Основные отрасли психологии

Спасайте сами себя

Следовать этим советам в состоянии стресса очень трудно. Проще поддаться инерции и ждать, когда пройдет само, либо (в самом тяжелом случае) предаться саморазрушению. Ведь ничего хорошего в жизни уже не будет. Поймав себя на таких мыслях – помните: ваш мозг отравлен болью и не способен мыслить здраво. Да, ничего уже не будет как раньше. Но жизнь продолжится – и только вам выбирать, какой она будет. Никто не придет с волшебной палочкой и не решит ваших проблем.

Ваша жизнь, ваше здоровье, физическое и ментальное – это только ваша ответственность. Начните восстанавливаться, работайте со своей болью, маленькими шагами двигайтесь вперед – и однажды вы поймете, что все плохое осталось позади, а на смену беспросветной тьме пришел новый день, в котором есть место новым желаниям, мыслям и перспективам.

Топовые вузы

Факультет психологии есть в любом университете; специальность можно освоить и в педагогическом институте. Но главные вузы России, которые готовят психологические кадры, это:

  • МГУ имени Ломоносова,
  • Российский государственный социальный университет,
  • Российский университет дружбы народов,
  • Российский государственный гуманитарный университет,
  • Московский городской педагогический университет,
  • Московский педагогический государственный университет,
  • Российский государственный педагогический университет имени Герцена.

Важно!

На факультетах психологии есть бюджетные места.

Но все топовые вузы расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Чтобы поступить в такой вуз, нужно сдать ЕГЭ на высокий балл.

Даже набрав высокие баллы и пройдя по конкурсу, не каждый студент может позволить себе жизнь в самых дорогих городах страны. Расходы на проживание, питание, необходимые для учебы материалы довольно существенные, а размер стипендии в России таков, что не может их компенсировать.

§ 1. Понятие о психологической информации и способах ее получения

Что такое информация о человеке? Это могут быть конкретные знания о конкретном человеке, это могут быть и знания о его близких, о социальной и экономической обстановке, его окружающей, это могут быть знания, характеризующие его как биологическое существо и т. п. Все эти знания позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях действовать в окружающем мире. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые им.

Есть очень интересная точка зрения на происхождение человеческой истории, высказанная академиком Б.Ф. Поршневым. Она основана на понимании материальных потребностей человека, его нужды в конкретных предметах или свойствах этих предметов: остром ноже, длинном копье, емком сосуде и т. п.

Б.Ф. Поршнев утверждает и убедительно показывает, что норма поведения каждого человека в первобытном обществе состояла в том, что он раздаривал результаты своего труда. Другими словами, производя больше, чем было нужно для восстановления сил, затраченных на производство, человек стремился угостить и одарить других. Как отмечал Б.Ф. Поршнев, «на заре истории лишь препоны родового, племенного, этнокультурного характера останавливали в локальных рамках «расточительство» и тем самым не допускали разорения данной первобытной общины или группы людей»4.

«Отдать» — это норма отношений в первобытном обществе, это форма воздействия на другого человека с помощью добытого из природной среды продукта, средства обеспечения жизненных благ.

Этот продукт — пища, орудие, одежда — выполнял роль регулятора человеческих отношений, так как он нес в себе особый род влияния человека на человека, в котором проявляется индивидуальность каждого из них. Это могло выглядеть как такой монолог:

—У меня есть острый камень. У тебя нет. Мне его не надо, возьми его себе. А может быть, такой:

—Возьми орех.

—Беру. Хороший орех. А ты возьми мой банан.

Здесь предметы выполняют свою суггестивную функцию, то есть регулирующую отношения людей с помощью известных им функций предметов. И острый камень, и орех, и банан не просто попали в поле восприятия человека, а они создали соответствующее отношение, которое может быть передано через этот предмет другому человеку. В первом монологе — это отношение заинтересованности-незаинтересованности в предмете, во втором диалоге — это отношения взаимной приязни, проявляемые через обмен продуктами. Человек может сам проявить отношение к предмету, увидеть в нем и потребности других людей в качествах предмета — в его вкусе или остроте, как в наших примерах, но это возможно, по мнению Б.Ф. Поршнева, только потому, что раньше это отношение было проявлено к предмету и его свойствам другими людьми Те же качества острого камня или вкусного ореха определили его отношение с другим человеком, только позже оно становится его индивидуальным отношением, которое будет применяться как воздействие на другого человека.

Это известный закон развития высших психических функций, сформулированный Л.С. Выготским, который говорит о том, что каждая психическая функция была раньше разделена между людьми, а затем стала способом самоорганизации одного человека.

Как писал Б.Ф. Поршнев, организм человека стал производить действия, не диктуемые его собственной сенсорной сферой. Человек стал ориентироваться на значение производимых им предметов, на то значение, которое включало в себя человеческие отношения, регулировало их, создавало их.

Чтобы был установлен предел стремлению первобытного человека отдавать и дарить произведенное им, общество создало специальные нормы для регуляции пределов дарения. Это привело к тому, что появилось множество человеческих общностей, обособленных друг от друга по разным, даже случайным, признакам. Общие нормы регуляции процесса отдавания произведенных благ объединяли их и одновременно ограничивали от других общностей. Эти общие нормы и фиксировались в едином для общности людей языке, который выполнял главную функцию — воздействие на другого человека.

Недаром многие лингвисты предполагают, что глаголы древнее, чем существительные, при этом глаголы были сначала побудительными, повелительными, воздействующими непосредственно на действие человека.

Проблем не существует

В первую очередь нужно отказаться от желания получить что-то бесплатно. За все нужно платить. Хорошо сказал Булгаков:

Люди так легко сдаются! Кажется, все – просто выбери себе девиз по жизни и живи его законами. Но большинству людей почему-то проще всего обидеться на судьбу за невозможность воплотить свои желания в жизнь и опустить руки. Если у человека есть недостижимое «хочу», он просто обязан за него сражаться. К любым проблемам нужно относиться, как к задачам, ответы на которые необходимы для достижения результатов. Разве не этому учат в школе?! Правильно решил задачу – получил высший бал. Все гениальное – просто.

Совет № 4. Изучите дипломы, сертификаты и практику работы психолога

Фото: Unsplash.com

У человека, который оказывает вам психологическую помощь, должно быть профильное образование и диплом, подтверждающий его навыки. Узнайте, в каком образовательном учреждении психолог проходил обучение, а также поинтересуйтесь, брал ли он дополнительные курсы, проходил ли повышение квалификации и так далее. Выясните, как долго человек является практикующим психологом. Однако помните, что тридцатилетний опыт работы эксперта не гарантирует, что он может решить вашу проблему. Появляются новые направления и методы обучения, поэтому иногда специалист с двухлетним стажем может решить вашу проблему эффективнее, чем психолог с более длительным сроком работы.

Список профессий

Выбор возможных профессий после обучения на специальности психология достаточно широкий. Все зависит от квалификации, качеств личности, а также предпочтений и интересов.

Клинический психолог

Клинический психолог — человек, который занимается психологической диагностикой, консультированием, различными видами психотерапии. Он изучает явления человеческой психики и ее нарушения, взаимосвязь с различного рода заболеваниями.

Специалист в этом направлении должен обладать знаниями в анатомии, медицине. Чаще всего им приходится работать с людьми, которые испытывают трудности в становлении личности, самореализации, адаптации.

Основными методами в клинической психологии являются:

  • беседы, наблюдение;
  • психофизические, биографические, анамнестические инструменты;
  • изучение результатов деятельности и творчества. 

Семейный психолог

Семейный психолог — специалист, который оказывает психологическую помощь и консультации людям, находящимся в постоянных эмоционально-сексуальных отношениях. То есть пара может жить раздельно, не быть официально зарегистрирована, любой ориентации. Также семейный психолог помогает в отношениях родитель — ребенок. 

Детский психолог

Детский психолог занимается трудностями, которые возникают во время взросления и развития детей, а также в отношениях между родителями и ребенком.

Обычно детский психолог работает не только с детьми, но и с родителями. Его работа направлена на то, чтобы выявить причины возникшей проблемы, а также найти возможные варианты решения.

Детский психолог должен понимать особенности развития ребенка в зависимости от возраста, пола, знать принципы работы детской психики.

Социальный психолог

Социальный психолог оказывает помощь в проблемах, которые связаны с функционированием социальных групп. Помощь может оказываться как группе, так и отдельному человеку, относящемуся к ней.

Помимо помощи социальным группам, психолог данного профиля работает с утраченными социальными навыками, которые отвечают за функционирование в обществе.

Педагог-психолог

Педагог-психолог — специалист, который сочетает в себе знания по психологии и педагогике, поэтому чаще всего он работает в образовательных учреждениях.

В его задачи входит выявление условий, которые затрудняют гармоничное развитие личности, а также оказание помощи учащимся, учителям и родителям при возникновении трудностей в личностном, профессиональном, социальном и других аспектах.

Психолог-криминалист

Психолог-криминалист работает с криминальным, антисоциальным поведением индивидов. Он занимается изучением системы механизмов, побуждающих людей к совершению правонарушений, а также со структурой и функционированием преступного слоя общества в целом.

Преподаватель психологии

Преподаватель психологии осуществляет деятельность по воспитанию, развитию и обучению учащихся, чья будущая деятельность тем или иным образом связана с психологией. Помимо этого преподаватели занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Автор тренингов и методик, коуч

Коуч помогает человеку в достижении определенной профессиональной, жизненной или другой цели. Часто для работы коуч использует авторские разработки, методы, инструменты. Основное отличие коуча от психолога заключается в том, что коуч работает не с различного вида психологическими проблемами, а с мотивацией и способами ее выработки.

Качественная работа

Девиз по жизни успешного человека может быть самым непредсказуемым. Кто-то может руководствоваться слоганом: «Живем только один раз», кому-то больше по душе высказывание, что нужно брать от жизни все. А кто-то руководствуется по жизни принципами успешных людей и тоже достигает успеха. Но далеко не каждый способен перейти от мечтаний к решительным действиям. Именно для них нужны такие девизы, которые помогали бы просыпаться по утрам и заставляли работать.

Даже сидя в офисе с минимальным окладом, не стоит работать спустя рукава. Во-первых, при приеме на работу сотрудник принял определенные обязательства. Во-вторых, только тот способен достичь успеха, кто одинаково хорошо работает и за тридцать долларов в месяц, и за сто долларов в час.

Необходимо держать марку всегда, а не только тогда, когда на вас смотрит руководство

Богатым важно, чтобы их окружали люди высокого уровня, будь то горничная, дворецкий или дворник. Работодателям свойственно инвестировать деньги в людей, которые их уважают и вне зависимости от ситуации делают свою работу вовремя и качественно

Уровни практических отраслей психологии

Практические задачи науки существуют на разных стадиях.

  1. Задачи научно-исследовательского характера. Детальное рассмотрение эпизодов развития личности для дальнейшего формирования методических основ работы на практике психолога. Применение различных знаний, способов, и средств для профессиональной работы в условиях разного характера.
  2. Прикладные выявляются по мере нужды психологического снабжения наилучшей работы организации (фирмы, учреждения) труда работающей силы в целом и по отдельности, подразумевая составление программ для последующего обучения. В основание учебного материала входит создание учебников, пособий, рекомендаций специалистов, методика, программы по подготовке/переподготовке, работы служб психологии в практике, проектирование документации.
  3. Практические задачи обусловлены на конкретных проблемах, основанных на профессиональной практике психолога, работы в многопрофильных организациях, центрах – в качестве оказания конкретной помощи лицам учреждения.

Ряд основных субъектов:

Аномальная. Основывается на исследовании аномального поведения человека, и его психопатологии. Главная задача – это изучение круга психических расстройств, например, одержимость, депрессию, и многое другое. Психологам клиник, а также психотерапевтам часто приходиться сталкиваться с такими видами отклонений.
Поведение. Бихевиоризм (поведенческая психология) – теоретическое обучение, отталкивающееся от идеи, что все виды поведения формируются — приёмом кондиционирования, то есть, получение новейших качеств благодаря стимулу.

Биопсихологическая отрасль. Изучение влияние мозга на поведение человека. Другими словами, эта отрасль называется физиологической.
Когнитивный раздел

Данный вид изучает сугубо внутреннее человеческое состояние, мотивацию, преодоление проблем и разрешение вопросов, внимание человека, мышление, способность принятия решений. Этот раздел постоянно находиться в стадии развития со дня открытия.
Область сравнения. Наблюдение за изменениями в действиях животного, отталкиваясь от которых можно более серьёзно изучить человека

Наблюдение за изменениями в действиях животного, отталкиваясь от которых можно более серьёзно изучить человека.

Кросс-культура. Влияние культуры на человека. IACCP (международная ассоциация кросс-культуры) возникла в прошлом веке, в 1972 г., и по сей день эта область растёт, и продолжает своё дело.
Раздел изучения развития человека. Этот раздел посвящён изучению особенностей формирования человека на стадии всего жизненного периода. Главным делом считается понять, причины, по которым поведение человека способно изменяется со временем. Этот пункт в принципе изучает все виды отраслей, связанной с формированием личности человека.
Педагогика и психология. Область, условленная в процессе воспитания и обучения. Данная отрасль чуть выше уже рассматривалась.
Экспериментальная. Использование научных методик в исследовании мозга либо поведения человека. Большинство методик употребляют и иные виды разделов, для более обширного изучения вопроса.

Судебная. Кратко — этот раздел изучает все то, что объединено в законодательстве. На психологов возложено немало дел, связанных с законом и его нарушением, например, установление плохого обращения с несовершеннолетними детьми.
Здоровье. Влияние научных отраслей, биологии, системы действий, социальные обстоятельства характера – на состояние здоровья человека. По-иному – «медицинская».
Личностная отрасль. Исследование мыслительных процессов (мышление), и эмоций, благодаря которым человек становиться отличительным от животных.
Социальность. В предоставленном разделе исследуют действия человека в социальной сфере, взаимодействие, лидерские качества, невербальная взаимосвязь, и то, как окружение способно повлиять на человека.

Почему мы должны взять именно Вас?

В данном случае Ваш ответ во многом будет схож с рассказом о себе. Цель такая же — дать понять рекрутеру, что Вы лучше других подходите для закрытия вакансии, что Ваши компетенции релевантны требованиям работодателя и принесут пользу компании.

Обратите внимание: при ответе на данный вопрос категорически нельзя говорить что-то негативное о компании или принижать других кандидатов: «Вы неправильно продвигаете проект, я смогу сделать все как надо», «Лучше меня Вы никого не найдете», «Я гораздо умнее, чем все мои коллеги». Что же можно и нужно говорить:

Что же можно и нужно говорить:

  • что у Вас есть опыт работы в определенной сфере или в определенных условиях, что позволит Вам справиться со своими обязанностями на новом месте;
  • что на прошлых местах работы Вы добились конкретных результатов и можете такую же пользу принести и здесь;
  • что Вы в полной мере обладаете теми навыками, которые требуются для работы в компании (тут нужно будет привести примеры навыков и тех задач, которые они позволят решить).

Кто такой психолог?

Специалистов разделяют на три категории:

  • Психолог-теоретик. Изучает психологические закономерности, разрабатывает теории.
  • Психолог-практик. Применяют свои знания на практике. Зачастую работают с отдельным категориями населения: детский психолог, клинический, спортивный.
  • Преподаватель. Профессионал делится своими знаниями, практикой, теорией и другими навыками в стенах ВУЗа, на семинарах, тренингах, практических консультациях.

Этой отрасли более 2000 лет, но все столетия дисциплина была тесно связана с философией и естествознанием.

В отдельный предмет психология выделилась лишь в XX веке. На рубеже XX-XXI вв. существенно возросло ее значение в связи с большей включённостью в различные виды практической деятельности.

Возникли такие отрасли, как: педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число научных школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

Перемены

Девиз человека по жизни должен заставлять его принимать решения и действовать. Зачастую приходится что-то менять.

Но как же иногда страшно заставить себя отказаться от стабильной жизни и ступить в никуда. «Еще полгода поработаю и уволюсь», «закончу это учебное заведение и поступлю на ту специальность, которую хочу», «посмотрю еще одну серию и примусь за работу, никуда она не денется» — такие отговорки мы постоянно себе придумываем, чтобы еще немного побыть в безопасности, относительной стабильности и уюте.

Мы думаем, что еще есть время. Ничего за полгода не произойдет, два образования – это даже лучше, один час ничего не изменит. В этом и состоит наша ошибка: жизнь идет, но мы от нее отказываемся. Время никого не ждет.

Хотя если подумать, то сами перемены не так уж сильно пугают человека, как трудности, с которыми придется столкнуться.

Успех не приходит к тем, кто просто ждет. Он всегда выбирает упорных, тех, кто не раз падал, но находил в себе силы подняться. Тех, кто через «не могу» делал свое дело и не жаловался, сквозь слезы смотрел вперед и не останавливался, верил в свой жизненный девиз и не изменял себе.

Отрасли прикладной психологии

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Педагогическая психологияМедицинская психологияЮридическая психология

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы

Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов

Психология трудаПолитическая психологияПсихология спортаПсихология искусства

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи

Кто такой психолог и зачем он нужен?

Слово «психология» с греческого переводится как «наука о душе» («психо» – душа, «логос» – знание). Соответственно, психолог – это специалист, изучающий внутренний мир человека, его взаимосвязь с окружающей средой, а также психику и её структуру. Психологом может называться только человек, получивший соответствующее высшее образование. В зависимости от квалификации и специализации он может работать с разными возрастными группами, а также с различными сферами человеческой жизни – семейной, деловой, учебной, спортивной и др.

Существует несколько разделов психологии:

  1. Общая психология – изучает психическую деятельность человека;
  2. Психология личности – изучает внутренний мир человека;
  3. Возрастная психология – изучает психику человека от рождения до смерти;
  4. Педагогическая психология – изучает методы воспитания и обучения;
  5. Психология общения – изучает и решает проблемы взаимодействия между людьми;
  6. Медицинская психология (с недавних пор клиническая психология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.

Чаще всего опытные психологи работают сразу с несколькими разделами данной науки, однако есть и более узконаправленные специалисты, работающие лишь с одним из них. Не путайте, психолог – это не одно и то же, что психиатр. В отличие от психиатра, психолог занимается решением внутренних проблем психически здоровых людей – освобождением от эмоциональных травм, комплексов, налаживанием взаимоотношений с определёнными людьми и др.

Для того, чтобы производить психологическую деятельность, психологу не нужно углублённое медицинское образование, в отличие от психиатра, который получает его в первую очередь. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные психические заболевания и отклонения.

Роль психологов в настоящее время очень важна – многие предприятия, школы, высшие учебные заведения не обходятся без данных специалистов. Именно психологи разрешают большинство конфликтов и недоразумений, возникающих при рабочем процессе.

Психология личности

Упражнение-схема «Колесо баланса»

Перед тем, как выполнять это упражнение, спросите себя, готовы ли вы взять управление жизнью в свои руки? Хотите ли вы «подтянуть» те сферы, которые вас не устраивают?

Если вы отвечаете на эти вопросы: «Да», то вперед!

Шаг 1.

Берем обыкновенный лист бумаги формата А4. Рисуем на нем круг. Согласно описанных мною сфер личности в психологии, вы в каждом круге рисуете те жизненные сферы, успешность в которых для вас важна.

Пример можете посмотреть на рисунке.

Шаг 2.

Как только вы обозначили эти сферы, сделайте градацию каждой из них, исходя из того, что 10 баллов – это максимальная успешность в этой сфере. А 0 баллов – это полная неудовлетворенность тем, как эта сфера проявлена в вашей жизни.

Шаг 4.

А теперь возьмите карандаш другого цвета и представьте свою гармоничную счастливую жизнь.

Измениться ли рисунок? Какие сферы закрасятся больше, а какие меньше? А, может быть, какие-то исчезнут совсем?

И, самое важно, подумайте, какие реальные действия приведут вас к идеальному колесу баланса. Подумали? Запишите их

Применение

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими — такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Принципы работы семейного психолога

Главная цель психолога – это сохранение семьи и улучшение психологического климата в этой микрогруппе. В связи с этим принципами его работы являются следующие.

  • Соблюдение анонимности и конфиденциальности. Все что говорится и обсуждается на консультации, не выходит за пределы кабинета. Без этого доверительные отношения между психологом и клиентами невозможны.
  • Ориентация на нормы и ценности клиента. Семейный психолог всегда учитывает национальную и религиозную специфику, а так же нравственные нормы, принятые в семье.
  • Запрет давать советы. Решения о тех или иных мерах урегулирования конфликта или путях выхода из сложной ситуации клиенты принимают самостоятельно. Задача психолога направить их по правильному пути.
  • Обязательное взаимодействие, включенность клиента в беседу, в форме которой проходит консультация.

Таким образом, задачи семейного психолога может решить человек, не только имеющий соответствующую квалификацию, но и обладающий необходимыми личностными качествами: доброжелательностью, внимательностью, терпением, тактом и искренним желанием помочь.

Этические стандарты деятельности практического психолога

Психология, как и любая другая наука,
делится на:

  • фундаментальную;

  • прикладную.

Для обеих наук характерно стремление
к получению нового знания и его обобщению.
Если первую скорее интересуют
основополагающие проблемы психики,
теоретический аспект рассмотрения этих
проблем и их эмпирическая проверка
(общая психология, психофизиология,
социальная психология, психология
развития и др.), то в прикладной науке
приоритет отдается изучению психических
явлений в естественной обстановке и
использованию полученных в фундаментальной
науке знаний в конкретных ситуациях и
условиях (эргономика, психология рекламы,
психология менеджмента, организационная
психология, юридическая психология и
др.). (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Наряду
с этим существует еще одна сфера
деятельности психолога —практическая
психология
, в которой решаются
конкретные задачи, а получение нового
знания является, как правило, необязательным
приложением. Практическая психология
— это особый вид деятельности психолога,
направленный на:

  • решение конкретной практической задачи
    и предполагающий получение психологической
    информации о конкретном человеке или
    группе людей;

  • анализ полученной информации на основе
    знаний, полученных в фундаментальной
    или прикладной психологии;

  • разработку (планирование)
    и реализацию воздействия (как
    психологического, так и не психологического)
    на конкретного человека или группу
    людей с целью их изменения или изменения
    их поведения. (См.
    дополнительный иллюстративный материал.)

Такая специфика работы практического
психолога накладывает на него серьезные
обязательства и предопределяет его
действия в соответствии с этическими
и моральными принципами. Перечислим
наиболее существенные из них.
     1.Практический психолог обеспечивает
конфиденциальность личностно значимой
информации, полученной от клиента на
основе личного доверия. Он обязан
предупреждать обследуемых о том, кто и
для чего может использовать получаемую
информацию и какие решения могут быть
вынесены на ее основе.
     2.
Практический психолог несет моральную
ответственность за решения, принимаемые
на основе предоставляемой им информации,
и предупреждает возможные ошибки,
допускаемые непрофессионалами в области
психологии.
     3.
Практический психолог должен воздерживаться
от действий, ухудшающих состояние
клиента и наносящих ему вред, особенно
при работе с больными людьми. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)

Ценностно-смысловая (потребностно-мотивационная) сфера

Здесь мы будем говорить о ценностях, моральных установках, этических ценностей, норм поведения. О том, что формирует мотивационно-потребностную сферу личности.

Все, что составляет ценностно-смысловую сферу, появляется не только от бесед или сказанных ребенку слов. А также и от того, какие ситуации наблюдал ребенок, какой опыт межличностного взаимодействия он получил, с помощью чего он познавал мир.

В зависимости от ценностных ориентаций людей можно разделить на шесть типов:

Экономический человек – тот, который ориентирован на практический результат; Социальный человек – тот, для которого важно мнение окружающих, тот, который живет «для других»; Теоретический человек – человек, для которого делит мир на «правильное и неправильное», «черное и белое», «плохое и хорошее» без оттенков и нюансов. Единожды определив эти позиции, теоретический человек крайне трудно от них отказывается; Эстетический человек – тот, для кого визуальная гармония, эстетика, красота – не просто слова

Такой человек стремиться воплотить в жизнь все свои понятия об эстетической гармонии; Политический человек – для него самым важным понятием успеха является влияние на умы, власть и успешность; Религиозный человек – для такого человека самым важным является поиск истины, духовного начала в себе самом.

По моим ощущениям каждый человек в той или иной степени в разные моменты своей жизни может проявляться в разных из описанных типов. Просто на протяжении всей жизни какой-то из типов ценностных ориентаций становится ведущим и определяет мировоззрение человека, его взаимодействие с миром.

Сами ценности, которые формируют тот или иной тип человека, можно условно разделить на два вида:

Ценности, которые обуславливают выживание человека как вида.

В некоторых книгах их принято называть «низшими». Но мне не очень нравится это название. Ведь речь идет о потребности в пище, тепле, комфортном состоянии тела.

Духовные ценности.

Это те, без которых человек вполне может выжить. Но жизнь его без этих ценностей мало чем будет отличаться от жизни животного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: