ментальный II
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | мента́льный | мента́льное | мента́льная | мента́льные | |
Рд. | мента́льного | мента́льного | мента́льной | мента́льных | |
Дт. | мента́льному | мента́льному | мента́льной | мента́льным | |
Вн. | одуш. | мента́льного | мента́льное | мента́льную | мента́льных |
неод. | мента́льный | мента́льные | |||
Тв. | мента́льным | мента́льным | мента́льной мента́льною | мента́льными | |
Пр. | мента́льном | мента́льном | мента́льной | мента́льных | |
Кратк. форма | мента́лен | мента́льно | мента́льна | мента́льны |
мен-та́ль-ный
Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.
Корень: -менталь-
; суффикс: ; окончание:-ый .
Значение
- анат., мед. связанный с подбородком, относящийся к области подбородка и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Общественный менталитет
Для народов и социальных групп свойственны общие ценности. За счёт этого люди чувствуют себя частью целого, разделяют мнения о культуре поведения, моральных нормах. В каждом социуме есть разделение по социальному статусу, в пределах одной страны можно выделить менталитет правящих кругов, интеллектуальной, духовной элиты, среднего класса. Каждая из этих групп играет свою роль в развитии менталитета нации.
Географическое положение, вероисповедание, способ и уровень производства, политическое устройство, социальная структура, система образования , воспитания– вот факторы, определившие корни общей ментальности. Фактор географического положения определяет такие особенности менталитета как духовная свобода, подавленность, лень. Обширность территории, климат влияет на такие качества, как медлительность, гостеприимство, терпение, послушание, коллективизм. Ландшафт влияет на мечтательность, вдумчивость и другие. Религия воздействует на убеждения, намерения, поступки людей. Вера определяет также характер политической власти страны, её экономическую систему, систему права, духовность, нравственность, судьбу народа, страны, отдельной личности. Национальный менталитет присущ каждому этносу. Характеры людей, их традиции, язык — формирует самобытность каждого народа.
Что такое менталитет человека?
Менталитет — это сформированный историей и генетикой комплекс социальных и психологических черт у людей. Этимология слова, то есть его происхождение, тянется к греческим корням слова «mentis», что означает разум, мысли, душа, сознание, образ мышления.
Таким образом, одно слово обобщает многие особенности человеческого мышления и существования, что даёт почву для рождения разнообразных интерпретаций. Если дать определение фразе «менталитет, что это такое» простыми словами, то правильно будет сказать, что это социокультурное наследие, полученное человеком вследствие развития в определённом социуме.
Тем не менее широкое распространение понятие менталитет получило вследствие концепции Французской исторической школы École des Annales. Её основатели считали, что менталитет – это нечто такое, что объединяет всех представителей нации независимо от возраста, пола и положения в обществе. Иными словами, с их точки зрения, менталитет является именно общественным маркером, а не индивидуальной характеристикой.
Именно благодаря концепции École des Annales этот термин стал применяться преимущественно по отношению к представителям определённых наций и получил широкое распространение в публичной литературе.
Понятие «менталитет» имеет широкое значение. Это, в первую очередь:
- мировоззренческие и личностные установки, идеология;
- кодекс, стремления, вера;
- конфликтные, коммуникативные, ролевые, мыслительные и этнические характеристики;
- культурные и персональные знания;
- жизненные установки, предпочтения в их достижении;
- взгляды на мир и своё место в нём.
Когда упоминается менталитет определённой социальной группы, исследователи учитывают обычаи, историю и социальную среду. Рассматривая менталитет отдельного человека, можно обсудить его персональные качества, модели поведения.
Убеждения влияют на ход мыслей, решения и поведенческие нормы человека. Но учитывая особенности менталитета, можно составить прогноз поведения и деятельности отдельной личности. Это связано с тем, что коллективное сознание и личное мировоззрение связано воедино.
Умение воспринимать, давать оценку, размышлять не дана нам при рождении. Мы узнаём это в процессе общения в социуме. Основными средствами социальной адаптации являются такие факторы, как копирование поведения, самоопределение, стремление к идеалам.
Человек сравнивает себя с лидерами и авторитетными группами, перенимает их менталитет. В любом из нас есть личное и социальное, своя сфера сознания и своё бессознательное поведение.
В основе менталитета лежат черты, унаследованные человеком от родителей или приобретённые в процессе воспитания.
Изменения в менталитете также возможны, потому что человек набирается жизненного опыта или находится в отдельном узком социуме (в офисе, на производстве, в отдалённом населённом пункте и т. д.).
Прием. Упрощение.
По простому — выкинуть все лишнее. Можно делать двумя способами. Первый — разбивать предложение на несколько высказываний. Второй — делать из длинного предложения одно высказывание.
Примеры:
Исходное предложение:
«Хорошо было бы уметь замечать ситуации, в которых ты видишь вещи не такими, каковы они есть, а такими, какими хочешь видеть.»
Результат:
У тебя есть желаемое.
Реальность заменяется желаемым.
Ты хочешь замечать это.
Одно предложение разбили на 3 простейших высказывания. Почему на 3? Потому что попытка сделать только одно высказывание приводит к тому, что остальное надо подразумевать или домысливать. Подразумеваемое — значит неявное. А с неявным сложнее работать и там проще допускать ошибки.
Или другой пример:
«Джулия Галеф назвала мотивацию и способность видеть вещи такими, каковы они в действительности, «мышлением разведчика» и написала о нем книгу «The Scout Mindset.»
Упрощается до:
Видение реальности является мышлением разведчика.
Почему так? Потому что у каждого повествования есть цель. В данном случае Джулия в своей книге рассказывает о неких приемах мышления. Имеют ли фамилии, названия книг, даты отношение к тому, как работают эти приемы? Очевидно нет. Поэтому достаем шашку и с залихватским свистом, без сожаления, отсекаем это все в мусорку.
Что такое ментальное здоровье
Психическое здоровье – это понятие, которое описывает внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и психическое благополучие человека и отсутствие у него психических проблем.
Это духовное или психическое здоровье, указывающее на умственную зрелость. Что такое психическое здоровье:
- Целостность ума и тела;
- Здоровая самокритика (я знаю, что правильно и неправильно, я уважаю закон и моральные принципы);
- согласованность идентичности (я знаю, кто я, что я, почему я);
- отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психологических страданий);
- гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность в отношениях с людьми и в самом себе;
- способность планировать, ставить цели и работать над их достижением;
- хорошее настроение, оптимизм;
- контроль над собственным поведением, способность сознательно изменять его
- спокойствие, уверенность в себе.
Если ментальный уровень человека находится “на должном уровне”, он способен максимально раскрыть свой потенциал – реализовать свои способности и превратить их в таланты.
У такого человека высокая степень стрессоустойчивости, поэтому он легко адаптируется к изменениям в окружающей среде и эффективно справляется с трудностями. Работа человека приносит ему удовольствие и в то же время вносит качественный вклад в жизнь общества.
Признаки ментального расстройства
Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.
Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме (это что?) нарушается, что являет собой ментальное расстройство.
Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.
И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:
человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
приступы агрессии сменяются подавленностью;
реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.
Что нельзя делать
Обесценивать
Многие и так сталкивались с игнорированием и непризнанием эмоциональных реакций в детстве. Не стоит продолжать обесценивать уникальный опыт и переживания. А понимание того, что кому-то хуже, — сомнительный способ почувствовать себя лучше.
Что нельзя говорить:
- У меня тоже бывали плохие дни.
- У тебя хотя бы есть работа.
- Ты себя просто накручиваешь.
Давать советы
Непрошеные советы не нравятся никому, а человеку с расстройством психики — вдвойне. Прямых советов не дают даже грамотные психотерапевты, а элементарные действия вроде отвлечься, развлечься, забыться не работают. Помогает только планомерная терапия, на которую уходит много сил и времени.
Если же вы уверены, что совет действительно ценный, сначала уточните, готов ли его выслушать собеседник.
Что нельзя говорить:
- Тебе нужно сменить обстановку.
- Сходи на йогу / в бар / в салон красоты.
- Соберись!
Ругать
Люди с психическими проблемами и так постоянно себя ругают, поэтому не усугубляйте чувство вины. Положительное подкрепление работает гораздо эффективнее. Искренне хвалите за мелочи. Иногда такой пустяк, как выход на улицу, может быть серьёзным достижением.
Что нельзя говорить:
- Ты живёшь неправильно!
- Мне за тебя обидно!
- Ты тратишь время, ничего не меняется!
Ждать инициативы
Не ждите, когда близкий попросит о помощи. Он может не делать этого, потому что боится навязываться, перманентно ждёт отказа, старается справиться в одиночку, не чувствует сил взять в руки телефон. Позвоните или напишите сами. Скорее всего, этого очень ждут.
Покинуть
Когда близкий доверился вам и ждёт поддержки, оцените свои силы. Если их достаточно и вы приняли решение быть рядом, не бросайте всё на полпути. Не бойтесь сказать, что вам тяжело и нужно побыть одному. Люди с расстройствами психики, как правило, эмпатичны и поймут. Лучше взять передышку, чтобы восстановиться, чем сливаться. Лишиться поддержки — больно.
Принцип Парето
Принцип Парето заключается в том, что очень малое число ключевых переменных оказывает большее влияние на конечный результат, чем все остальные переменные вместе взятые. Он назван в честь экономиста Вильфредо Парето, который в 1906 году заметил, что 20% людей владели 80% земли в Италии, а 20% стручков в его саду производили 80% от общего урожая гороха.
Эта закономерность повторяется снова и снова как в природном, так и в социальном мире. Более 35% мирового населения сосредоточено в двух странах. Самые разрушительные землетрясения гораздо мощнее, чем меньшие землетрясения вместе взятые. Крупнейшие компании в мире затмевают ценность малых предприятий вместе взятых.
Правило 80/20 используется венчурными капиталистами при инвестировании в стартапы. Питер Тиль, соучредитель Paypal и один из самых уважаемых инвесторов в Силиконовой долине, называет его «степенным законом». Венчурные доходы обычно не распределяются: то есть плохие компании терпят неудачу, посредственные остаются такими же, а хорошие увеличивают прибыль в 2-5 раз. Скорее всего, они следуют степенному закону: небольшая горстка компаний резко превосходит все остальные. Например, фонду Тиля инвестиции в Facebook в 2005 году принесли больше прибыли, чем все остальные инвестиции вместе взятые.
Это приводит к странному правилу, которого придерживаются все венчурные капиталисты: инвестируйте только в те компании, которые могут потенциально принести прибыль в размере стоимости всего фонда. Но поскольку вы не можете с уверенностью сказать, какие компании добьются успеха, даже лучшие венчурные из 5-7 компаний.
Этот тип мышления также отражён в стратегиях инвестирования Баффета и Мангера в Berkshire Hathaway. Они делают большие ставки на бизнес, в котором они разбираются. Крайняя диверсификация обеспечивает лишь среднюю отдачу.
Но степенной закон важен не только для инвесторов. Он важен для всех, потому что каждый, по сути, является инвестором. Предприниматель должен решить, куда инвестировать своё время, потому что он не может управлять десятью компаниями одновременно и надеяться, что одна из них преуспеет. Человек не может развивать десяток карьер. Вы должны сосредотачиваться на том, что у вас хорошо получается и будет иметь ценность в будущем.
Менталитет
Менталите́т
(от лат.mensили (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного ‘al’) — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.
Этимология
Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику.
Менталитет культуры
Глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
ru.wikipedia.org>
Тайные знания
Итак, друзья мои, давайте для начала определимся, что же такое ментальная работа и для чего вообще она нужна. Есть одно изумительное и на самом деле очень мудрое
выражение: «Всё, что сейчас существует на свете, было когда-то чьей-то мечтой».
То есть всё, что сейчас мы видим в физическом воплощении, началось с того, что родилось в виде мысли.
Именно так создаётся реальность. Вначале появляется мысль. Если она мимолётна и кратковременна, то ничего не происходит. Но вот если эта мысль повторяется с завидной частотой и периодичностью, оформляется, конкретизируется, развивается и раскрашивается яркими красками, то в конце-концов она таки воплощается в физической реальности в виде физического же объекта или явления. Конечно, это я максимально кратко и упрощённо написала, но суть именно такова.
Вот и получается, что ментальная работа — это то, что позволяет человеку воплощать свои мечты и желания в реальность. На протяжении столетий эти знания были скрыты от людей и имелись лишь у небольшого количества избранных — жрецов, шаманов и прочих «колдунов», которые знали, что успешно менять реальность можно лишь так — с помощью мыслей.
Все остальные пребывали в уверенности, что получить что-то в жизни можно лишь совершая физические действия. Большая часть людей и сейчас свято верит в это.
Да, конечно, физические действия нам совершать необходимо, ибо живём-то мы в физическом мире. Но «фишка» в том, что без правильной ментальной работы эти действия практически бесполезны. Нужен пример? Пожалуйста!
Представим, что человек решил открыть собственное дело. Но при этом он не верит, что способен
достичь успеха. Он будет выбиваться из сил, создавая этот бизнес, но «почему-то» все обстоятельства будут складываться так, что успех к нему так и не придёт. То партнёры подведут, то что-то с товаром случится, то клиенты вдруг уйдут к конкуренту.
Вот и получается, что на физическом уровне человек пашет как трактор, но желаемого результата так и не получает. Тут уж кто на что думает — от происков конкурентов до всяких «порчей и сглазов».
А всё дело в том, что сам этот неудачливый бизнесмен всё это и создаёт своей же ментальной работой. В то время, как он пытается строить свой бизнес и прикладывает для этого массу физических усилий, он же сам ведёт активную ментальную работу в совершенно противоположном направлении — постоянно думает о том, что вряд ли что-то у него получится, что ему наверное не дано быть предпринимателем, что бизнес это сложно и даже опасно, ведь можно прогореть и потерять всё…
Причины развития алекситимии
Наиболее вероятная модель объяснения причин алекситимии — модель взаимодействия трех факторов:
- Нейробиологический. Нарушение процессов автоматической обработки эмоционального возбуждения на уровне ЦНС. В процессах эмоциональной регуляции фундаментальное значение играет поток импульсов между правым и левым полушариями, а также лимбической системой и корой головного мозга. Структура и проходимость путей, соединяющих эти области, определяют интенсивность эмоциональных состояний, сопровождающих физиологические реакции, когнитивные действия, в том числе осознание переживаемого эмоционального состояния. Предполагается, что алекситимия вызвана дефицитом связей между двумя полушариями головного мозга и лимбической системой и корой головного мозга, особенно в области речевых центров.
- Эмоциональные конфликты с раннего детства. Неспособность распознавать и регулировать эмоции — результат развитых эгозащитных механизмов, актуализирующихся в ситуациях бессознательных эмоциональных конфликтов. Особое значение здесь имеет конфликт, возникший на почве раннего эмоционального отторжения.
- Нарушения в социализации. Проблема заключается прежде всего в отсутствии адекватных паттернов эмоционального выражения в образовательной среде, имитации реакций и поведения, минимизирующих эмоциональную составляющую в вербальном образе, мимике и жестах.
Структура речи
С точки зрения эффективного мышления речь состоит из двух основных частей.
- Главного блюда — цепочка высказываний, в которой содержится основной смысл.
- Гарнира — дополнительной информации, которая никак не меняет основной смысл, служит для увлечения аудитории, создания контекста «истории». В общем то, что сейчас называют сторителлингом.
Очень часто речь выглядит как огромный привокзальный пирожок-лапоть. Большой со стороны, но, когда начинаешь есть, обнаруживаешь, что до начинки придется прогрызаться довольно долго.
После понимания этой структуры важно разделять два вида восприятия. И осознанно делать выбор, какое восприятие сейчас включить, и какой после этого будет результат
Плюсы — легче погружаться в историю, получать чувственно — эмоциональное удовольствие.Минусы — умелый оратор легко приведет вас к любым выводам. Ну а если содержание вполне правдиво, то качество его освоения и понимания будет кратно хуже. Не спешите возражать. Попробуйте применить, сравнить и все увидите сами.
Плюсы — понимание становится максимально возможным. Появляется ясное понимание, какие именно вопросы надо задать, чтобы сделать картину предельно ясной. Именно эти вопросы легко выведут на чистую воду шарлатана в одном случае либо произведут впечатление искренней заинтересованности на хорошего специалиста в другом.
После проделанной работы наградой будет чувство удовлетворения.
Минусы — погрузиться с головой в рассказ и релакснуть уже не выйдет. Если предмет беседы сложный, то можно серьезно утомиться.
Что представляет собой менталитет?
Слово «менталитет» имеет латинский корень mens, означающий ум, мышление. Это явление представляет собой совокупность культурных и мыслительных особенностей, системы ценностей и моральных ориентиров. Это понятие можно отнести как группе людей, так и к отдельной личности. Говоря о менталитете в контексте характеристики целой нации, часто выделяют различные устоявшиеся особенности народа, иногда даже стереотипы.
Сознательное и бессознательное
Для более подробного разбора понятия менталитета стоит рассмотреть сознательное и бессознательное в человеческой психике.
Сознание заключается в способности к целенаправленному оценочному отражению окружающей действительности при помощи визуальных образов, чувств и логических рассуждений. Сознание бывает индивидуальным и общественным. Нередки случаи, когда люди, слишком сильно идентифицируясь с какой-либо группой, начинают путать «личное с политическим».
Бессознательные явления существуют практически во всех психических процессах, воздействуют на поведение, эмоциональное состояние и мышление человека, при этом не осознаются им. Швейцарский психиатр Карл Юнг утверждал, что кроме «индивидуального бессознательного» существует также и «коллективное бессознательное», состоящее из архетипов – неосознанных образов, единых для определённой группы людей.
Воплощениями архетипов являются литературные и фольклорные герои, их образы формируют шаблоны поведения, перенимаемые с самого детства и бессознательно воспроизводимые людьми в повседневной жизни.
Особенности менталитета личности
Этот термин, как правило, употребляется, чтобы выделить особые психологические характеристики человека и его отличие от других людей, социальной среды. Индивидуальный менталитет формируется за продолжительный период времени, но может частично изменяться на протяжении всей жизни. На его становление влияют жизненный опыт и волевые усилия человека, его психологическая устойчивость.
Однако помимо напрямую зависящих от индивида факторов существуют и внешние причины формирования менталитета:
- Воздействие более сильных, сформировавшихся личностей: педагогов, кумиров.
- Политика государства.
- Знания, почерпнутые из различных источников (кино, литературы, интернета).
- Менталитет родителей, семьи.
- СМИ.
- Школьное воспитание.
Считается, что менталитет личности начинает формироваться примерно в 3-4 года, а завершается формирование к подростковому возрасту (15-17 лет). Сформированный менталитет характеризуется системой ценностей, которой соответствуют различные цели и средства их достижения. Если рассматривать именно систему ценностей, можно заметить, насколько сильно она отличается в период «подросткового максимализма» и в более зрелом возрасте.
Индивидуальный менталитет далеко не всегда напрямую зависит от возраста, некоторые люди не становятся по-настоящему зрелыми личностями, дожив до пенсии и вырастив собственных детей. Для современного общества, в котором вопрос физического выживания уже не стоит так остро, такая «психологическая несформированность» стала очень серьёзной проблемой.
Типы группового менталитета
Групповой менталитет формируется в основном при помощи бессознательного. Это понятие достаточно непросто формализовать. Оно заключается не только в том, что, к примеру, люди в сплочённом, устоявшемся коллективе «мыслят хором», но и в следовании общим идеалам, формировании определённых стереотипов и других проявлениях общественного сознания. Если говорить точнее, «бессознания».
Выделяются различные типы менталитета, которые отличаются разной степенью общности. Опираясь на состав рассматриваемой группы, можно выделить следующие разновидности:
- Национальный менталитет (русский, американский).
- Профессиональный менталитет (офицерский, врачебный, преподавательский).
- Классовый менталитет (рабочий, предпринимательский).
- Партийный менталитет (демократический, консервативный).
- Возрастной менталитет (подростковый, старческий).
- Территориально-географический менталитет (столичный, провинциальный).
- Криминальный менталитет.
В реальности типов менталитета гораздо больше, и со временем появляются всё новые. Современное общество является очень многогранным, поэтому каждый человек сочетает в себе компоненты нескольких типов менталитета.