Мы такие разные: 4 коммуникативных типа людей

Типы темперамента

Давайте кратко рассмотрим каждый тип темперамента и дадим ему соответствующую характеристику.

Меланхолики

Из 4-х типов личности меланхолики являются самыми «слабыми». У них слабо выражены и тормозные, и возбудительные процессы, что делает их очень чувствительными.

Меланхоликов может привести в волнение даже что-то незначительное. Они нередко находятся в подавленном состоянии и более склонны к депрессиям. Среди них можно часто встретить неврастеников, тщательно скрывающих свои эмоции.

По этой причине у меланхоликов могут развиться психические и нервные нарушения, которые в свою очередь могут вызывать заболевания желудка, сердечно сосудистой системы, печени.

Холерики

Холерики по своей натуре являются полной противоположностью меланхоликов. Они отличаются неуравновешенным и твердым характером.

Интересен факт, что люди с таким типом личности чаще других страдают болезнями печени и желчного пузыря. Им сложно контролировать свои эмоции, в результате чего им присущи раздражительность, вспышки гнева и нередко ярость.

Как правило, холерики сложно уживаются с людьми. Они весьма импульсивны, суетливы и подвижны в разговорах с собеседником.

Сангвиники

Сангвиники – это самый «живой» тип личности. Они сильны, уравновешенны, активны и часто проявляют инициативу. Как правило, сангвиники склонны к работе, вследствие чего они боятся что-то не успеть или ошибиться.

Они требовательны не только к себе, но и к другим, что порою приводит их к стрессам или депрессиям.

Люди с таким типом личности чаще всего страдают заболеваниями сердечно сосудистой системы. Также они подвержены инсультам и инфарктам.

Флегматики

Флегматики относятся к «спокойному» типу личности. Они отличаются рассудительностью и уравновешенностью. Их очень трудно вывести из себя.

Такой тип личности нетрудно определить в толпе людей: в процессе каких-либо волнений или всеобщей паники, они сохраняют спокойствие и стараются держаться в стороне от происходящих событий.

Флегматики предпочитают не расстраиваться по пустякам, стараясь не принимать все близко к сердцу. Несмотря на это, именно они чаще других типов страдают от язв желудка.

Более подробно о типах темперамента читайте здесь.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Похожие работы

  • Психология общения: понятие, виды, определение
  • Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
  • Психология общения: понятие, виды и функция общения
  • Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
  • Психология общения: роль восприятия в процессе общения
  • Психология общения: виды, понятие общение
  • Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
  • Психология общения (функции общения и тест)
  • Психология общения: восприятие в процессе общения
  • Психология общения: понятие, ошибки восприятия
  • Психология общения: виды и функции общения
  • Психология общения
  • Психология общения: определение, виды и функции
  • Психология общения: понятие, виды и функции
  • Психология общения
  • Психология общения (Вариант №10)

Научный стиль

Основная задача научного стиля — донесение информации до слушателя или читателя, сообщить систематизированные факты, практические сведенья. Он делится на пять подстилей:

  • академический — статьи, доклады, монографии, отличающиеся последовательностью изложения, точностью информации, подкрепление фактов убедительными аргументами;
  • информативный — рефераты, аннотации, сводки, описания с подробной научной информацией о предмете;
  • справочный — каталоги, энциклопедии с кратким, ёмким изложением фактов;
  • учебный — ориентирован на неподготовленную аудиторию, потому содержит множество иллюстраций, пояснений, понятных простому человеку примеров (включает учебники, методические пособия);
  • научно-популярный — призван заинтересовать читателя, потому преподносит факты в доступной, занимательной, интересной форме (статьи, очерки, специальная литература).

Все подстили применяются в письменной речи и одинаково широко используются в гуманитарных, естественных и точных науках. Их общие особенности и отличительные признаки:

  • подчёркнутая логичность изложения;
  • однозначный смысл всех предложений — возможность двусмысленной трактовки устраняется пояснениями, уточнениями и другими средствами;
  • информационная насыщенность;
  • отсутствие образных выражений, бедный набор выразительных языковых средств;
  • аналитичность и аргументированность, убедительность;
  • нейтральность лексики, частое использование специальных терминов, профессиональной лексики;
  • широкие применение вводных и уточняющих конструкций;
  • использование абстрактных понятий, которые невозможно представить в реальном мире (материя, энергия, точка, проекция);
  • применение приставок мини-, микро-, нано-, макро- и так далее;
  • сложные предложения с пояснительными союзами (из-за этого, как следствие);
  • однородный лексический состав, отсутствие просторечных слов и выражений;
  • повествование от одного лица на протяжении всего текста;
  • преобладание безличных предложений;
  • вопросительные конструкции для привлечения внимания читателя.

https://youtube.com/watch?v=gWMdjV7gQ7M

Социальные типы личности

В социологии типы личности находятся во взаимосвязи с историческими, экономическими, социальными и культурными событиями, которые оказывают на них прямое влияние.

Здесь, как и в психологии, можно встретить самые разные типы личности. По мнению Макса Вербера людей необходимо разделять по степени их рациональности.

Беря во внимание этот фактор, существует два типа личности:

  • рационалисты;
  • иррационалисты.

В свою очередь Эрих Фромм предлагает разделять людей на 3 типа:

  • рецептивные (пассивные) – готовые подчиняться другим;
  • эксплуататорские – те, кто пользуется чужим трудом;
  • накопители – склонные к рыночным отношениям.

Социология разделяет людей на следующие типы личностей:

  • традиционалисты;
  • реалисты;
  • идеалисты;
  • гедонисты;
  • фрустрированный тип.

Традиционалисты склонны к порядку и дисциплине. Они стараются жить по закону и не стремятся к самосовершенствованию.

В противоположность им реалисты наоборот пытаются реализоваться в жизни. Кроме этого они стараются держать под контролем свои эмоции и не впадать в истерику.

К идеалистам относят тех, кто стремится к независимости и борется с установленными правилами.

Гедонистов совершенно не интересует то, что творится в обществе. Более всего они желают получать удовлетворение от жизни, которое проявляется в материальных ценностях и чувственных удовольствиях.

Фрустрированному типу личности присуща низкая самооценка. Они чувствуют себя лишними в социуме, в результате чего такие люди часто становятся изгоями или бомжами.

Таблица типов общения

Уровни общения Краткая характеристика
Духовный К партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
Деловой На этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
Игровой Присутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
Конвенциональный Возникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
Стандартизованный Взаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.
Манипулятивный В общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.
Примитивный Партнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта

Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним

Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Типы личности в конфликтной ситуации

Конфликты – неотъемлемая часть жизни. Зачастую обойтись без них невозможно, а избегание только усугубит напряжение и отдалит цель. Какие бывают типы личности, в зависимости от поведения при конфликте:

Демонстративный. Стремится быть в центре внимания, поэтому создает конфликты, чтобы заставить окружающих вспомнить о нем. Таких людей лучше не оставлять в стороне, а делать им комплименты, хвалить. Это успокоит их, желание конфликтовать уменьшится;
Ригидный. Конфликты возникают из-за обидчивости человека. Ему постоянно кажется, что его недооценивают или обижают. Он склонен все воспринимать на свой счет и не терпит поражения

Для него важно, чтобы его правда была признана, сам он от нее никогда не откажется. Лучше не провоцировать такого человека, проще сгладить неприятную ситуацию и извиниться. Конструктивный диалог с ним вряд ли получится;
Неуправляемый тип опирается на эмоции

Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию;
Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов;
Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение. Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор;
Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.

Конструктивный диалог с ним вряд ли получится;
Неуправляемый тип опирается на эмоции. Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию;
Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов;
Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение

Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор;
Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.

Конфликтная ситуация

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Сравнение

Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.

Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.

Общение личное и массовое

Один собеседник, десять – пятнадцать участников семинара, тысяча сторонников на митинге, сотни тысяч зрителей ток-шоу… Определяет ли количество участников общения его особенности? Бесспорно. Массовое общение

характеризуется тем, что людей, которым адресована речь, много, иногда это миллионная аудитория. Это выступления на митингах, в СМИ, на собрании, конференции, съезде и в других ситуациях при большом стечении народа.Личное общение – это общение с единичным адресатом. Конечно, личное общение можно сделать более адресным, чем массовое. Если мы знаем собеседника, имеем возможность наблюдать за ним долгое время, анализировать его потребности, особенности характера, то мы можем общаться с ним, учитывая все качества его личности. Даже малознакомый человек ассоциируется у нас с определённым социально-психологическим типом, связанным с возрастом, полом, статусом, национальностью и другими признаками, поэтому мы чуть ли не с первого взгляда можем предположить, как лучше выбрать стиль общения с ним. Это весьма затруднено при массовом общении, ведь в нём участвует много людей, каждый из которых является носителем неповторимой комбинации личностных качеств. Это люди с разным жизненным опытом, предпочтениями, убеждениями, системами ценностей.

Поэтому массовое общение чаще бывает сложнее для говорящего: его цель – дойти до всех, но учесть особенности каждого, к сожалению, невозможно

Поэтому при массовом общении важно выбирать такие средства, которые понятны всем и каждому, и такие тактики, которые принимают все или по крайней мере большинство слушателей. Массовое общение требует развёрнутого доказательства собственного мнения, что сводит к минимуму риск двусмысленного понимания, большей эмоциональности

При массовом общении возрастает роль голоса и интонации. Разумеется, личное и массовое общение протекают в разных условиях. Поэтому, например, в массовом общении часто используется микрофон, с которым надо учиться работать правильно. При массовом общении сложнее наблюдать за реакцией слушателей, так как она может быть разной и невозможно понять реакцию каждого

Сложность массового общения ещё и в том, чтобы захватить и удержать внимание большого количества слушателей, поэтому приходится всё время применять приёмы привлечения внимания (например, демонстрацию предметов, вопросно-ответную форму изложения и др.), обращения к слушателям

В большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной «толпе»). Это особо значимо для митинговой речи.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Психологическая структура общения


Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов

Структура общения

При характеристике структуры общения обычно выделяют три ее стороны:

  • Перцептивная, когда происходит восприятие и оценка личностью социальных объектов (партнера, общностей людей). От меры понимания поведения собеседника зависит успех организации с ним согласованных действий.
  • Коммуникативная, когда действия личности сознательно ориентируются на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.
  • Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга контактирующих личностей.

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Официальный, или деловой

Официальный стиль речи применяется в управленческой, административной, правовой и дипломатической сферах человеческой деятельности. Он используется в документах и договорах, законодательных постановлениях, деловых и некоторых специфических жанрах литературы, таких как автобиография. Выделяют 5 основных подстилей:

  • законодательный;
  • деловая переписка;
  • канцелярский;
  • дипломатический.

Стиль отличается от прочих тем, что его особенности и правила применения закреплены в официальных руководствах и ГОСТах с целью стандартизации и унификации. Потому он развивается медленно и мало подвержен изменениям вне зависимости от времени, местности, культурных и других особенностей населения. Отличительные черты стиля:

  • стандартизация;
  • формулировки, не оставляющие места для двусмысленности и неверного толкования;
  • лаконичность;
  • сочетание нейтральной, книжной и специальной лексики, использование профессиональной терминологии;
  • применение официальных речевых штампов;
  • присутствие архаизмов (устаревших слов), отсутствие сленга и неологизмов;
  • однозначность информации, подтверждаемая ссылками на её источники (статьи в кодексах, пункты договора и так далее);
  • изобилие отглагольных существительных (применение, подтверждение), используемых для сокращения объёма;
  • прямой порядок слов;
  • предложения со сложной грамматической конструкцией, использованием причастных и деепричастных оборотов;
  • большое количество перечислений, однородных членов предложения;
  • использование пассивных конструкций (принимается плата вместо принимает плату);
  • речь без какой-либо экспрессивности, эмоциональной или образной окраски;
  • повествовательный характер изложения;
  • обилие деталей и уточнений.

В разговорной речи деловой стиль применяется редко и при специфических обстоятельствах. Его можно встретить в судах, на дипломатических переговорах, в общении между предпринимателями и партнёрами по бизнесу. Правила официальной речи в устном общении менее строги, чем в письменных документах.

https://youtube.com/watch?v=ZYH1OJUnvLM

Что такое социальные взаимодействия

К социальному взаимодействию относится вид социальной связи между субъектами, которых связывает повод для связи, и действуют механизмы, регулирующие эти взаимоотношения. При социальном взаимодействии осознанная деятельность одного человека вызывает ответные действия другого субъекта. Это единичные контакты или элементарная социальная связь. Другие контакты называются регулярными. Для углубления социальной связи субъекты прибегают к определённым социальным действиям. Связь считается социальной, если действия направлены на другого человека, и приводят к ожидаемому последствию или реакции.

Вступая в социальные взаимодействия, люди сопереживают, обмениваются информацией, выполняют совместные действия. Это выражается в социальном влиянии, сотрудничестве, соперничестве, манипуляциях или в конфликтах.

Диагностика

Скорректировать свой стиль общения в нужном направлении для того, чтобы установить гармоничные отношения в семье или коллективе может каждый. Началом такой работы становится психологическое тестирование, которое помогает установить реальное отношение индивидуума к окружающим, его врожденные способности и наклонности. Тестов для определения личностного стиля общения существует много.

Самыми популярными из них являются:

  • Тест межличностных отношений американского психолога Тимоти Лири, создан в 1950 г., адаптирован для русскоязычной среды Людмилой Собчик. Предназначение теста – определение личностного представления о себе и преобладание типа общения. Тест состоит из 2 частей, содержит 128 высказываний о характере человека. Как видит себя он в идеале и в настоящем периоде. Тест может использоваться для личной оценки, так и для оценки человека «со стороны». Также возможно определение степени объективности самооценки.
  • Тест «Упорство-уступчивость» — один из серии тестов на межличностные отношения, созданных Гансом Айзенком и Гленом Вильсоном. Ответы на 210 вопросов предполагают варианты ответов «да» и «нет». С помощью теста определяется основные характеристики общения личности: агрессивность или гибкость, способность к манипулированию, стремление к руководству или подчинению.
  • «Диагностика коммуникативной агрессии» — методика, разработанная отечественным психологом Виктором Бойко. Тест позволяет определить степень агрессивности в отношениях, способность к переключению. «Индекс агрессии» строится на 11 параметрах.
  • «Диагностика типа коммуникативной установки» создана под руководством Виктора Бойко для определения наличия и величины проявления негативных установок в общении. Тест состоит из 25 вопросов, которые предполагают варианты ответов «да» и «нет».
  • Опросник межличностных отношений американского психолога Вильяма Шутца предназначен для определения коммуникативных особенностей личности.
  • Тест СМИЛ разработан по базовой методике Л. Собчик создает полный психологический портрет личности, в том числе стили его общения. Чтобы получить полную информацию о себе нужно потратить время, и ответить на 567 вопросов. Но существует и сокращенная версия, из 65 вопросов.

В наше время пройти множество тестов и получить результаты в течение нескольких минут можно в интернете в режиме онлайн бесплатно. Минус таких исследований в том, что самостоятельно человек, который не является специалистом в области психологии, не всегда может объективно оценить результаты теста. Для серьезных исследований лучше обратиться в консультационный центр к профессионалам.

В психологических центрах часто проводят диагностику стилей и других компонентов общения в деловой сфере. Такие услуги могут заказывать компании для оценки уровня сотрудников, так и отдельные личности. Стоимость услуг зависит от выбора специалиста, диапазона исследований. Примерная начальная стоимость одного тестирования с комментариями психолога составляет около 1500 руб.

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения. К ним относятся:

  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

Необщительный тип

Индивиды, относящиеся к данному типу, чаще всего полностью погружены в себя. Их образно можно сравнить с улиткой, забравшейся в глубину своей раковины.

С такими людьми завязать и поддерживать общение крайне сложно, поскольку они предпочитают идти на контакт только тогда, когда им это действительно необходимо. Они никогда не являются отражением эмоций собеседника, поскольку не умеют и не хотят чувствовать своего коммуникативного партнёра, не стремятся понять его психологический настрой, да и сами не могут ясно выразить собственное отношение во время общения.

Необщительный тип неправильно будет назвать негативным типом, но он всегда очень труден в плане организации коммуникативной связи. За счёт своей закрытости и нежелания общаться, такие индивиды способны оказывать отрицательное воздействие на других участников процесса коммуникации.

Интересно о психологии общения

Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.

Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение

Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль


Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: