Скиннер и критика традиционной психологии
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.
Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.
Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.
Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.
Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.
Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.
Как работает классическое обусловливание?
Даже если вы не студент-психолог, вы в любом случае слышали о собаках Павлова. В своём знаменитом опыте Иван Павлов обнаружил, что собаки начали выделять слюну в ответ на нейтральный стимул в паре с пищей. Павлов понял, что это условный рефлекс, и приступил к дальнейшему исследованию процесса обусловливания.
Классическое обусловливание включает в себя связывание ранее нейтрального стимула (например, звука колокольчика) с безусловным (вкус пищи). Этот безусловный стимул естественен и автоматически запускает слюноотделение. После связывания, звук колокольчика начинает вызывать слюноотделение уже самостоятельно. То есть, звук колокольчика является условным раздражителем, а слюноотделение в ответ на звонок — условным рефлексом.
Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
Эдвард Толмен — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и создатель когнитивного бихевиоризма.
Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.
Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.
Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.
Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.
Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.
Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».Когнитивная карта — это субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты.Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним животное, запущенное в лабиринт, узнает, куда и как ему нужно добраться.
Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.
Способ формирования
Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.
Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.
Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия. Нередко оперантное научение называют методом Скиннера – в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно
По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей
Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.
Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии
Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.
Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.
Кстати, о формировании полезных привычек
Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях
Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.
Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!
Советуем также прочитать:
- Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
- Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом
- Возникновение позитивизма
- Бихевиоризм: основные положения, представители и направления
- Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут
- Прикладной анализ поведения: от стимулов к реакциям
- Ситуационизм в психологии и поведение человека
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
- Метод изучения психологии Вундта
Ключевые слова:1Психорегуляция
Бихевиоризм по Беррусу Фредерику Скиннеру
Работа Скиннера основана на взгляде на классическую обусловленность как на слишком простую, чтобы дать полное объяснение сложного человеческого поведения. Скиннер считал, что лучший способ понять человеческое поведение — это проверить причины действия и его последствия. Он назвал этот подход «оперантным обусловливанием».
Оперантное обусловливание связано с оперантами: намеренными действиями, которые влияют на окружающую нас среду. Скиннер начал выявлять процессы, которые сделали возникновение определенных оперантных форм поведения более или менее вероятным.
Теория оперантного обусловливания Скиннера основана на работе Торндайка (1905). Эдвард Торндайк изучал обучение на животных, используя коробку-головоломку, чтобы предложить теорию, известную как «Закон эффекта».
Теория оперантного научения б Скиннера. Оперантное обусловливание Б. Ф. Скиннера
Другим психологом, на этот раз — американцем, который оказал несомненное влияние на поведенческую психотерапию, был Б. Ф. Скиннер (1904—1990). Вероятно, именно психотерапевтическое и педагогическое применение теории оперантного обусловливания ответственно за то, что Скиннер много лет оставался ведущим психологом в Америке.
В основании теории оперантного обусловливания лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий — стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера — в большинстве случаев) поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы. В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри и получала полную свободу действий. В ходе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая также не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправленно следовала к педали и, нажав на нее, получала желаемое.
Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение — активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное — реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.
Но сама по себе исследовательская активность ничего не дает — она лишь увеличивает шансы встретить те или иные последствия. То, каким образом видоизменяется поведение, зависит в первую очередь от характера последствий — от того, будут эти последствия приятными или неприятными. Приятные последствия Скиннер называл позитивным подкреплением. Экспериментируя с разными типами подкрепления, Скиннер вывел одну бесспорную и всегда воспроизводимую закономерность: образцы поведения (операнты), вслед за которыми следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Крыса чаще нажимает на педаль, если непосредственно вслед за этим действием она получает кусочек пищи. Голубь, помещенный в клетку, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть в него. Но если сразу вслед за этим он получит пищу — зернышко, то этот оперант (действие в расчете на успех) будет чаще встречаться в будущем. Человек, которого вкусно накормят в одном из ресторанов города, будет чаще ходить в этот ресторан, даже если он довольно далеко расположен от дома.
Как начался бихевиоризм??
Русский доктор Павлов был первым, кто изучил теории бихевиоризма в 1890-х годах. Классическая обусловленность Павлова была обнаружена случайно, когда он обнаружил в эксперименте по пищеварению своих собак, что они выделяют слюну, когда он входит в комнату. , даже не принося еду с.
Подводя итог, классическая обусловленность подразумевает обучение, которое связывает безусловный стимул, который по умолчанию вызывает реакцию в организме (например, рефлекс) с новым стимулом, так что последний также несет тот же ответ.
Эта теория была позже разработана Уотсоном (1913), который был американским психологом, который основал поведенческую психологическую школу, опубликовав статью под названием «Психология глазами бихевиориста». Позже он заставил ребенка бояться белой крысы.
Торндайк, американский психолог и педагог, формализовал термин «Закон действия» в 1905 году. В 1936 году Скиннер, американский психолог, составивший истинную направленность этой статьи, опубликовал «Поведение организмов» и представил концепции оперантного кондиционирования и моделирования.
Краткая биография Скиннера
Американский ученый, лидер современного бихевиоризма, БерресФредерикСкиннер (1904–1990) до избрания научной стезипробовал свои силы в писательском деле. Со временемон понимает, что раскрыть свой потенциал и тягу к знаниям он сможет на научном поприще. Оканчивает Гарвардский университет с дипломом психолога. Большое влияние на нового специалиста оказал У. Крозье, ученый-бихевиорист, благодаря которому Скиннер стал приверженцем этого направления.В 1948 году Беррес Фредерик издал роман «Уолден-два», который описывает утопическое общество.
Скиннер работал до конца жизни. Став профессором Гарварда в области психологии, читал лекции в крупнейших университетах США. Отмечен Президентской медалью за науку, Беррес Фредерик Скиннер – признанный лидер необихевиоризма.
Голодный голубь
На примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой. Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку. Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.
Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.
Виды подкрепления
Согласно теории оперантного обусловливания, подкрепление может быть:
первичным – это жизненно важные потребности, такие как еда, секс, безопасность, отсутствие боли;
вторичным – деньги, уважение, престиж, внимание, социальное одобрение и т.д.
Например, ребенок получил хорошую оценку и за это родители его похвалили. Это повторяется несколько раз. У него формируется ассоциативная связь: «хорошая отметка приведет к похвале». Ради одобрения родителей, он начнет стремиться получать только хорошие оценки.
Но, чтобы эта теория «работала» нужно соблюдать правила эффективного подкрепления. Одно из них – это постоянство и предсказуемость.
Когда крыса каждый раз после нажатия педали получала еду, ее поведение было стабильным и четко направленным. Но потом Скиннер немного изменил условия. После нажатия педали крыса не всегда получала еду, а через раз.
После этого наступило угасание реакции – ассоциативная связь, которая была когда-то сформирована, разрушилась. Также и с людьми. Если ребенок, принося из школы хорошие оценки, то получает похвалу, то нет – его поведение быстро изменится.
Он поймет, что хорошие оценки ему никак не помогут получить желаемое от родителей, потому что их похвала зависит не от него, а от их настроения, усталости и прочего.
Также и со взрослыми. Если человек, вовремя закончив проект, всегда получает премию, работодатель обретет исполнительного и старательного сотрудника.
Но если премии выплачиваются не постоянно, то работник сделает вывод, что нет особого смысла оставаться по вечерам.
Скиннер выделял 3 вида подкрепления:
- позитивное подкрепление;
- негативное подкрепление;
- наказание.
Позитивное подкрепление
Это последствия, которые вызывают у человека или любого другого существа, позитивные эмоции: радость, удовольствие, а также приятные ощущения, например, сытость, тепло. Это та награда, которую мы получаем за работу.
Негативное подкрепление
Это ситуация, в которой удалось избежать наказания. Например, если ребенку угрожают, что за плохое поведение он лишиться подарков на Новый год. Или сотруднику говорят, что если он сорвет сроки работы, он будет уволен.
Чтобы избежать неприятного наказания, человек ведет себя «хорошо».
Наказание
Это наказание за определенные действия: боль, голод, игнорирование, осуждение, штрафы, лишение премии и так далее. А также, это лишение чего-то приятного за неправильное и нежелательное действие.
В общем все, что вызывает у человека негативные эмоции, и не важно, это ребенок, которого поставили в угол или муж, которому не приготовили ужин
Что лучше «работает»
Одним из революционных открытий Скиннера было то, что благодаря своим экспериментам он смог доказать – наиболее эффективным является позитивное подкрепление. Именно похвала, премии, награда лучше всего мотивируют человека делать то, что нужно.
На втором месте было негативное подкрепление – желание избежать неудовольствия и наказания тоже повышает эффективность работы.
А вот наказание, как показали эксперименты, не стимулирует правильное поведение. Наоборот, в какой-то момент происходит снижение мотивации. Человек перестает делать то, что от него требуется даже понимая, что будут санкции.
Формы научения
Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.
Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.
Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений
Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли
Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.
Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.
Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.
Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.
Кем был Б. Ф. Скиннер?
Психолог, философ, изобретатель и автор. Это лишь некоторые из профессий, приписываемых известному психологу американского происхождения Буррусу Фредерику Скиннеру. Он считается одним из главных авторов и исследователей в поведенческом потоке Северной Америки.
Одним из его основных объектов изучения было поведение человека. В частности, он пытался объяснить, как это работает в ответ на различные стимулы, которые могут повлиять на него.
Через экспериментальные манипуляции и наблюдение за поведением животных, Скиннер изложил свои первые теории о роли, которую подкрепление играет в поведении, создав из них принципы теории оперантного обусловливания.
Для Скиннера использование так называемых положительных и отрицательных подкреплений жизненно важно изменить поведение людей и животных; хорошо, чтобы увеличить или усилить определенное поведение или подавить или устранить их. Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы перейти к следующему информационному центру.
Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы перейти к следующему информационному центру..
Наконец, Скиннер также породил серию очерков, окруженных определенной полемикой, в которой он предложил использовать психологические приемы модификации поведения с целью повысить качество общества и тем самым укрепить счастье людей, как вид социальной инженерии для счастья и благополучия мужчин и женщин.
Образовательные практические приложения
В обычной учебной ситуации оперантное кондиционирование применяется к темам, связанным с классами и обучением, а не к содержанию, относящемуся к обучению.
Что касается применения моделирования поведения в образовательных целях, простой способ моделирования поведения — это предоставить Обратная связь (обратная связь) относительно успеваемости учащегося (например, комплименты, знаки одобрения, поощрения).
Например, если учитель хочет побудить своих учеников отвечать на вопросы в классе, он должен хвалить их при каждой попытке, независимо от того, правильный ответ или нет. Постепенно учитель будет хвалить учеников только тогда, когда их ответы верны, а со временем будут хвалить только исключительные ответы.
Нежелательное поведение, такое как опоздания с приходом в класс и доминирование в обсуждениях в классе, может быть устранено игнорированием учителем, а не усилением путем привлечения внимания учителя к такому поведению.
Также важно знать, что вы добились успеха, поскольку это мотивирует к дальнейшему обучению. Однако важно варьировать тип предоставляемого подкрепления, чтобы поведение поддерживалось
Это непростая задача, поскольку учитель может показаться неискренним, если он слишком много думает о том, как ему следует вести себя, хваля ученика.
Теория бихевиоризма
Гештальтпсихология — что это в психологии кратко
Теория анализа поведения оформилась в самостоятельную школу и была названа «бихевиоризм». Представители этой школы в качестве методологии психологического бихевиоризма выделили:
- Теоретическую базу: поведение человека обусловлено физиологическими рефлексами (одни формы поведения являются врожденными, другие – передаются по наследству);
- Предмет изучения: поведение и различные поведенческие реакции;
- Основной метод – наблюдение;
- Гипотезу: зарождение поведения происходит в результате действия стимулов (если известен стимул, можно предугадать реакцию) и систематического обучения (понятными примерами этого являются овладение речью и формирование мышления);
- Условие подтверждения гипотезы: развитие психических функций способствует закреплению приобретенных навыков;
- Задачу направления: формировать и контролировать поведение людей.
Важно! Бихевиоризм – это систематический подход, имеющий четкую структуру. Согласно положениям этой научной школы, поведение человека – это совокупность внешних реакций, которые возникли в результате воздействия на организм внешних раздражителей
Направления бихевиоризма
Внимание! Последователи бихевиоризма ощутили недоработанность данного подхода. Объяснение работы сознания человека не вписывалось в стандартную схему «стимул – реакция»
Возникла необходимость введения в поведенческие схемы мотивационного звена.
В результате бихевиоризм распался на несколько направлений:
- Когнитивный бихевиоризм, основанный Э. Толменом. Исследователь добавил в традиционную схему «стимул – реакция» промежуточное звено «познавательную деятельность».
- Целевой бихевиоризм – это аргументирование поведения стоящей перед животным или человеком целью. Так, например, в ряде исследований наглядно проиллюстрировано, что крысы бегут по лабиринту, потому что они голодны, ими движет голод. Цель их поведения – найти пищу.
- Социальный бихевиоризм предлагает в изучении реагирования человека на ту или иную ситуацию принимать в учет его социальный опыт.
Зарождение бихевиоризма произошло в 19 веке. Первоначальные методологические основы этого подхода нельзя брать для работы в неизменном виде. Однако сегодня достижения этой психологической школы находят применение в психоанализе, политологии и менеджменте.
Бихевиоризм в менеджменте
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.
Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия
Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.
На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).
В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».
Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.
Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.
Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).