Метод проб и ошибок: как получать знания из опыта

Ставя под сомнение свои мысли

Другой важной частью когнитивной реструктуризации является изучение того, как подвергать сомнению мысли, особенно те, которые мешают жить продуктивной жизнью. Специалист может научить вас, как использовать метод опроса Сократа, чтобы выяснить, где и как ваши автоматические мысли предвзяты или нелогичны

Специалист может научить вас, как использовать метод опроса Сократа, чтобы выяснить, где и как ваши автоматические мысли предвзяты или нелогичны.

Некоторые вопросы, которые вы можете задать, включают в себя:

  1. Эта мысль основана на эмоциях или фактах?
  2. Какие есть доказательства того, что эта мысль верна?
  3. Как я могу проверить это убеждение?
  4. Что плохое может случится? Что я могу сделать, если случится худшее?
  5. Какие есть способы, чтобы интерпретировать информацию?

Например, если вы испытываете когнитивное искажение, называемые катастрофическими, вы можете предположить наихудший возможный результат в стрессовой ситуации. Задавая вопрос об этом образе мышления, вы можете попросить себя перечислить все возможные результаты. Вы можете спросить себя, насколько вероятен каждый возможный исход.

Методы латерального мышления

Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

Метод 1. Шесть шляп мышления

Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

  • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
  • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
  • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
  • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
  • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
  • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

  • Прямая: подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
  • Личная: представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
  • Обобщающая: кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
  • Символическая: пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

Метод 3. Случайное слово

Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

Метод 4. Выход за рамки

Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

Особенности человека с позитивным мышлением

Как мыслить позитивно? Некоторые личности видят во всем, что их окружает, только хорошее. Такой человек, мыслящий позитивно, обладает следующими характеристиками.

  • Ищет во всем преимущества.
  • Интересуется новой информацией, как дополнительной возможностью.
  • Улучшает жизнь, создает планы и идеи, много работает для своей цели.
  • Относится к людям нейтрально или хорошо.
  • Наблюдает за успешными с целью учета их опыта.
  • Спокойно относится к достижениями и обдумывает, почему это возможно.
  • Обладает щедростью в эмоциональном и материальном планах.

Как изменить себя? Следует сделать вывод, что успехи появляются в результате кропотливого труда людей с позитивным мышлением.

Поощрение или наказание.

Одна из проблем научения – не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания – устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда – новое

Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение – нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, – но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки

Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.

Как научиться мыслить амбивалентно?

Трудно менять способ мыслить, особенно если нравятся радикальные суждения. Но попытки научат применять всесторонний подход к проблемам, что поможет исключить поспешные оценки. Есть ряд правил для того, чтобы мыслить позитивно чтобы изменить свою судьбу.

  • Следует отказаться от строгих суждений. Например, не произносить их. Воздерживаясь от разделения на “плохое” и “хорошее”, можно понять, что мир не может ограничиться двумя данными категориями.
  • Если воспринимать перспективу того или иного события, будет возможно оценить его значимость.
  • Нужно принять то, что человек может ошибаться. Почувствовав себя на месте противника, можно осознать, что именно его точка зрения правильная.
  • Привыкнув к тому, что истинное решение не однозначно, человек учится принимать иное мнение и видеть проблему всесторонне.

Частичное подкрепление.

Инструментальное научение с использованием поощрения – например, приучение крысы в ящике Скиннера нажимать на рычаг ради получения пищи или похвала ребенку, когда он говорит «спасибо» и «пожалуйста», – предполагает несколько видов зависимости между поведением и поощрением. Самый обычный вид зависимости – постоянное подкрепление, при котором награда выдается за каждую правильную реакцию. Другой вариант – частичное подкрепление, предлагающее поощрение только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день

Воздействие частичного подкрепления важно и представляет большой интерес. При частичном подкреплении для освоения желаемого поведения требуется больше времени, но результаты оказываются гораздо более стойкими. Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется «угасанием»

Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается

Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется «угасанием». Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается.

Выявление противоречий

«Теория решения изобретательских задач» — методология советского инженера Генриха Альтшуллера. Изобретательская задача – сложная задача, которую можно решить с помощью выявления противоречия и устранения его.

Как это работает?

Ситуация

Посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. В небоскребах лифтовые вентиляционные шахты, лестничные колодцы действовали как гигантские вытяжные трубы, создавая мощные воздушные потоки. Мощная тяга не давала открыть двери и окна. Чтобы вихрей не было, двери должны быть всегда закрыты. Чтобы люди могли входить, двери должны быть открыты.

Естественной идеей представлялось сделать шлюз, но им должен был кто-то управлять, дешево решить задачу не получалось. Идеально было бы добиться того, чтобы одни двери сами закрывались, когда открываются другие.

Формулируем задачу.

Придумать систему открытия и закрытия дверей.

Выявляем противоречие.

Дверь всегда закрыта относительно здания и открыта относительно человека

Обращаемся к типовым приемам.

Принцип универсальности (дверь может быть одновременно и закрытая, и открытая).

Получаем результат.

Анализируем и улучшаем: вращающаяся дверь.

Легенда.

Будет выглядеть странным, если вы вдруг станете совершенно другим человеком. Чтобы помочь сознанию других людей адаптировать к вашей персоне, нужна легенда.

Чтобы вам было легче и для смягчения дикого дискомфорта, тоже нужна легенда.

В какие моменты человек резко меняется? Когда с ним что-то случается! Придумайте свою легенду. Суть легенды в том, что вы УЖЕ изменились. С вами приключилось что-то и вы уже немного другой… Ниже я приведу несколько простых примеров

Вас ударила молния.

Вы упали и ударились головой об асфальт.

Вы потеряли память.

Вы встретили бородатого старика с седой бородой и он вам кое-что поведал.

Вам приснился вещий сон.

Вы пережили смерть. Попили с ней кофейку…

Вы чувствуете в себе другого человека.

И представьте себе это, поверьте в это сами! Наша реальность обусловлена только тем, что у нас в голове, а не то что за ее пределами. Поэтому во что веришь, то и реально.

Если вы чувствуете себя мега уверенно, то в таком случае легенда вам не нужна. Тогда просто делайте, тогда просто действуйте!

После того, как ваше окружение поверит в легенду, после этого начинайте куражиться и изменять свое мышление. Я всего лишь дам рекомендации, а вы выполняйте их в любой последовательности. Ниже написаны 20 рекомендаций, которые изменят ваше мышление, чем больше вы их выполните, тем сильнее изменится ваше мышление. Погнали…

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это метод и процесс решения конкретных задач, который помогает понять пользователя, осмыслить его проблему и найти альтернативные решения. Правильный перевод слова «дизайн» в термине — это проектирование, конструирование и создание чего-то нового.

В дизайн-мышлении важнее всего то, что в центре стоят потребности и запросы конкретного человека, а не государства, организации или менеджеров со стороны заказчика.

Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее учёные Станфордского университета развили её и основали Stanford d.school — «место для исследователей и экспериментаторов», которое популяризирует этот подход.

В некоторых компаниях дизайн-мышление становится парадигмой и даже идеологией, например в Google, где по этому методу команды исследователей и разработчиков придумывают и тестируют новые идеи.

В основе дизайн-мышления три принципа:

Формы научения

Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений

Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли

Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Типы и виды научения

Традиционно различают 4 типа научения:

  1. привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
  2. классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
  3. оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
  4. комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.

Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).

В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.

Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:

  • сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
  • моторное – выработка полезных действий;
  • сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.

Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.

Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:

  • знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
  • навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
  • действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.

По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.

Методы развития критического мышления

Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.

Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.

Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.

Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.

Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.

Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.

Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:

  • Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно.
  • Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни.
  • Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте.
  • Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет.
  • Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете.
  • Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными.

Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.

Ошибки в работе с дизайн-мышлением

Может показаться, что дизайн-мышление — универсальный, не вызывающий проблем инструмент. Но это не так. Основатель и партнер лаборатории Wonderfull Мария Сташенко в статье на Medium.com пишет, что порой внедрение метода в работу заканчивается неудачей. Причин такого исхода несколько:

  1. Односторонний взгляд на проблемы пользователей, которые команда собирается решать. Чтобы избежать этого, к работе по методу дизайн-мышления необходимо привлекать специалистов из разных областей (дизайнеров, разработчиков и аналитиков).
  2. Поверхностное использование метода. Команда на глаз прикидывает проблемы пользователей, не подкрепляя свои суждения фактами. Из-за этого в финале получается продукт, который на самом деле не нужен целевой аудитории. Справиться с этим можно, применив как можно больше реальных методов исследования.
  3. Критика идей на этапе генерации. Это тормозит процесс креатива, многие хорошие идеи теряются. Чтобы решить проблему, перед началом брейншторма договоритесь, что критика запрещена, и строго следите за этим.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий и с последующим формулированием обоснованных выводов. Именно так люди получают достоверные оценки и интерпретации, а также возможность использовать полученные результаты к актуальным для них проблемам и вопросам.

Критическое мышление способствует объективному взгляду на идеи, решения и поступки, позволяет определять слабые места и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи. Однако критическое и логическое мышление ни в коем случае нельзя путать, т.к. первое подразумевает применение второго. Критика опирается на логику в построении логических цепочек и закономерностей, часто служащих основой критических выводов и умозаключений.

Критическое мышление вкупе с мышлением логическим дарит человеку возможность находить закономерности, предугадывать варианты развития событий, определять взаимосвязь объектов, предметов и явлений без необходимости погружаться в серьезные исследования, грамотно обосновывать свою точку зрения посредством языковых инструментов.

При более подробном рассмотрении обучение критическому мышлению предлагает нам огромное количество преимуществ, способных принести практическую пользу в личной, социальной и профессиональной сферах деятельности.

Частые вопросы

Что такое упрощенное мышление?

+

Это стереотипное мышление. Стереотипы упрощают мышление, усложняя при этом жизнь. Само понятие «стереотип» родом из типографского дела и означает монолитную печатную форму, клише для машин. Стереотипы проще, чем реальность. Люди заимствуют их из СМИ, у знакомых, а не формулируют их сами на основе личного опыта. Все стереотипы ложны в той или иной степени и приписывают человеку черты, которыми он должен обладать в силу принадлежности к определенной группе. Но главное – стереотипы очень живучи. Даже если человек убедился в ложности стереотипа, он не откажется от него, а будет утверждать, что исключение подтверждает правило. Вес мир покрыт пеленой стереотипов, каждый из нас носит с собой багаж устаревших установок. Потому что, на первый взгляд, шаблонное мышление сильно облегчает восприятие. Если вы хотите изменить ход мыслей, избавляйтесь от упрощенного мышления, смотрите на мир шире и стройте свою жизнь на основе ваших ценностей.

Что такое альтернативная визуализация? Как она поможет поменять мышление?

+

Визуализация – это создание мысленного образа цели. Вы представляете, чего хотите добиться, и ищете способы, как это сделать. Визуализация содержит и объект желания, и действия по его обретению. Например, если на улице пасмурно, вы можете включить яркую люстру и настроиться на позитивное мышление.

Правда ли, что наш разум не видит разницы между реальным и воображаемым?

+

Да, это одно из базовых качеств мозга. Он ищет и замечает в реальности лишь то, о чем человек думает. Большую часть времени мозг работает без участия сознания.

С кем лучше общаться, чтобы поменять мысли в голове на позитивные?

+

Обычно человек предпочитает находиться в обществе тех, с кем он чувствует себя увереннее. Но анекдоты про «некрасивую подружку» придумали люди, имеющие стереотипное мышление. Не стоит выбирать окружение, на фоне которого вы выглядите успешнее, умнее, красивее. Пусть оно вдохновляет вас, помогает измениться в лучшую сторону.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: