Классификация общения. виды, функции общения. структура и средства общения

13 Конфликт — От лат.Conflictus — столкновение

Конфликт — перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за
ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются
нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. При анализе
конфликта выделяют:
-субъект конфликта — участников конфликтного взаимодействия;
-объект конфликта — предмет противодействия у участников конфликта;
— инцидент — причина столкновения интересов.

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Виды конфликтов — варианты конфликтного взаимодействия. Конфликты
различают:
-по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;
-по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
-по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
-по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
-по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные,
межличностные и межгрупповые и др.

Конфликтная ситуация — противоречивые позиции сторон по какому-либо
поводу; или стремление к противоположным целям или использование различных средств
для их достижения; или несовпадение интересов, желаний.

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения. К ним относятся:

  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

Функции общения

Общение выполняет следующие важные функции в человеческом обществе:

  1. Обмен информацией. Люди быстрее и лучше познают себя и окружающий мир благодаря возможности делиться друг с другом полученными знаниями, накопленным опытом.
  2. Побуждение к деятельности. С помощью общения люди побуждают других к определенным действиям, вдохновляют их выполнять свои обязанности, оказывать помощь обществу.
  3. Передача эмоций. Через различные средства общения люди обмениваются друг с другом своими переживаниями, чувствами, впечатлениями.

Кроме того, общение выполняет еще несколько важных функций: установление контактов между людьми, достижение взаимопонимания, формирование и развитие личности.

От того, насколько удачно будет происходить процесс общения, зависит установление положительной или отрицательной обратной связи между собеседниками. Нередко общение приводит к непониманию и возникновению конфликтов на этой почве. Из конфликта можно выйти путем взаимных уступок (компромисса) либо ухода от дальнейшего контакта, беседы с зачинщиком конфликта.

Чтобы в обществе возникало как можно меньше конфликтов, собеседники уважали и понимали друг друга, был создан этикет, как основа для межличностного общения.

Основные стороны общения

Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:

  • коммуникативная — передача информации между людьми;
  • интерактивная — взаимодействие между субъектами;
  • перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.

В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
  • информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
  • побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
  • координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
  • функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
  • амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
  • функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.

Коммуникативная сторона общения

Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.

Коммуникативная сторона общения отвечает за:

  • передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
  • обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
  • правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.

Перцептивная сторона общения

Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.

Перцептивная сторона общения отвечает за:

  • познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
  • познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
  • организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
  • формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
  • становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.

Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:

  • восприятие физических характеристик собеседника;
  • оценка вербальной и невербальной информации;
  • составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
  • формирование восприятия на эмоциональном уровне;
  • развитие эффективного взаимодействия.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия

То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности

Существует три основных вида взаимодействия:

  • кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
  • конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
  • конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.

Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:

  • учет планов всех сторон;
  • анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
  • осмысление степени включенности все субъектов.

Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:

  • соблюдать нормы этикета и морали;
  • придерживаться установленным правилам взаимодействия.

Структура общения в психологии

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. в онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.

Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.

Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. к структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. в отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. естественно, что все эти термины весьма условны.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

субъекты; средства; потребности, мотивация и цели; способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения; результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” .

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.



Видео-вебинар » Роль общения в жизни человека»

В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе: на работе в офисе, в семье, с друзьями. И для эффективного и насыщенного общения существует речь. Любая общественная деятельность не обходится без нее, также существует множество профессий, где необходимы навыки общения с людьми: учителя, юристы, журналисты и политики и т.п.

В разговоре участвуют два человека: тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Причем особенность общения такова, что люди постоянно меняются ролями для более эффективного разговора. Для удачного разговора всегда необходима тема и знание языка.

Личность человека складывается в процессе общения, воспитания, получения образования; именно поэтому его значение так велико. С помощью речи мы можем обсуждать наши цели, планы, мечты, делиться своими переживаниями. Общение — это воздух для человека. Оно помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека, получать удовольствие от умной беседы. Человечество стало прогрессировать вместе с развитием речи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Влияние на нас общественного мнения доказывает это. Также существует множество способов влияния людей друг на друга, например, гипноз, шантаж, мода, внушение.
  • общение — это потребность, оно является целью отношений с окружающими людьми.
  • общение — это источник знания и понимания окружающих.

Если общение человека полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым, это способствует развитию его возможностей, самореализации и успеху. Если же человек напротив, мало общается, замыкается в себе, то он развивает в себе комплекс неполноценности, лишает себя полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико.

Особенности общения

  1. Общение, несомненно, приносит радость и счастье, общаясь с вашими близкими, вашей второй половинкой, интересными творческими людьми – все это делает нашу жизнь наполненной. Общение с природой и искусством дарует нам гармонию и душевное равновесие.
  2. У медали две стороны. Общение может приносить и разочарования, и грусть, и депрессии. Именно поэтому написано так много драм, посвященных чувствам и переживаниям героя.
  3. Нейтральное общение, без которого не обойтись, — значительная часть в повседневной жизни. Но существует альтернатива — праздничное общение, без которого сложно представить жизнь любого человека.

Теперь вы видите, что общение играет огромную роль в нашей жизни, и поэтому необходимо владеть навыками эффективного общения. Учитесь понимать людей, адекватно воспринимать их позиции без предубеждений и предвзятости. Круг людей, с которым вы общаетесь, непосредственно зависит от вашей психологической и эмоциональной зрелости.

https://psy-sait.ru/razvitie-lichnosti/psihologija-obschenija…

1ГлавнаяКоллекция «Revolution»Социология и обществознаниеРоль общения в жизни человека

Коммуникативная сторона общения

Фото автора William Fortunato: Pexels

Под коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией. Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.

Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:

Человек-коммуникатор – тот, кто передает информацию. Это может быть твой муж, ребенок, докладчик, начальник

Важно, что он сообщает тебе что-то

  • Аудитория или реципиент – люди, для которых предназначена информация.
  • Сообщение – сведения, которыми делится коммуникатор.
  • Канал передачи подразумевает то, каким образом человек делится информацией. Например, ты участвуешь в конференции, тогда доклад, диспут. Или ты пишешь сообщение, письмо, отправляешь через мессенджер, по электронной почте. Все эти средства и будут твоим каналом.
  • Результат общения сообщает, получены ли сведения теми, кому они предназначались.

Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия. От того, насколько глубоко ты используешь те или иные коммуникационные средства, зависит эффективность общения, умение убеждать людей.

Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.

Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.

Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.

Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.

Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.

Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.

Функции общения

Общение — это способ передачи, восприятия информации, заключающийся в личностном взаимодействии посредством вербальных и невербальных средств.

В состав коммуникации, как разностороннего процесса, входит:

  • создание различных моделей поведения;
  • взаимодействие субъектов человечества;
  • взаимовлияние людей;
  • образование взаимоотношений;
  • сопереживание;
  • развитие внутреннего «я» личности.

Потребность в коммуникации стимулирует развитие процесса жизнедеятельности человека. Роль общения сложно переоценить. Оно является движущей силой для формирования человека, как социальной личности, прививает культурные и моральные ценности, нормы поведения. Посредством коммуникации и способности обучаться человек приобретает определённые качества, навыки, необходимые ему в жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Многими исследованиями доказано, что при отсутствии возможности общаться, замедляется развитие психики, интеллекта, человек остаётся на низшей степени своего развития.

Развитие отношений в обществе

Важной составляющей коммуникативной связи является формирование взаимоотношений между людьми. Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания)

Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания).

Отношения подразделяются на несколько видов:

  1. Общественные — тип связи, закреплённый официально, играет основную роль в регулировании всех видов отношений.
  2. Межличностные — взаимосвязи между людьми, субъективно-личностные. Элементы таких отношений:
  • когнитивный — восприятие информации, которая содержится в межличностных отношениях;
  • аффективный — эмоциональные негативные и позитивные ощущения;
  • суггестивный элемент связан с внушением;
  • поведенческий и регулятивный.

Классификация способов общения

На рисунке 1 приведена классификация средств общения. Кратко охарактеризуем каждое из них.

Вербальная коммуникация. Такой способ общения основан на применении речи и ее структур. Общение реализуется на практике посредством применения систем знаков. Эту систему составляет язык, характеризующий способности человека выражать свои мысли и чувства, эмоции и желания. Язык находит свое практическое воплощение в речи. Она имеет два значения:

  1. Специфическая деятельность каждого индивида, реализуемая посредством устного или письменного применения системы знаков и символов;
  2. Речь – это итоги деятельности в контексте условий и целевого назначения общения.

Речь и язык являются, хоть и на первый взгляд очень похожими, но они имеют различное значение. Вот основные отличия между языком и речью:

  1. Речь обладает исключительностью и своеобразием. Ее можно реализовать в пространственно-временном континууме;
  2. Речь является более активным и динамичным процессом;
  3. Речь относится к слабо регламентируемым процесса и определяется контекстом конкретной ситуации.

Невербальная коммуникация. Такое общение реализуется посредством знаковой системы, которая в данном случае представляется мимическими жестами. Невербальное общение представлено разнообразными типами. К ним относятся следующие:

  • Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка), визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта);
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.;
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.;
  • Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Рисунок 1. Средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функции массового взаимодействия

Выделяют следующие задачи коммуникации:

  1. Информационную. Эта функция состоит в предоставлении массовому слушателю, зрителю, читателю актуальных данных о самых разных областях деятельности.
  2. Регулирующую. Массовый обмен данными оказывает влияние на формирование сознания личности и группы, общественного мнения, создание стереотипов. Это позволяет управлять социальным поведением. Люди обычно принимают те этические требования, нормы, принципы, которые пропагандируются в СМИ в качестве положительного стереотипа стиля одежды, образа жизни, общения и пр. Так происходит социализация человека в соответствии с теми нормами, предпочтение которым отдается на данном историческом этапе.
  3. Культурологическую. Эта функция предполагает ознакомление общества с достижениями искусства и культуры. Она способствует сознанию необходимости преемственности ценностей и сохранению традиций.

Похожие работы

  • Психология общения (функции общения и тест)
  • Психология общения: виды, понятие общение
  • Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
  • Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
  • Психология общения: восприятие в процессе общения
  • Психология общения: понятие, виды, определение
  • Психология общения: виды и функции общения
  • Психология общения: роль восприятия в процессе общения
  • Психология общения: определение, виды и функции
  • Психология общения
  • Психология общения
  • Психология общения: понятие, виды и функции
  • Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
  • Психология общения (Вариант №10)
  • Психология общения: понятие, ошибки восприятия
  • Психология общения: понятие, виды и функция общения

Консультация и поддержка студентов в учёбе

Подробнее

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: