневной жизни..

Следует отметить, что личность — это научное предположение (конструкт), которое обосновывается, главным образом, типами действий, ежедневно совершаемых людьми..

То есть он основан на модели мыслей, чувств и поведения, которые человек представляет и которые сохраняются на протяжении всей его жизни..

Точно так же концепция личности требует психологических свойств, которые нельзя непосредственно наблюдать, но которые явно способствуют управлению поведением человека (что он думает, что он чувствует и что он делает).

Очевидно, что не все люди действуют и ведут себя одинаково в одной и той же ситуации. Эти различия в производительности объясняются не только самой ситуацией, но и тем, как эти люди испытывают ту же ситуацию.

Таким образом, динамические модели мыслей, чувств и поведения, которые сохраняются с течением времени в различных ситуациях, отличая одного человека от другого и прогнозируя их реакцию на людей и окружающую среду.

С этими четырьмя спецификациями мы уже понимаем, что личность относится к ряду характеристик, которые определяют человека как личность и характеризуют его поведение и функционирование..

Теперь то, что определяет человека, это не только личность, так как существуют другие понятия, которые используются для описания характеристик человека.

В этом смысле я хотел бы указать три понятия, которые очень часто используются в качестве синонимов личности, но которые на самом деле являются более конкретными частями того, что понимается как личность в глобальном смысле..

Личность: Конституция — Темперамент — Характер

Очень часто слова темперамент или характер используются как синоним личности, однако эти два понятия являются конкретными подразделениями всего, что представляет собой личностный конструкт..

Таким образом, конституция составляет весь набор физических характеристик конкретного человека.

Этот аспект основан скорее на физическом, чем на психологическом компоненте, однако вы не можете понять способ существования человека без учета его тела, поэтому конституция является важной частью личности. Слово «темперамент» обычно вызывает некоторую путаницу, поскольку его очень часто можно использовать как синоним личности.

Слово «темперамент» обычно вызывает некоторую путаницу, поскольку его очень часто можно использовать как синоним личности..

Тем не менее, темперамент относится к реактивной конформации личности, спонтанный аспект личности. Это относится к эмоциональным реакциям человека.

Таким образом, мы можем понять темперамент как часть личности, однако, личность является более широким понятием, чем простой характер.

То же самое происходит с понятием характера, которое из-за сходства с личностью обычно используется как полностью идентичное и синонимичное слово..

Тем не менее, персонаж относится к набору привычек или моделей поведения, которые приобретаются в течение жизни. Следовательно, оно приобретено и является психической основой личности..

Итак, когда мы говорим о личности, мы делаем так много характера, как темперамент, конституцию и, прежде всего, мы говорим о том, как все эти характеристики взаимодействуют в формировании образа действия, чувства и интерпретации конкретного мира..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: