Как не поддаваться на манипуляции и провокации (в примерах) + готовые фразы

Какие Факторы влияют на психологическое состояние человека. Факторы, влияющие на психическое состояние

Любые нарушения психического состояния человека обусловлены изменениями структуры или функций головного мозга. Факторы, влияющие на это можно разделить на две группы:

— экзогенные, куда относятся все внешние факторы влияния на состояние организма человека: производственные яды, наркотические и отравляющие вещества, алкоголь, радиоактивные волны, микробы, вирусы, психологические травмы, черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга;

— эндогенные – имманентные причины проявления психологического обострения. Они включают в себя нарушения хромосомного ряда, генные заболевания, наследственные заболевания, которые могут передаваться по наследству в связи с травмированным геном.

Большое значение в создании классификации психических заболеваний для обеспечения унифицированной оценки психически больных психиатрами различных стран сыграла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ с участием экспертов и специалистов различных стран подготовила в течение нескольких лет ряд вариантов Международной классификации болезней (МКБ). В России, как и во многих странах, для административно-статистических целей МКБ применяется уже в течение ряда лет. В настоящее время введена в действие МКБ-10. Создатели классификации ориентировались в первую очередь на практическое удобство при ее использовании и на максимально возможный уровень воспроизводимости результата независимо от опыта и теоретических воззрений конкретного врача. Это заставило отказаться от использования любых понятий, не имеющих точных, одинаково принимаемых в различных странах определений. Поэтому в классификации не используются такие термины, как «эндогенный» и «экзогенный», «невроз» и «психоз». Само понятие «болезнь» заменено более широким термином «расстройство». Социальная и практическая направленность классификации потребовала выделения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ и алкоголя, в отдельную группу, хотя симптомы этих расстройств мало отличаются от других органических заболеваний.

Контроль и самоконтроль

Контроль, как его понимают, означает ведение и управление какой-либо деятельностью в нужном ключе. Например, в школе преподаватель контролирует успехи ученика, направляет его на правильный путь в деле освоения предмета.

Важной составляющей процесса является самоконтроль, как необходимый фактор, присутствующий у ведомого. Эти два понятия всегда взаимосвязаны и подвержены влиянию друг на друга

Для улучшения результатов обучения школьник самостоятельно воспитывает в себе характер и вырабатывает внутренние механизмы, регулирующие концентрированность на результате и работу над выполнением задачи.

В школе, средством контроля учеников становится отметка в классном журнале. Со временем, критерии оценки знаний видоизменяются, но принципиально, схема не претерпевает серьезных изменений.

Таким образом, дети познают основы контроля со стороны учителя и получают возможность научиться самоконтролю внутри себя, признавая необходимость подобных факторов в процессе обучения.

Унаследуют ли дети биполярное расстройство?

По данным Centre for Clinical Interventions, дети пациентов с биполярным расстройством имеют риск наследования болезни 8%. По данным Bebbington (2004) вероятность получить биполярное аффективное расстройство по наследству — 5-15%. При этом в два раза выше вероятность, что у родственников биполярных пациентов разовьется униполярная депрессия (то есть обычная депрессия без второго полюса — без мании/гипомании).

Это ни в коем случае не говорит о том, что не нужно заводить детей. Это повод заботиться о биологической, психологической и социальной составляющей их развития. Не забывайте, что вероятность остаться здоровыми у детей пациентов с БАР — 65-75%.

Значение самоконтроля в жизни человека

Когда люди не могут контролировать свои желания и поступки, это сравнимо с отключением разума в большей или меньшей степени. Субъект не в состоянии рационально мыслить, дать трезвую оценку своим действиям.

Контроль над эмоциями позволяет здраво воспринимать жизнь во всех ее отраслях. Подобный навык поможет избегнуть лишней агрессии в семейных делах или среди коллег.

Овладение методикой самоконтроля основано на отработке и неукоснительном следовании назначенному графику. Способность жить по режиму положительно сказывается на самосовершенствовании.

Первичные основы будущего характера закладываются еще в детстве. Поведение родителей станет примером для ребенка. Когда взрослые умеют быть сдержанными в диалоге и находят компромиссы – дети копируют реакцию и в подобных случаях ведут себя аналогично.

Когда личность умеет сдерживать эмоции, это служит подспорьем в сложных жизненных ситуациях, помогает собраться с силами и поставить себе определенные границы для достижения цели.

Умение сдерживать себя имеет особую важность в следующих случаях:

  • Форс-мажор. При возникновении экстремальной ситуации у контролирующих себя людей больше шансов покинуть ее достойно, а не совершать глупости, руководствуясь импульсивностью.
  • Общественная деятельность. Уметь выбирать слова и сдерживать эмоции, найти компромисс в любой ситуации – очень полезная черта тогда, когда требуется выдержка и дипломатия.
  • Быт. Если один из участников ссоры умеет держать себя в руках — конфликт пресекается в зародыше.
  • Занятия спортом. Спорт опутан ограничениями: режим дня, время тренировки, специальное питание. Каждый спортсмен обязан контролировать себя, чтобы добиться успехов.

Важно понимать собственные финансовые возможности и при необходимости ограничивать желания

Заражение

Это третий основной метод воздействия на личность. Он направлен на массу людей, а не на одного индивидуума. Ярким примером психологического воздействия посредством заражения являются религиозные секты и фан-клубы.

О том, что существует метод заражения, люди знали еще в на заре цивилизованного общества, когда вокруг идола или алтаря проводились массовые обряды с ритуальными танцами и вхождениями в транс.

Сегодня этот метод широко изучается. Он больше известен как психология массы или феномен толпы. Редкая личность сможет противостоять общему порыву и пойти против толпы.

Заражение можно определить по следующим признакам:

отключение сознания;переход в состояние бессознательности;направленность мыслей и чувств в одну сторону;желание осуществления идей в реальность прямо здесь и сейчас;утрата личности;отключение логики;нежелание быть ответственным за свои действия.

Убеждение, внушение и заражение – «три кита», на которых основано психологическое воздействие. Но и остальные методы пользуются популярностью среди тех, кто желает управлять поведением и разумом людей.

Функции социального контроля

Социальный контроль выполняет важную роль в жизни общества — без него общество не могло бы существовать.

Основные функции социального контроля:

  1. Регулирование поведения и отношений людей в социуме.

  2. Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения человеком норм группы.

  3. Функция адаптации — социальный контроль помогает новому члену сообщества адаптироваться к требованиям социума.

  4. Интеграция — реализация эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.

  5. Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.

  6. Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Часто отношение к социальному контролю у людей неоднозначное, и может быть даже откровенно негативным. В ряде случаев он не только ущемляет права, но и поддерживает устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности

При этом важно помнить, что это главный механизм, который обеспечивает стабильность общества

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Анализ окружения человека

Человеку, который желает добиться успеха, но ему что-то мешает, должен начать с анализа своего окружения.

Первое: необходимо выявить, кто тянет вниз, не дает развиваться и с кем после общения ухудшается настроение и появляется желание отдохнуть.

Второе: понять, с кем нужно настроить контакт, чтобы выйти на более высокий уровень развития.

Психологи для анализа окружения рекомендуют применить следующую технику. Это займет 30 минут, понадобится лист бумаги и ручка. Необходимо написать имена 30 людей, с которыми чаще всего приходится общаться. Это могут быть родственники, дети, партнеры, друзья, коллеги, клиенты.

Оценить свое окружение нужно по трем параметрам:

  • мышление и уровень удовлетворенностью жизни;
  • уровень дохода;
  • могут ли чем— то помочь.

Напротив имени поставить знаки плюс, минус или цифру 0.

Я докажу, что 99% наших страхов — нереальны!

В итоге получится три группы, в зависимости от влияния, которое оказывают люди на внутреннее состояние человека

  • положительное (+);
  • нейтральное ( 0 );
  • отрицательное ( — ).

Бывает, что 25 людей близкого окружения из 30 оказывают на человека негативное влияние. Необходимо принять такое положение дел и осознать, что общение вызывает негативные эмоции, пагубно влияет, умаляет достоинство и подрывает веру в себя и свои силы. Такие знакомства мешают самосовершенствоваться, развиваться в желаемых направлениях и сферах жизни.

В такой ситуации поможет только одно —  поменять свое окружение. Но что делать, если вниз тянут те, с кем порвать связь очень сложно или невозможно. Например, с родственниками и родными людьми. Тогда нужно понять, в какие именно моменты люди влияют негативно, стараться не затрагивать острые темы, минимизировать общение, и уметь отстаивать личные границы, не поддаваться на манипуляции.

При выборе партнера в отношениях важную роль играют два параметра: общность взглядов на мир и стремление развиваться. Если скорость саморазвития и мировоззрение двух людей совпадает, то таким партнерам удастся построить гармоничные отношения.

Среди друзей и знакомых должны быть люди, кому человек не безразличен, а основные жизненные ценности совпадают.

Даже партнеры по бизнесу, клиенты, коллеги могут оказывать пагубное влияние на внутреннее состояние человека. Стоит внимательно относиться к окружению на работе, хоть эти люди и не играют главную роль в жизни.

С людьми, которые оказывают нейтральное влияние на человека, можно поступать по собственному желанию. Главное, не допускать ухудшения отношений и вовремя заметить, когда общение с людьми станет вызывать негативные эмоции.

Человеку для достижения своих целей и для саморазвития необходимо повышать количество людей, которые оказывают положительное влияние. И этому есть свои причины.

Как развивать внутренний локус контроля

Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.

Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:

  • контролировать и не переносить свою ответственность на других
  • отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
  • признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание

Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:

  1. Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
  2. Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
  3. Будьте корректным в своем поведении и общении.

Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:

  • Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
  • Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
  • Показывайте свое мнение
  • Внимательно слушайте чужое мнение
  • Держите себя в руках
  • Как можно меньше негатива к окружающим.
  • Своя точка зрения о получаемой информации.

Помните, что:

  1. Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
  2. Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
  3. Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
  4. Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.

Как объяснить близким, что происходит?

В обществе до сих пор сохраняется негативное отношение к расстройствам психики, поэтому человеку с психиатрическим диагнозом сложно рассказать об этом даже близким людям. При этом, поддержка семьи и друзей играет очень важную роль в психологическом благополучии и дает силы справляться стрессовыми ситуациями.

Рассказывая об особенностях и симптомах БАР, вы всегда сможете воспользоваться описанием его симптомов, приведенных в начале этой статьи.

Почему важно информировать близких о своем состоянии:

  1. Родные и друзья смогут заметить опасные изменения в поведении, предшествующие эпизодам, и посоветовать сходить на внеплановый прием к врачу. У врача будет возможность вовремя скорректировать фармакотерапию, что позволит сократить длительность и интенсивность эпизода.
  2. Близкие не будут принимать поведение во время эпизода на свой счет и будут легче переносить вспыльчивость, обидчивость, агрессию. Снизится количество конфликтов и дополнительного стресса для вас. Если вы расскажете значимым людям о диагнозе, это поможет сделать общение с ними более экологичным, позитивным, менее травматичным.

Если вы не хотите в подробностях объяснять свое состояние, по крайней мере, не изолируйте себя от близких людей. Не создавайте для себя нового стресса в виде конфликтов и разрыва отношений с родными и друзьями. Можно просто сократить количество общения. Если во время эпизода вы будете меньше или реже общаться с близкими, это не обязательно вызовет подозрения. У всех бывают периоды высокой загруженности и занятости. И только вам решать — рассказывать кому-то о своем диагнозе или нет.

Поддержку можно найти в психотерапевтических группах и группах поддержки для пациентов с биполярным аффективным расстройством. Это специальные группы с определенными правилами, в которых вы можете познакомиться с людьми с таким же диагнозом, обсуждать волнующие вас вопросы о БАР, получить понимание и поддержку.

Локус контроля

«Локус контроля» –– понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам (атрибуция ответственности). В первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера (1954) выделялись лишь два типа локуса контроля –– интернальный и экстернальный, которые рассматривались как глобальные характеристики личности.

Теория Дж. Роттера относится к классу теории «ожидаемой пользы», то есть в ней утверждается, что поведение человека определяется тем, как он оценивает возможность достичь желаемого результата. Предполагается, в частности, что индивиды с интернальным локусом контроля ведут себя целенаправленно и последовательно, тщательно собирают необходимую для успешных действий информацию, упорно преодолевают трудности и склонны соблюдать социальные нормы.

В других шкалах (К. Уоллстоп) экстернальность измерялась с помощью двух шкал: «Приписывание контроля другим людям» и «Приписывание контроля судьбе». Кроме того, в эмпирических исследованиях было показано, что тип локуса контроля зависит и от конкретной ситуации.

В адрес данной концепции было высказано много критических замечаний, связанных, прежде всего, с противопоставлением внутренних и внешних причин без их дополнительного уточнения, а также с высокой социальной желательностью интернального локуса контроля, что может исказить и ответы испытуемых, и их интерпретацию.

Наряду с внешним и внутренним типом атрибуции ответственности, предлагалось учитывать такие параметры, как стабильность/изменчивость причин, возможность предвидеть результат действий, намерения индивида. К стабильным причинам относятся субъективно оцениваемая трудность задания и способности человека, а к изменчивым — старание и случай.

Несмотря на это, определение типа атрибуции ответственности как внутреннего еще не позволяет ответить на вопрос о том, почему человек пришел к такому выводу, и с помощью каких механизмов осуществляется контроль. Обыденное понимание силы и уверенности значительно отличается от научной трактовки этих терминов.

Многие люди считают, что способность управлять эмоциями, желаниями и непосредственными побуждениями является одной из наиболее важных характеристик сильной личности. Как правило, чтобы достичь ощущения контроля, в подобных случаях они прибегают к подавлению спонтанных побуждений за счет мышечных усилий. Поэтому для более точной оценки влияния воспринимаемого контроля на поведение необходимо учитывать методы, с помощью которых он устанавливается и поддерживается. Часто субъективно воспринимаемый контроль достигается за счет действий, опасных для самого индивида, за счет подавления других людей или открытого противодействия всем социальным нормам. При этом, чем меньше у человека возможностей реально управлять ситуацией, тем больше вероятность подобного поведения.

Имеются некоторые эмпирические основания для того, чтобы считать лиц с выраженной интернальной атрибуцией ответственности нонконформистами, активно сопротивляющимися любому влиянию. С целью установления контроля человек может активно воздействовать на ситуацию, пытаясь изменить ее в том случае, если она его не устраивает, однако эффективность подобного поведения зависит от способности индивида дифференцировать ситуации, подвластные его контролю, от ситуаций, которые не могут быть изменены.

Таким образом, речь идет скорее об оптимальном соотношение интернальности-экстернальности и о параметрах данной конкретной ситуации, в которой для приспособления индивидуума будет эффективной интернальность или экстернальность.

Приемы повышения стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость – это набор качеств личности, позволяющий переносить стрессы с наименьшим вредом для здоровья. Устойчивость к стрессу может быть врожденной особенностью нервной системы, но ее можно и развить.

Повышение самооценки. Доказана зависимость – чем выше уровень самооценки, тем выше стрессоустойчивость. Психологи советуют: формируйте уверенное поведение, общайтесь, двигайтесь, действуйте, как уверенный в себе человек. Со временем поведение перерастет во внутреннюю уверенность в своих силах.

Медитация. Регулярная медитация несколько раз в неделю по 10 мин снижает уровень тревоги и степень реакции на стрессовые ситуации. Она также снижает уровень агрессии, что способствует конструктивному общению в стрессовой ситуации.

Ответственность. Когда человек отходит от позиции жертвы, и берет на себя ответственность за происходящее, он становится менее уязвим к внешним воздействиям.

Интерес к изменениям. Человеку свойственно бояться изменений, поэтому неожиданность и новые обстоятельства часто провоцируют стресс

Важно создать установку, которая поможет воспринимать изменения как новые возможности. Спрашивайте себя: «что хорошего может принести мне новая ситуация или жизненные перемены»

Стремление к достижениям. Люди, которые стремятся достичь цели, реже испытывают стресс, по сравнению с теми, кто пытается избежать неудач

Поэтому для повышения стрессоустойчивости важно планировать жизнь, ставя краткосрочные и глобальные цели

Ориентация на результат помогает не обращать внимание на мелкие неурядицы, возникающие на пути к цели

Тайм-менеджмент. Правильное распределение времени избавляет от цейтнота – одного из главных стрессовых факторов. Для борьбы с дефицитом времени удобно пользоваться матрицей Эйзенхауэра. В ее основе лежит деление всех ежедневных дел на 4 категории: важные и срочные, важные несрочные, не важные срочные, не важные и несрочные.

Методика изучения

Еще в 1966 году Джулиан Роттер разработал методику, позволяющую оценить локус контроля человека. Многие психологи пытались видоизменить тест. Сегодня чаще всего используется классический вариант и модификация О. П. Елисеева «Когнитивная ориентация».

Шкала «Локус контроля»

Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.

Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.

  1. Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
  2. Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
  3. Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
  4. Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
  5. Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
  6. Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
  7. Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
  8. Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
  9. Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
  10. Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
  11. Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
  12. Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
  13. Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
  14. Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
  15. Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
  16. То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
  17. Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
  18. В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
  19. Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
  20. При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
  21. Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
  22. Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
  23. Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
  24. Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
  25. Плохой руководитель — вина сотрудников.
  26. Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
  27. Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
  28. Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
  29. Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
  30. Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
  31. Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
  32. Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
  33. В моих неудачах виноваты окружающие.
  34. Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
  35. Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
  36. Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
  37. То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
  38. Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
  39. Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
  40. Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
  41. Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
  42. Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
  43. Большинство моих побед — заслуга окружающих.
  44. Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.

Как выработать здоровое отношение к контролю?

Внутренний родитель – по сути, проекция наших реальных родителей. И внутренний контролер обычно говорит их голосом, иногда даже теми же словами и интонациями. Так как у большинства людей родители были далеки от психологической грамотности и понимания того, как правильно воспитывать детей, то этот голос, как правило, слишком строгий и придирчивый.

Но любой человек, даже тот, у кого очень сильный или наоборот, «ленивый» контролер, может изменить ситуацию. С контролером можно договориться, даже перевоспитать его. Как это сделать?

  • Признать существование и полезность функции контроля
  • Признать права других людей жить так, как они хотят
  • Признать свое право на ошибки
  • Развивать взрослое состояние
  • Поощрять внутреннего ребенка
  • Формировать адекватного внутреннего родителя

Работа с внутренними состояниями – родителем, ребенком и взрослым. Об этом вы можете прочитать в статье «Общение с окружающими людьми из разных состояний личности».

Признание контроля может оказаться сложнее. Мы часто пытаемся бороться со своими качествами, которые полагаем негативными, в то время как на самом деле борьба и отрицание только дают им дополнительные силы. Но сказать себе «я признаю, что во мне есть функция контроля» недостаточно, необходима внутренняя работа.

Хороший способ научиться примиряться с различными проявлениями своей личности – регулярно применять практику согласованности. О ней подробно рассказывается в материале «Согласованность и успех: гармония с самим собой». Это практика при всей своей кажущейся простоте творит чудеса – если применять ее регулярно.

Принятие окружающих с их достоинствами и недостатками, признание того, что у каждого из них есть право на свой путь и на ошибки – это одна из самых сложных задач для каждого человека. Какие-то простые практики для этого назвать сложно, кроме разве что регулярного напоминания самому себе. Но обычно, если человек занимается психологической работой и развивает себя, лояльное отношение к окружающим постепенно вырабатывается само собой.

Вадим Куркин

5 причин чрезмерного контроля работы сотрудников

В некоторых ситуациях в компании возникают проблемы не потому, что руководитель не контролирует работу персонала, но по причине слишком активной слежки. На первый взгляд может показаться, что все сделано правильно, однако в реальности же контроль не помогает развивать процессы и улучшать результат. Причина кроется в том, что отслеживается каждый шаг специалистов. Почему контроль становится чрезмерным? Причины могут быть следующие:

1. Персонал нарушает договоренности. В этом случае руководитель должен понять, почему так происходит. Не нужно сразу обвинять работников в безответственности. Сначала следует исключить очевидные причины нарушения договоренностей:

Начальник сам нарушает установленные правила. В большинстве случаев подчиненные действуют точно так же, как и руководство. Если вы время от времени забываете о данных обещаниях, не удивляйтесь, если сотрудники поступят так же.
В организации не принято соблюдать договоренности

Здесь очень важно, насколько развита корпоративная культура. Специалист должен понимать, что следует предупредить начальника, если он осознал невозможность выполнения договоренностей

Кроме того, к нарушителям должны быть применены жесткие меры.

2. Начальство не доверяет сотрудникам. Такая ситуация возникает чаще всего, когда коллектив нарушает договоренности либо когда руководитель не обладает навыками и опытом управления персоналом. Встречаются также случаи, в которых начальник уверен, что он лучше всех знает, как нужно поступить, при этом считает подчиненных глупыми, бесполезными и безответственными. Такое поведение руководителя приведет к тому, что коллектив действительно станет таким, как описано выше.

3. Неквалифицированные специалисты. Если у вас работают студенты и неопытные сотрудники, придется отслеживать каждое их действие. Если руководитель потеряет бдительность, будет допущено множество ошибок. Чтобы избежать такого поворота событий, работник должен повысить свою квалификацию. Также его можно перевести на другую должность. Если это невозможно, специалиста увольняют.

Михаил Дашкиев о Сергее Азимове

4. Некомпетентный начальник. Если руководитель не умеет планировать и делегировать, ему придется постоянно контролировать работу сотрудников. Как понять, что контроль чрезмерный? В этом случае над контролерами будут другие контролеры.

5. Неорганизованное планирование. Чтобы работники смогли планировать свою работу, у них должны иметься все технологии. Об этом должен позаботиться начальник. Неправильный подход руководства – предоставить право выбора технологии подчиненным. Такой подход указывает на то, что у начальника слабый характер. Все это приведет к тому, что поставленные задачи либо вообще не будут достигнуты, либо результат работы окажется неудовлетворительным.

Инструменты психологического воздействия

Одно дело, когда человек находится рядом и вы можете убедить его словами, взглядом, движениями, интонацией. Но что делать, если цель – сознание аудитории людей, находящихся в разных городах и даже странах.

Для этого используются инструменты психологического воздействия:

Военные средства.Торговые и финансовые санкции.Политические средства.Изобразительное и музыкальное искусство.СМИ.Интернет.

Управление массами при помощи этих инструментов приводит к ошеломляющим результатам. Мы привыкли верить тому, что читаем в интернете и видим по телевизору и нам в голову не придет, что это очередной способ психологического воздействия. Возьмем в пример каноны красоты, которые были 50 лет назад и существующие сейчас. Те и другие диктовала мода с помощью СМИ, чтобы продавать свои продукты.

Роль случая: как обществу относиться к научным выводам об успехе

Рассмотренными выше факторами не исчерпывается список влияющих на благосостояние человека причин, которые рассматриваются современной социологией достижений. Существует большой пласт исследований, касающихся, например, таких предикторов, как:

  • наличие «влиятельных других» в профессиональной или академической среде человека;
  • роль случая и место рождения;
  • рост и физическая привлекательность;
  • различные поведенческие характеристики, такие как агрессивность, застенчивость, социальная неадаптивность;
  • стиль воспитания родителей, численность семьи и др.

Тем не менее все их можно соотнести с тремя глобальными метафакторами: среда, интеллект, выраженный в тестах на когнитивные способности, и персональность — причем именно последние два считаются наиболее статистически значимыми. Но тут перед социальной психологией при оценке данных факторов встает вопрос: что стоит за этой статистической значимостью?

Способны ли стандартные когнитивные тесты измерить интеллект человека и сделать на основании этого выводы о его мышлении, а именно: может ли математический или визуальный тест подтвердить скорость и качество принятия решений человеком вне реального жизненного контекста? Судя по исследованиям, может.

Мотивация и интерес, которые передаются далее — от тестов к остальной деятельности. Но если мы говорим о мотивации, что за ней стоит и что ее формирует — цели, родительские и социальные примеры, случайные факторы среды? Тут социальная психология предлагает гораздо меньше конкретных ответов.

То же касается и предикторов, связанных с характером человека. Под воздействием чего формируются те или иные черты характера, темперамента или поведения индивидуума — и можно ли на этот процесс влиять, провоцируя у детей проявление более адаптивных черт?

Одним из самых больших научных споров в истории психологии является дискуссия «Гены или среда».

Главенствовавший в психологии в течение длительного времени бихевиоризм, утверждающий, что все грани человеческой личности формируются под влиянием внешней среды, к концу XX века начал уступать место идее наследуемости многих характеристик человека.

Дальнейшие дискуссии ведутся уже об уровне этого соотношения генов и среды для каждой из черт и о том, что эти соотношения могут значить, например для людей, проигравших в «генетической лотерее».

Также отдельно стоит вопрос и практического применения выводов социальной психологии в образовании и воспитании. Показательным примером является разработка методов развития у детей сознательности, которую ранее мы выделили как один самых сильных предикторов дальнейшего благополучия практически во всех сферах — работе, здоровье и отношениях.

Но доказано, например, что проявление данной черты в подростковом возрасте может отрицательно сказываться на социальной коммуникации подростка и восприятии его сверстниками. Наверное, у каждого из нас был в детстве такой товарищ, который, когда все забирались на дерево, оставался внизу и жаловался преподавателю или воспитателю. Получал ли этот ребенок выгоды в образовательном плане — в виде восприятия этого ребенка взрослым окружением как послушного и ответственного? Скорее всего. В социальном плане? Вряд ли. То же касается и развития креативности, которая отрицательно коррелирует с уровнем сознательности индивидуума.

Одним из самых главных конструктов, лежащих в основе доминирующей в мире либерально-демократической идеологии, является понятие меритократии, означающее, что каждый в жизни достоин того уровня благосостояния, которого он смог достичь собственным трудом.

Но насколько меритократия возможна в обществе, в котором столь существенную роль в траектории жизни человека играют социальный бэкграунд и связанный с ним уровень образования, — когда семьи могут из поколения в поколение передавать свой социальный капитал, сильно ограничивая вертикальную мобильность для других? Решением этого вопроса могут стать ограничения наследования, прогрессивное налогообложение, изменение условий поступления в высшие учебные заведения.

Но без принятия обществом выводов современной социологии достижений, сколь «нежелательными» для адептов меритократии они бы ни были, любые долгосрочные изменения в жизни социума будут невозможны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: