Как мы обманываем сами себя: что такое когнитивные искажения и как они влияют на качество жизни

19.Феномены внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности

Групповой фаворитизм

Фаворитизм групповой — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не «работают», а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян .

Вывод: Наличие группового фаворитизма, степень его выраженности и конкретные формы проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов — уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность

Внутригрупповой фаворитизм — чувство «мы», защищенность в своей группе, ощущение комфорта.

Внегрупповая враждебность — чувство «они», угроза, исходящая от другой группы, неприязнь в отношении других.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность — это бессознательное явление.

Фрейд объяснял внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность как следствие психосоциальной природы человека.

— мы приспосабливаемся к миру, взаимодействуем с помощью тонких приспособительных интеллектуальных реакций

— человек — существо тонкое, ранимое, слабое, поэтому люди объединяются в группы, чтобы быть защищенными. Группа выбирает вожака, которого одновременно любит и ненавидит.

Трусов: внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность — это следствие недостаточно развитого морального сознания. Со временем это ослабевает. Провел исторический анализ, чтобы доказать ослабевание внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

В России внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность экспериментально изучал Агеев, написал диссертацию по межгрупповым взаимоотношениям. Проводил исследования в пионерских лагерях: соревнования мальчиков и девочек.

Мальчики и девочки объясняли причины победы и поражении. Агеев их систематизировал и разделил на внешние и внутренние причины.

Агеев дает рекомендации педагогам, чтобы сгладить внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность:

по возможности создавать объединяющие цели

если мы имеем дело с конкурирующими группами, то их нужно сравнивать по показателям деятельности, а не по личностным оценкам.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Истоки исследовательской традиции

В 1906 году социолог Уильям Самнер утверждал, что люди — это вид, который объединяется в группы по самой своей природе. Однако он также утверждал, что у людей была врожденная склонность отдавать предпочтение своей группе по сравнению с другими, заявляя, что «каждая группа питает свою гордость и тщеславие, хвастается своим превосходством, существует в своих собственных божествах и смотрит с презрением на посторонних». Это видно на групповом уровне с предвзятостью внутри группы и вне группы. Когда это происходит в больших группах, таких как племена, этнические группы или нации, это называется этноцентризмом .

Факторы

Факторы, влияющие на степень выраженности ингруппового фаворитизма:

  1. Сходство, сравнимость групп между собой (Тэрнер, 1978);
  2. Стабильность и законность статусных различий между группами (Тэрнер, Браун, 1978);
  3. Принадлежность к большинству или к меньшинству (Пэшле, Дармон, 1978);
  4. Форма организации межгруппового взаимодействия (Кузнецов, 1976);
  5. Последовательность или одновременность совместной деятельности (Эрхардт);
  6. Цели взаимодействия;
  7. Критерии оценки;
  8. Степень зависимости индивида от группы;
  9. Успех или неудача.

В естественных условиях эти факторы могут действовать в комплексе, усиливая или уменьшая эффект друг друга. Эксперименты Тэшфела (b) и его коллег производились в основном в стерильных лабораторных условиях, вследствие чего, минимизировали влияние других факторов, которые могут возникнуть в естественных условиях. Кроме ингруппового фаворитизма может возникать и аутгрупповой фаворитизм. В. Агеев указал на проблему расширения знаний об естественных условиях возникновения этих феноменов и прослеживания тенденции, которую можно представить графически (рис. 1). Заштрихованная область — наблюдается обычно в лабораторных условиях и обусловлена преимущественно когнитивными факторами — процессами социальной категоризации, социальной идентификации и межгруппового сравнения. В. Агеев предполагает, что при конкретных социальных условиях и какие факторы будут играть решающую роль в этом изменении.

Альтернативы развития эффектов ингруппового фаворитизма

Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции

Пользуясь принятыми в социологической литературе критериями, типологизируем социальные группы:

Виды социальных групп по степени формализации:

  • формальные, где нормы поведения закреплены, как правило, в письменном виде;
  • неформальные;

Виды социальных групп по численности:

  • малые, где небольшое число членов обеспечивает возможность постоянного, непосредственного личностного взаимовлияния и поэтому не возникает необходимости в обязательном формальном закреплении институционализованных правил поведения;
  • большие (крупные), где отсутствует возможность постоянного непосредственного личностного взаимовлияния, поэтому при их описании нельзя обойтись без некой абстракции;

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания

Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация)

Общество — самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д.

Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций:

  • научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства;
  • профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами;
  • развитие духовной культуры;
  • социализация;
  • обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Обычно выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную (представители творческих профессий), медицинскую, управленческую, военную и т.д.

Люди умственного и физического труда, рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни, которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи.

Психология социальной группы

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Малые и большие общение лицом к лицу. Большие делятся ещё на 2 вида

Среди стихийных групп выделяется толпа, масса, публика.

Уровни общности больших групп

Первый уровень — «внешне-типологический»

Его название связано с возможностью чисто внешней фиксации того или иного типа признаков, общих для представителей данной большой социальной группы.

Второй уровень – «внутренне-идентификационный»

На этом уровне возникает первичная психологическая связь человека со своей большой социальной группой через отнесение себя к ней.

Третий уровень — «солидарно-действенный».

Он уже предполагает политико-психологическую готовность членов группы к совместным действиям в больших форматах ради достижения или сохранения целей и интересов своих больших социальных групп. Для развития данного уровня обычно необходим внешний толчок.

Cодержание психологии группы

Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.

Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

Структура

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.

В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.

Дефаворитизм

Обратной или негативной стороной ингруппового фаворитизма является дефаворитизм. С точки зрения социальной желательности отсутствие выраженного ингруппового фаворитизма или дефаворитизма является благоприятным для общества. Это связано с тем, что дефаворитизм влечёт за собой прекращение существования группы. Ингрупповой фаворитизм связан с группоцентрированностью, враждебностью, предвзятостью, дискриминацией (явления дифференцирующего характера). Этим феноменам противостоят явления интегративного характера:

Групповая аффилиация — феномен, связанный с вхождением малой группы по объёму в более крупную группу и их взаимодействием.

Групповая открытость — феномен, связанный с открытостью группы по отношению к другим группам, к их оценкам и различного рода взаимодействиям.

Межгрупповая референтность — феномен, заключающийся в том, что для группы важна потребность в обращении к значимой внешней группе, которая выступает либо как носитель определённых ценностей и норм, либо выполняет роль отражения внешнего мира.

Оба типа процессов (интеграции и дифференциации) важны для групп. Дифференциирующие процессы помогают в создании аутентичности и идентичности группы, её отличий от других групп, укреплению границ. Процесс интеграции, наоборот, помогает группе взаимодействовать с остальными, избегая полную изоляцию и отделенность от общества, обеспечивая обмен и приобретение предметного, социального и культурного опыта.

При чём здесь идолы Бэкона

Вообще, эта тема наталкивает меня на мысли об одном из самых критически настроенных гениальных умов 17 века – английском философе Фрэнсисе Бэконе. Кстати, он также был политиком, поэтому, видимо, хорошо был знаком с техниками убеждения.

Бэкон на портрете кисти Д. Вандербанка. Фото Википедия

Дело в том, что Бэкон – человек Нового времени, когда прошлое с его средневековой абсолютной верой схоластам и отцам церкви осталось позади.

Вот какие принципы стали лидировать в культуре Нового Времени, в частности – в философии и науке:

  • отказ от догм;
  • отсутствие авторитета;
  • рациональность во главе мышления;
  • истина важнее всего;
  • эмпирические доказательства теорий;
  • пересмотр положений предыдущих поколений;
  • готовность в любой момент отказаться от старой, недостоверной картины мира.

Вернёмся к Бэкону. Именно он, ещё 400 лет назад, предложил классификацию наших ошибок познания, которые мешают достичь истинное знание.

Я пришла к выводу, что с тех пор эти ошибки никуда не ушли, просто «улеглись» в современную классификацию, получившую название «Cognitive distortion» (когнитивные искажения).

Впрочем, смотрите сами. Английский философ выявил 4 вида идолов, которые мешают расцвету научного знания.

2. Идолы пещеры

Заблуждения отдельно взято человека. Вот как в своём «Новом Органоне» пишет об этом Бэкон:

 Причины таких заблуждений самые разные: врождённые свойства, воспитание, вера в авторитеты, чтение книг и т.д.

3. Идолы площади

Заблуждения, происходящие от сообщества людей, коммуникацию внутри этого сообщества. Мы, как социальные существа, взаимодействуем друг другом через речь, включаясь при этом в языковые игры.

Отсюда множество проблем: недопонимания, заблуждения, манипуляции, использование двусмысленных, неясных, неточных выражений:

4. Идолы театра

Их источник – догматы в философии и неистинные законы доказательств:

По этой причине наши так называемые «баги мышления» предлагаю так и называть идолами.

Нетребовательность

Что происходит. Участникам команды безразлично, насколько хорошо коллеги выполняют свои задачи. Сотрудники всеми силами избегают дискомфорта, связанного с необходимостью указывать другим на проблемы в их работе. Нетребовательность распространяется как на «горизонтальных» сотрудников, так и на руководителей и подчинённых.


Кадр: фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»

Ленсиони утверждает, что давление друг на друга каждого члена команды — самый надёжный метод поддержания высокой производительности. Боязнь подвести других заставляет людей лучше работать.

Давление внутри команды снижает потребность в административных методах. Если в коллективе нет внутренней требовательности, руководителям приходится контролировать подчинённых и заставлять их работать.

Команда перекладывает ответственность за такое положение вещей на лидера. Сотрудники обижаются друг на друга, потому что одни работают хорошо, а другие — откровенно плохо. Команда регулярно срывает сроки и показатели.

Как бороться. Требовательная команда сама заставляет плохих работников исправляться, быстро выявляет и решает проблемы. Так как все стараются быть эффективными, коллектив поддерживает атмосферу взаимоуважения. В команде не принято часто использовать административные меры.

Ленсиони рекомендует следующие методики для повышения требовательности:

  • Информирование о целях и стандартах — как командных, так и каждого отдельного сотрудника. Неопределённость разрушает требовательность. Каждый должен знать, за что он отвечает и каких стандартов должен придерживаться.
  • Регулярный анализ ситуации. Нужно добиться того, чтобы сотрудники добровольно отслеживали, кто и как выполняет свои обязательства.
  • Отказ от личных вознаграждений. Вместо этого нужно использовать поощрения для команд.

Эффект дезинформации

Наши воспоминания о конкретных событиях подвержены сильному влиянию вещей, которые произошли после самого события – это называется эффектом дезинформации. Человек, ставший свидетелем автомобильной аварии или преступления, верит, что его воспоминания кристально чисты, но исследователи обнаружили, что память восприимчива даже к очень тонким влияниям.

В эксперименте людям, которые смотрели видео автомобильной аварии, задали один из двух немного разных вопросов:

  1. Как быстро ехали автомобили, когда они ударили друг друга?
  2. Как быстро ехали машины, когда они врезались друг в друга?

Когда спустя неделю свидетелей допросили, исследователи обнаружили, что это небольшое изменение формулировки заставило участников вспомнить вещи, которые они на самом деле не видели. Их спросили, заметили ли они какое-либо разбитое стекло на видео. Те, кому был задан более негативный второй вариант вопроса, с большей вероятностью сообщали неверно, что они видели разбитое стекло.

Люди подсознательно корректируют свои воспоминания на основе другой информации, полученной после события. Этим часто пользуются телевизионщики, интервьюируя свидетеля с нужными им «воспоминаниями». Поэтому не стоит доверять показаниям только одного участника. Проанализируйте как можно больше источников, чтобы составить объективную картину.

3

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте

Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
Способ переключаться;
Концентрация;
Объем.

Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей

Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой

Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.

Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Как использовать внутригрупповой фаворитизм в своих целях

Все пользуются этими психологическими практическими правилами, чтобы быстро составить мнение о новых людях

Это было важно для человеческого развития. Любой, кто долго размышлял, может ли новый человек быть хорошим или плохим для него, вполне мог погибнуть

В большинстве случаев в наши дни это уже не так драматично, и все же люди до сих пор используют эти психологические ярлыки. Если знать, как работают когнитивные искажения, такие как фаворитизм и внутригрупповая предвзятость, можно использовать их с выгодой для себя.

Предположим, ты устраиваешься на новую работу и в первый же день сталкиваешься с большим количеством коллег, которые также являются сформированной командой. Иногда это может быть страшно. Но это не обязательно, если ты используешь для себя несколько правил:

Активно подходи к коллегам и знакомься. Так ты сможешь определить «фаворитов» и наладить с ними контакт.

Не жди, пока новый коллега или руководитель даст задание, а прояви инициативу сама как можно скорее.

Но следует избегать распространенной ошибки: многие новые коллеги остаются в тени группы и быстро интерпретируют сдержанное поведение коллег как негативное. Но в основном за этим ничего не стоит. Не позволяй такому разочаровывать себя; проанализируй свою ситуацию: есть ли объективные признаки того, что ты не нравишься конкретному коллеге? Ты вела себя неправильно или громко говорила? В большинстве случаев давние коллеги относятся к новому сотруднику без злого умысла, но сдержанно – одной из причин этого является предвзятость внутри группы.

Поэтому подходи к новым коллегам открыто и дружелюбно. Новые контакты и отношения в компании лучше налаживать медленно и уверенно. Если ты попытаешься прийти к общему знаменателю одновременно с как можно большим количеством коллег, то можешь навредить себе.

Сначала оцени ситуацию и найди коллег, с которыми у тебя больше всего общего. Начни налаживать связь с этими людьми. После того, как ты установила первоначальный контакт с группой, тебе будет легче поговорить и с другими коллегами.

Познакомься с внутренними структурами. Инициатива также распространяется на внутренние процессы и правила. Спроси об организационной структуре или о том, как организованы определенные процессы, в том числе личного характера. Например, как принято отмечать дни рождения в коллективе.

Великие социальные эксперименты

Активно наблюдай. Может случиться так, что у сотрудника, который должен тебя обучать, не так много времени, как планировалось изначально. Это раздражает, но не должно тебе мешать. Ты также можешь познакомиться с обычаями в компании, внимательно наблюдая за своими коллегами.

У этого есть еще одно преимущество: если ты ведешь себя как большинство коллег, то подсознательно быстрее интегрируешься в команду – положительный эффект внутригруппового фаворитизма.

Определи ведущих «фаворитов».

Руководитель не всегда должен определять благополучие новых коллег. Иногда сотрудники, которые, строго говоря, не занимают руководящей должности, все равно берут на себя обязанности шефа.

Тебе следует как можно скорее идентифицировать этих коллег и понаблюдать за их поведением

Если человек склонен к деструктивному поведению, ты должна сначала сдерживаться и относиться к нему осторожно. С другой стороны, если он открыт и дружелюбен, ты можешь попытаться заручиться его поддержкой через короткое время после официального трудоустройства

Оставаться собой. Наверное, один из самых важных советов, который ты можешь прочитать, столкнувшись с внутригрупповым фаворитизмом. В смутной надежде, что так они лучше вписываются в команду, молодые сотрудники пытаются приспособиться. Рано или поздно коллеги заметят, что ты не та, кем себя показываешь. Последствия будут неприятны. Тебя могут воспринимать как лицемера, и, возможно, даже лжеца, которого не хочется видеть в своей команде. Чтобы потом снова начать с нуля, потребуется много усилий — если это вообще возможно.

Избирательное восприятие

Внезапно мы начинаем обращать внимание на появление какой-то вещи, феномена или объекта, которых не замечали ранее. Скажем, вы купили новую машину: всюду на улицах вы видите людей в таком же автомобиле

Мы начинаем думать, что эта модель автомобиля вдруг стала более популярной. Хотя на самом деле мы просто включили ее в рамки своего восприятия.

Похожий эффект происходит с беременными женщинами, которые внезапно начинают замечать, сколько вокруг них других беременных женщин. Мы начинаем всюду видеть значимое для нас число или слышать понравившуюся нам песню. Мы словно пометили их галочкой в своем сознании. Затем к избирательности восприятия прибавляется уже рассмотренная нами предвзятость подтверждения.

Этот эффект известен в психологии как феномен Баадера-Майнхоф. Термин придумал в 1994 году безымянный посетитель форумов газеты Pioneer Press в городе Сент-Пол. Дважды за сутки он услышал название немецкой радикальной Фракции Красной Армии, основанной Андреасом Баадером и Ульрикой Майнхоф. Мало кто способен поймать себя на избирательном восприятии действительности. Раз нас положительно бомбардируют именами немецких террористов, значит где-то зреет какой-то заговор!

Из-за данного когнитивного искажения нам очень трудно признать какое-то явление простым совпадением… хотя это именно совпадение.

Модель A-B-C от Альберта Эллиса

Эллис разработал теорию, которая указывает, откуда происходят когнитивные искажения. Теория называется «ABC» («Активирующее событие» или «Триггерное событие», «Система убеждений» или «Система убеждений» и «Последствия» или «Последствия» ») и защищает то, что люди не подвергаются непосредственному изменению конкретным событием, но именно эта мысль основывается на этом событии. что вызывает эмоциональную реакцию.

Поэтому Альберт Эллис указывает, что между А и С всегда есть B. Посмотрим, из чего состоит каждый из них:

— «А» или активирующее событие: означает событие или ситуацию, которая может быть внешней (плохие новости) или внутренней (фантазия, образ, ощущение, мысль или поведение), что вызовет реакцию у людей, которые живут.

— «B» или система убеждений: которая охватывает все, что связано с когнитивной системой и убеждениями индивида, такими как их воспоминания, образ мышления, схемы, приписывания, отношения, правила, ценности, образ жизни и т. д..

— «C» или следствие: здесь вы найдете реакцию, запускаемую буквой «А» и модулируемую буквой «Б», которая может быть трех типов: эмоциональная (создающая определенные чувства к человеку), когнитивная (вызывающая мысли) или поведенческая (вызывающая действия). Последствия также классифицируются как соответствующие, то есть они не наносят вреда человеку и даже не приносят ему пользы; и неподходящие, которые классифицируются как тревожные и дисфункциональные для человека.

Неуместные последствия отличаются тем, что создают в человеке страдания, которые не нужны или несоразмерны ситуации: совершайте действия, которые в конечном итоге идут вразрез с нашими собственными интересами, или не реализуйте стратегии, которые были бы полезны для достижения наших целей. Конечно, они связаны с когнитивными искажениями.

A -> B -> C

В настоящее время эта модель была расширена, и авторы понимают, что это явление намного сложнее, чем схема ABC, определенная Эллисом. Теперь считается, что отношения не настолько линейны, но все предыдущие компоненты связаны и непрерывно взаимодействуют друг с другом. Давайте посмотрим на примеры:

Б-А: Таким образом, авторы придают более активную роль человеку, понимающему, что «А» — это факт, воспринимаемый человеком субъективным образом, созданный или созданный им в силу его убеждений, ценностей, систем атрибуции и т. Д. Кроме того, на него влияют цели или задачи, которые есть у каждого, и их когнитивные схемы (B).

С-В: С другой стороны, эмоции, которые могут возникнуть на стадии «С» или последствиях, будут модулировать когнитивные схемы и искажения (В), когда они конструируют событие или «А».

С-А: эмоции, которые мы имеем, и наше поведение также напрямую изменят наш взгляд на ситуацию.

А-С: иногда «А» может мгновенно вызвать быстрый и выученный ответ (стадия «С») через «Б» или когнитивную систему позже.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Два

Когда ты роняешь предмет на пол, с точки зрения кота это потому, что ты неуклюжая обезьяна (а он — грациозный хищник из джунглей). А когда сам кот шлёпается на пол с подоконника — это потому, что подоконник скользкий. Это фундаментальная ошибка атрибуции — когда другие всегда идиоты, а тебе просто не повезло. Сложными словами: «склонность объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы; и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект».

Если бы на его месте был человек, то он бы подумал: «Сегодня пробка, поэтому я опоздал, а вообще я дисциплинированный. А Вася опоздал, потому что он разгильдяй и плохо планирует своё время».

Боязнь конфликта

Что происходит. Команда не решает самые важные вопросы. За видимой гармонией скрыт идеологический конфликт — отсутствие согласия, что и зачем нужно делать. Команда копит обиды, внутри неё процветают интриги, а работники не прислушиваются к мнению друг друга.


Кадр: фильм «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

В таких коллективах скучные и непродуктивные совещания. Участники жалуются на то, что обсуждений слишком много и они слишком частые. Менеджмент применяет методики управления, которые защищают от конфликтов, но не решают проблемы.

Боязнь конфликта — следствие первого порока, взаимного недоверия. Конфликты необходимы для развития здоровых отношений. Это касается не только командной работы, но и дружбы или брака.

Как бороться. В командах, которые не боятся конфликта, проблемы обсуждают при их возникновении. Участники слушают друг друга и стремятся найти компромисс, хотя их дискуссии могут походить на ссоры

Важно, что коллеги обсуждают проблемы и решения, а не личные качества. Интриги в таких коллективах не поощряют

Ленсиони рекомендует следующие методики:

«Подрывник». Внутри команды случайным образом выбирают участника. Он должен найти скрытые разногласия и вынести их на открытое обсуждение. Дискуссия не должна прекращаться, пока всем не будет ясно, что проблема решена.
«Модерирование». Методика направлена на то, чтобы научить членов команды не бояться открытой дискуссии. Когда возникает спор и его участники начинают чувствовать дискомфорт, им нужно напоминать, что конфликт необходим

Когда дискуссия подойдёт к концу, нужно ещё раз обратить внимание участников на то, что спор был полезен.
Подготовка профессиональных описаний личностей. Такие описания помогут коллегам понять поведение друг друга во время дискуссий

Можно использовать модель Томаса — Килманна, разработанную специально для оценки поведения разных людей в конфликтах.

Во время обучения команды конструктивным конфликтам роль лидера заключается в том, чтобы сдерживать естественное желание защищать сотрудников от стресса

Также важно, чтобы руководитель сам демонстрировал достойное поведение во время конфликтов

Карта когнитивных искажений

После публикации этой записи John Manoogian III спросил, можно ли сделать постер с диаграммой из моего текста. Что я, конечно же, разрешил. Вот что в итоге получилось:

По клику – открывается HD-версия картинки (Разрешение: 7016 х 4961).

Если очень хочется, купить распечатанный постер можно здесь.

Я закончу первой строфой короткого стихотворения Эмили Дикенсон (пер. с англ. Е. Дембицкой):

Мозг необъятней Неба.

Двоих их если взять,

Он с лёгкостью вместит в себя

И Небо — и Тебя.

В планах — сделать небольшой сайтик с визуализацией списка, более удобной для изучения и навигации, чем постер выше. Поэтому, если есть интерес, следи за новостями про супер-список в моём телеграм-канале: telegram.me/illusioscope.

Оригинал текста: medium.com

Три

А вот эффект Барнума. Кот узнал, что по знаку зодиака он лев, а это значит — он царь зверей. Для этого знака зодиака, уверен кот, характерен ум, ловкость, харизма и сильный характер, а вот заниматься тяжёлым монотонным трудом — это не про него. Поэтому когда коту лень вставать с дивана, это потому, что он лев. А когда ему тычут лицом в нагаженное — это просто люди злые.

В переводе на людей эффект Барнума работает так: нам говорят какие-то общие слова, но мы склонны в них верить, если уверены, что они подобраны персонально про нас. Вся астрология, предсказания и спиритические сеансы основаны на этом эффекте. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: