Ощущения: что это такое и какими они бывают

Зачем и как тренировать ощущения?

При регулярной тренировке ощущений наблюдается значительное улучшение памяти. Известный факт, что информация будет запоминаться намного лучше, если она ассоциирована с каким-либо ощущением с органа чувств. К примеру, для улучшения прогресса в английском слова можно писать, делать более яркими или даже формировать связь с каким-то запахом. При этом процессы, протекающие в памяти, помогают хорошо развивать творческое мышление. Другими словами, можно говорить о том, чем больше ощущений испытывает человек, тем лучше у него когнитивные способности.

Расскажем об одном достаточно простом упражнении, которое отличается своей эффективностью. Его принцип состоит в том, что необходимо уделять 5-10 минут в день для тренировки одного своего чувства:

Зрение – сконцентрируйте внимание на предметах, попавших в поле зрения, при этом старайтесь уловить даже самые мельчайшие части, особенности формы, игру света и тени и т.д.;

Обоняние – возьмите продукты питания, которые находятся под рукой и старательно обнюхайте их (желательно заниматься этим в одиночестве). Постарайтесь детально проанализировать запахи, а также провести их сравнение между собой

Необходимо сконцентрироваться на обонянии, притупив все другие чувства;

Слух – сосредоточьтесь на звуковой информации вокруг. Для начала проведите сравнение отдельных звуков между собой, а затем постарайтесь выделять некоторые из них и попробуйте переключаться с одного на другой;

Осязание – сконцентрируйтесь на прикосновениях к различным поверхностям (смартфон, вода, стекло, одежда) и попробуйте уловить различия в возникающих тактильных ощущениях;

Вкус – возьмите несколько продуктов с разными вкусовыми характеристиками и попытайтесь понемногу попробовать их, сравнивая вкус и его оттенки. Для более углубленной тренировки пробуйте несколько разновидностей одного продукта (сорта сыра, виды хлеба и т.д.).

Некоторые могут усомниться в эффективности такой тренировки, утверждая, что все эти процессы происходят ежедневно. Важный момент в том, что ежедневное проявление ощущение – бессознательный процесс, а тренировка только тогда будет эффективной, когда является осознанной. Любые другие проявления ощущений воспринимаются мозгом, как фон.

Классификации ощущений

Существует несколько типологий ощущений, выведенных на разных основаниях, однако тесно взаимосвязанных между собой и в чем-то даже похожих.

Классификация по виду модальности

Базируется на разнообразии органов чувств, которые участвуют в формировании того или иного ощущения. Как мы уже узнали ранее, каждое ощущение отражает лишь свойство, соответствующее его модальности.

Есть пять основных типов ощущений, которые разделяются между собой в зависимости от анализаторных систем:

  • Зрительные ощущения помогают нам понять цвет, размер, отдаленность предметов и явлений окружающего мира.
  • Слуховые ощущения отвечают за восприятие громкости звуков окружающего мира, а также их тембра, длительности и высоты.
  • Обонятельные ощущения позволяют чувствовать запах, различать их типы и виды, а также их характер – безопасность или вредность.
  • Вкусовые ощущения помогают различать вкус пищи по разным характеристикам, таким как горечь, кислота, сладость, соленость.
  • Осязательные ощущения помогают нам реагировать на прикосновения, температуру и боль.

Мы рассмотрели основную классификацию видов ощущений в зависимости от органов чувств, которые отвечают за их возникновение. Однако внутри этих пяти основных модальностей можно выделить еще несколько подвидов ощущений по их качеству или субмодальности. Например, зрительные ощущения можно разделить на пространственные и цветовые.

Классификация по месту расположения рецепторов (Ч. Шеррингтон)

Вторая не менее известная типология ощущений базируется на анатомическом расположении рецепторов. Согласно этой классификации, выделяют три вида ощущений:

  • Интероцептивные (органические) ощущения. Сообщают о состоянии внутренних процессов нашего организма (жажда, голод и т.д.) и о боли. Рецепторы, соответственно, расположены во внутренних органах и тканях тела.
  • Экстероцептивные ощущения. Рецепторы располагаются на поверхности тела и отвечают за получение сигналов из окружающего мира для отображения свойств предметов и явлений и получение знаний. Подразделяются на два вида: контактные (объект действует непосредственно на рецепторы: вкусовые и осязательные) и дистантные (объект находится на расстоянии от рецепторов: слуховые, зрительные).
  • Проприоцептивные ощущения. Сигнализируют о положении нашего тела в пространстве и движении, которое оно совершает. Их рецепторы расположены в мышцах, вестибулярном аппарате и связках. Сюда относятся мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия и движения.

Кроме двух основных классификаций ощущений существует еще две, менее известные, но тоже довольно интересные типологии:

  • Генетическая классификация английского невролога Х. Хэда – разделяет ощущения на два вида на основе соответствующей им чувствительности: протопатические (примитивные, органические ощущения, которые слабо дифференцируются и сложно локализуются, – голод, жажда и т.п.) и эпикритические («высокие» ощущения, которые отделены от эмоциональных состояний и являются объективным отражением объектов внешнего мира).
  • Классификация по уровню осознания – подразумевает разделение ощущений на: осознаваемые (все модальные ощущения – слуховые, звуковые и т.д.) и неосознаваемые (субсенсорные ощущения – например, равновесия).

Теперь, когда вы лучше знаете о том, что такое ощущения, и какими они бывают, перейдем к завершающей части нашей статьи – развитию ощущений.

Свойства и явления

Чувствительность — это способность отражать влияние окружающих предметов на человеческий организм. А во время взаимодействия различных ощущений возникают некоторые явления:

  • адаптация;
  • сенсибилизация;
  • синестезия.

Разные виды ощущений выделяются общими свойствами:

  • качеством;
  • интенсивностью;
  • пространственной локализацией;
  • продолжительностью.

Особенность качества заключается в отличии одного типа ощущений от другого. Для слуха характерны громкость, высота и тембр звуков. Зрение разделяет элементарные предметы по цветовому оттенку, яркости и насыщенности. Все, что входит в качественное многообразие, отражает и объясняет постоянное движение материи.

Интенсивность характеризует количество ощущений, определяет функциональное состояние и силу раздражителя, который воздействует на человека. Продолжительность определяет время, в течение которого влияет на организм окружающий мир. От этого свойства зависит интенсивность давления и состояние органов восприятия. Ощущения появляются не сразу, а спустя некоторое время. Это явление называется латентным периодом.

Пространственная локализация осуществляется дистантными рецепторами. Они могут указать на место нахождения раздражителя. Вкусовые, болевые и тактильные ощущения проявляются только на той части тела, которая поддается воздействию. При этом отличается их локализация. Человек чувствует боль менее точно относительно участка кожи, чем приятные прикосновения. К примеру, тепло от ладони ощущается только на той области, где она приложена. А боль от пореза охватывает больший участок, чем занимает само повреждение.

Взаимодействие ощущений

Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать. Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений. Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
  2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В. Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может. Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

  1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
  2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
  3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

Виды ощущений в психологии

Человек воспринимает информацию при помощи различных органов. Исходя из этого, существуют условия, которые делят ощущения на несколько видов. К ним относятся расположение рецепторов, наличие или отсутствие раздражителя и его тип, время возникновения. Далее рассмотрим, какие бывают виды ощущений в психологии и их характеристика.

Существует три главных класса ощущений. Первый – интерорецептивный. Его по-другому называют органическим. Это связано с тем, что данный класс ощущений отвечает, например, за восприятие жажды, голода или боли.

Второй вид – экстерорецептивный. Ощущения этого класса связаны с сигналами с поверхности человеческого тела.

Третий вид – проприорецептивный. Ощущения указанного типа берутся из мышц и сухожилий. Они дают информацию о движении, положении частей тела.

Помимо основных бывают дистантные и контактные виды ощущений в психологии. Зрительные и слуховые восприятия характеризуют первую группу. Вкусовые, обонятельные и осязательные – вторую.

Стоит отметить, что многие ученые рассматривали эти виды ощущений в психологии. Крутецкий В. А. написал о них и об их характеристиках множество работ.

Ниже представлены основные виды ощущений в психологии. Таблица также показывает, откуда приходят сведения для мозга. Это классификация видов ощущений по расположению рецептора. Виды ощущений по расположению рецептора

Виды ощущений Откуда приходят сигналы
1 Интерорецептивные Внутренняя среда организма
2 Экстерорецептивные Внешняя среда организма
3 Проприорецептивные Положение тела

Как говорилось выше, существуют и другие способы восприятия информации. Они классифицируются по наличию или отсутствию контакта с раздражителем. Давайте рассмотрим другие виды ощущений в психологии. Таблица показывает, какие органы отвечают за восприятие информации. Виды ощущений по наличию или отсутствию контакта с раздражителем

Виды ощущений Какие восприятия к ним относятся
1 Дистантные Зрительные, слуховые, обонятельные
2 Контактные Вкусовые, кожные, кинестезические

Интероцептивный тип ощущения: описание

Этот вид ощущений дает сигналы от от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название — рецепторы внутренней среды.

Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов — органические.

Физиологические основы

Ощущение , это исток психологического процесса.

Это то, чем обладают все: и млекопитающие, и некоторые простые организмы, и, конечно, человек.

С физиологической точки зрения, в их появлении принимают участие рецепторы, воспринимающие раздражение. Без рецепторов эти переживания были бы недоступны человеку или животному.

Рецепторы при этом можно разделить на две категории: те, которые доносят сигналы из внешнего мира, и те, что анализируют сведения, поступающие изнутри. Внутренняя информация может проявляться в чувстве боли, голода или жажды.

В восприятии главную роль играет первый тип рецепторов, ведь именно они предоставляют информацию о внешнем мире, характеризующуюся относительной объективностью.

В распоряжении у человека пять органов чувств, но внешних ощущений у него шесть, шестым является моторика, которая, хоть и не имеет определенного органа чувств, который отвечал бы за её проявление, но тоже способна вызывать определенные переживания.

Можно выделить следующие шесть типов внешних ощущений:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • обонятельные,
  • тактильные (осязательные и температурные),
  • вкусовые,
  • кинестетические.

Первый способ восприятия является основным, именно благодаря зрению к нам поступает большая часть сведений об окружающем мире.

Орган, сопутствующий зрительному мировосприятию , глаз. Он различает сведения о свете и цвете.

Слух позволяет воспринимать громкость, разделять звуки на шумовые и музыкальные, разница между которыми состоит в ритмичности и регулярности.

Изредка ощущения у человека могут сливаться в одно, например, существует такое явление, как синестезия, когда зрение и обоняние ассоциативно связаны. Это случается крайне редко, и самым ярким примером может послужить герой романа «,Парфюмер», Патрика Зюскинда.

Кинестетические ощущения играют ощутимую роль в жизни человека, хоть и не имеют отдельного органа чувств, отвечающего за их проявление. Они сопутствуют нам постоянно, их вызывает раздражение нервных окончаний, которые находятся внутри нас.

За вкусовые ощущения отвечают язык и нёбо. Вроде чувствование вкуса не является жизненно необходимым, особенно в сравнении с другими ощущениями, и сейчас для выживания человеку оно не нужно, поэтому вкус , это настоящий подарок человеку от природы.

У человека есть несколько зон сенсорной коры, и каждая из них отражает какую-то часть мира, когда мы говорим о восприятии, то происходит взаимодействие нескольких участков коры, которые образуют нечто новое.

Органы чувств – что это?

Мы знаем, что ощущение – это процесс познания окружающей среды. А с помощью чего мы чувствуем, а следовательно, познаем мир?

Еще в древней Греции выделяли пять органов чувств и ощущений, соответствующих им. Их мы знаем еще со школы. Это слуховые ощущения, обонятельные, осязательные, зрительные и вкусовые. Так как ощущение – это отражение окружающего мира, а мы используем не только эти органы чувств, современная наука значительно увеличила сведения о возможных видах чувств. Кроме того, термин «органы чувств» на сегодняшний день имеет условную трактовку. «Органы ощущений» — более точное название.

Окончания чувствительного нерва – это главная часть любого органа чувств. Они называются рецепторами. Миллионы рецепторов имеют такие органы чувств, как язык, глаз, ухо и кожа. Когда раздражитель воздействует на рецептор, возникает нервный импульс, передающийся по чувствительному нерву в определенные участки коры головного мозга.

Кроме того, существует сенсорный опыт, который порожден внутри. То есть не в результате физического воздействия на рецепторы. Субъективное ощущение – это и есть подобный опыт. Один из примеров подобного ощущения – это шум в ушах. Кроме того, ощущение счастья – это тоже субъективное ощущение. Таким образом, можно сделать вывод, что субъективные ощущения индивидуальны.

Время действия

Ощущения не возникают мгновенно необходимо определённое время для того, чтобы импульс от рецептора при воздействии раздражителя дошёл до анализатора или органа чувств. Это время называется латентным или скрытым периодом ощущения. Латентный период для разных ощущений свой, например для тактильных ощущений – 130 мс, а для болевых – 370 мс.

Понятие, свойства и виды ощущений

Действие ощущений так же не прекращается мгновенно после того, как прекращается взаимодействие с раздражителем. Время инерционного затухания ощущений носит название последействия. Именно последействие позволяет тебе смотреть фильмы: промежутки между кадрами заполняются образами предыдущего кадра.

Формирование восприятия

Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее. И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться. Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.

Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.

Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 18 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку — как столовый прибор.

Второе свойство — целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство — константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство — обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство — осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство — избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. Нарушениями восприятия считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Напоследок хочется сказать, что психика человека — довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление — искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.

Роль и функции

Итак, чтобы понять, насколько действительно ценны чувства в нашей жизни, давайте рассмотрим внимательней функции, которые они выполняют.

Коммуникативная

Сложно общаться с человеком, который ведёт себя как робот, не так ли? К сожалению, такие люди довольно часто встречаются. Они просто не в состоянии заметить, что с ними творится. Настроение всегда ровное, а решения принимаются только путём интеллектуализации и анализа. Привязанности, как к такой личности, так и у неё самой, практически невозможно образоваться.

Общаясь с другими людьми, нам важно получать отклик, то есть реакцию на наши слова и действия. Тогда мы лучше узнаём друг друга, познаём и сближаемся. Соответственно, понимаем, как лучше вести себя, а от каких поступков лучше воздержаться, чтобы не разрушить установившуюся близость

Передаём информацию о своём состоянии, мнении, отношении к чему-либо. Эта реакция бывает вербальной, или невербальной, с помощью мимики, жестов. При её наличии можно утверждать, что все участники диалога находились в контакте. А не испытывали полное безразличие к процессу

Соответственно, понимаем, как лучше вести себя, а от каких поступков лучше воздержаться, чтобы не разрушить установившуюся близость. Передаём информацию о своём состоянии, мнении, отношении к чему-либо. Эта реакция бывает вербальной, или невербальной, с помощью мимики, жестов. При её наличии можно утверждать, что все участники диалога находились в контакте. А не испытывали полное безразличие к процессу.

Регулятивная

Эта функция помогает снизить уровень эмоционального возбуждения. Например, при крайне сильном напряжении, когда оно становится непереносимым, человек просто разрыдается. И плач может длиться долго, пока тело не сбросит накопленное и не высказанное.

Это обеспечивает жизнестойкость, иначе организм бы быстро изнашивался и выходил из строя. Перегорал. Только представьте себе кастрюлю с супом на огне, которую закрыли плотно крышкой, не давая возможности выйти пару. Через некоторое время содержимое пойдёт через верх.

Поэтому давайте себе возможность проживать те чувства, которые возникли. Не стоит прятать их, удерживать и накапливать. Рано или поздно вы их всё равно сбросите, но только с более печальными последствиями. Особенно, если в аффекте, когда человек просто теряет над собой контроль.

Отражательная

Позволяет оценить происходящие события, чтобы понять, несут они пользу, или нет. Они могут охватить весь организм, чтобы успеть во время среагировать на несущую угрозу ситуацию. Не зря мы испытываем страх, он позволяет выжить. Иначе при его отсутствии мы бы делали безумные вещи, не задумываясь о последствиях.

Побудительная

Мотивируют на свершения. Допустим, испытывающий зависть человек понимает, что хочет обладать тем же, чем обладает его знакомый. При конструктивной зависти он начнёт предпринимать действия, которые обеспечат ему то, к чему он стремится. Будь то покупка чего-то материального, или же развитие каких-то качеств и умений. Кстати, подробнее об этом сможете узнать из статьи, которая находится тут.

Подкрепляющая

События, которые оказались для личности значимыми, могут вызвать очень сильную реакцию и остаться навсегда в памяти. Именно тогда мы можем страстно влюбиться в какую-то профессию или неожиданно остыть к своей деятельности, хобби.

Переключательная

Случается, что одновременно индивида беспокоят несколько потребностей, которые по своей значимости могут составить друг другу конкуренцию. Так вот, опираясь на ощущения, можно определить, какая в данный период жизни является ключевой, и переключиться на неё.

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Понятие об ощущениях

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.

Как будет описано ниже, высокая специализированность различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — “рецепторов”, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Рефлекторная природа ощущений

Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
  2. афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);
  3. корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.

Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: