Эффект зловещей долины

Как работает зловещая долина

Большинство ученых признают: эффект зловещей долины существует. Но почему — никто точно не знает. Есть и те, кто в эффект : в одном из исследований утверждается, что ужас от очень реалистичного андроида — просто побочка плохого дизайна и неподходящей эстетики.

О том, что происходит в мозге человека, когда он видит не совсем человека, известно следующее:

#1. Это из-за страха смерти. Так решил Мори — и нарисовал убедительную схему, на которой видно, что больше всего мы боимся мертвецов, а еще сильнее — движущихся мертвецов (зомби). И если существо не абсолютно похоже на живое — оно воспринимается как мертвое.

#2. Мозг паникует. Чтобы экономить энергию, наш мозг все каталогизировать. И если он не может отнести объект ни к одной категории наверняка, появляется тревожность, которая переходит в панику.

#3. Все боятся, но по-разному. мозга при помощи фМРТ показали, что разделением на людей и не-людей занимается префронтальная кора. Но приговор, доверять существу или нет, выносит миндалевидное тело (оно отвечает за принятие решений и эмоции). Активность миндалевидного тела у всех разная: кого-то такие существа триггерят сильно, кого-то — умеренно. 

Одни ученые говорят, что со временем мы можем привыкнуть к андроидам, сильно похожим на людей, и доверять им больше. А другие уверены, что наша чувствительность даже к незначительным отличиям разовьется еще сильнее — и мы станем замечать то, чего сейчас не видим.

Законы зловещей долины

Самый безопасный способ изобразить антропоморфного героя — это стилизация. Она может быть в диапазоне от говорящего шарика до анимационных героев Pixar или Disney. Художник остается в комфортной зоне привлекательного — и на вершину реалистичности даже не пытается взобраться.

Но по схеме Мори видно, что симпатия к роботу (или герою) стремительно растет, когда он проходит стадии от металлической конструкции до гуманоида. У высокой реалистичности есть преимущества — она людям нравится. Значит, здесь есть за что бороться.

В зловещей долине — как на минном поле: чувствительность к ужасному у всех людей разная, точной системы определения кринжа нет, идешь наугад. Но понять главные опасности можно на культовых «зловещих» примерах, а приемы — увидеть в работах художников, которые не боятся зайти далеко в реалистичность.

#1. Источник сильных эмоций. Иногда человеческому телу и лицу специально придают неестественные характеристики, чтобы добиться драматического эффекта. 

На самой границе зловещей долины make-up-художница Исамайя Френч — красная шерсть на конвенционально гармоничном лице или глянцевая кукольная кожа:

Плохой пример такого подхода — мюзикл «Кошки» режиссера Тома Хупера. В картине все построено на CGI-графике: у героев — лица известных актеров и получеловечьи-полукошачьи юркие тела. Из-за этого у зрителей случается когнитивный диссонанс. Многие говорили, что этот фильм был «странным, жутким и после него снились кошмары».

#2. Статика пугает меньше динамики. Но далеко не всегда антропоморфных существ на экране создают для того, чтобы напугать аудиторию. Иногда удается остановиться на границе реалистичности неживого — уже интересной, но еще не жуткой. 

Значит, если работаешь в иллюстрации, то реалистичность гуманоидного героя можно выкручивать на максимум — добиваясь этим внимания, но не ужаса. Как, например, делает художница Саша Кац. Ее диджитал-арт трудно отличить от фотографии (но только на первый взгляд): 

#3. Саспенс и прямой ужас. Антропоморфность с небольшим «изломом» — хороший маркер антигероя. Зрители могут еще не знать, что персонаж работает на темную сторону, но если его реакции неестественно быстрые или медленные, а части тела слишком гибкие — похоже, на экране злодей. Это создает саспенс: мы понимаем, что антагонист вот-вот раскроет свою сущность — но когда именно, пока не ясно. 

Если человекоподобное существо очень быстрое и незамедляемое — это уже источник не саспенса, а чистого ужаса. Чтобы понять, как это работает, достаточно вспомнить дементоров из «Гарри Поттера», белых ходоков из «Игры престолов» или любую другую прыткую тварь из хорроров. 

Примеры эффекта зловещей долины

Примеры проявления эффекта зловещей долины можно найти в робототехнике, трехмерной компьютерной анимации и реалистичных куклах. Самыми яркими из них являются персонажи компьютерных игр, внешний вид и поведение которых не соответствуют друг другу, манекены из универмагов с реалистичными лицами, но пустыми глазами, а также анимированные персонажи.

Ярким примером является AVA, один из «цифровых людей», созданный новозеландским технологическим стартапом Soul Machines в качестве экранного аватара для Autodesk. Наблюдение за реалистичным цифровым существом, таким как AVA, может быть одновременно увлекательным и сбивающим с толку. АVА умеет выражать сочувствие своим поведением и движениями: слегка приподнимать брови, понимающе наклонять голову и кивать :

Тщательно прорисовывая каждую ресницу и линию на своих аватарах, Soul Machines стремилась создать цифрового человека, практически неотличимого от настоящего. Но, по мнению многих, вместо того, чтобы выглядеть естественно, AVA на самом деле выглядит жутко.

Как и AVA, многие другие ультрареалистичные аватары, андроиды и анимированные персонажи оказываются застрявшими в тревожном промежуточном мире: они такие реалистичные, но все же не до конца «правильные» .

Другим популярным андроидом, отталкивающим своей схожестью с человеческими чертами является Теленоид – роботизированное коммуникационное устройство, разработанное японским робототехником Хироши Исигуро, занимающее первое место в «самых жутких» рейтингах руководства по роботам. Его лысая голова, безжизненное лицо и отсутствие конечностей делают вид отталкивающим  :

Еще одно творение Исигуро, Geminoid HI, является точной его копией. Изобретатель даже взял волосы со своей головы, чтобы наложить их на робота-близнеца для придания ему максимальной достоверности. Исигуро утверждал, что создал Geminoid HI, чтобы лучше понимать, что значит быть человеком:

Инженеры и робототехники Лаборатории машинного восприятия Калифорнийского университета в Сан-Диего разработали младенца-робота, который получил имя Диего-Сан, чтобы помочь родителям лучше общаться со своими детьми. При росте 1,2 метра и весе в 30 кг «младенец» значительно крупнее среднего годовалого ребенка, что не может не пугать.

«Несмотря на то, что выражение лица этого младенца-робота несложное и интуитивно понятное, я все равно воспринимаю его улыбку, как фальшивую», – говорит Анджела Тинвелл, старший преподаватель Болтонского университета в Великобритании. «Это, наряду с отсутствием мелких деталей в глазах и на лбу, может сделать вид ребенка пустым и жутким, поэтому я бы предпочла избегать этих «мертвых глаз» и не общаться с Диего-саном»  .

Эффект зловещей долины проявляется не только с роботами, которые принимают человеческий облик. «Живые» версии мультфильма «Король Лев» и мюзикла «Кошки» 2019 года вывели зловещую долину на передний план поп-культуры. Некоторым фанатам показалась жуткой фотореалистичная компьютерная анимация говорящих львов и поющих кошек, имитирующих движения человека. А компания Pixar, выпустившая мультфильм «Оловянная игрушка», столкнулась с резкой волной негатива от вида изображенного в нем младенца – зрители говорили, что он отталкивал их своим неправдоподобным взглядом [].

Известные исследования “Зловещей долины”

Вот краткий обзор исследований, связанных с феноменом Зловещей долины. Начиная с робототехника, давшего название этому эффекту.

Открытие

Японский робототехник Масахиро Мори впервые ввел термин “Зловещая долина” (“bukimi no tani genshō”). В 1970-х годах, для описания того, как люди относятся к человекоподобным роботам.

Этот профессор робототехники заметил, что людям тем больше нравятся его роботы, чем более человечными они выглядят. Но только до определенного момента.

В этой “долине” близость человека к роботу внезапно ослабевает. Вызывая чувство страха, беспокойства или беспокойства.

Исследования в области искусственного интеллекта

Исследования Кембриджского университета показали. Что участники, которые рассматривали различные типы ИИ, такие как роботы-андроиды, механические и гуманоидные роботы, испытывали повышенную активность мозга. В областях, связанных с оценкой привлекательности визуальных стимулов.

Эта мозговая активность соответствовала гипотезе Зловещей долины. Участникам было удобнее работать с роботами, которые больше “походили” на человека. Но не с теми, которые были слишком близки к границе между человеком и не человеком.

Эта активность происходила в основном в зрительной коре и зоне, которые отвечают за расшифровку визуальных образов и различий в восприятии. А также за обнаружение человеческого взаимодействия. Важные компоненты интерпретации социальных сигналов.

Как избежать зловещей долины

Если есть цель, чтобы у зрителя пробежал холодок по спине, — зловещая долина точно поможет. Если этого хочется избежать, исследователи советуют: 

#1. Пропорции тела должны сочетаться с текстурами, естественными для него. Когда руки вдруг покрываются чешуей, а на спине появляются длинная шерсть — это уже жуть. 

#2. Элементы тела человека не должны соединяться с не-человеческими. Когда у персонажа вдруг появляется хвост или вместо ног вырастают копыта, аудитория точно испугается. 

#3. Поведение, внешность возможности персонажа не должны противоречить друг другу. Мы подсознательно понимаем, что и с какой скоростью должно двигаться. Если объект неожиданно быстро бежит или надвигается горой, пробивая стены, у нас сразу потеют ладони.

Почему срабатывает Эффект зловещей долины

В основе всего очевидно лежит восприятие нашим мозгом некого объекта, который выглядит как человек, но таковым не является. Возникает когнитивный диссонанс — сознание просто не понимает, как реагировать на этот объект.

Объект не воспринимается как техника (Масахиро Мори)

Сам автор гипотезы объяснял эффект тем, что при определённой схожести робота с человеком наш мозг перестаёт воспринимать его как технику, реагируя на него как на нездорового или мёртвого человека, ожившего мертвеца. В следствие возникают соответствующие чувства.

Теория восприятия угрозы (Минсу Кан)

Всё неизвестное подсознательно воспринимается нами как потенциальная угроза. Андроиды занимают промежуточную нишу между механизмом и человеком. Возникает непонимание, чего же ждать от такого объекта/существа, а затем приходит лёгкая боязнь перед неизвестностью и желание держаться подальше от наблюдаемого робота.

Теория неспособности к эмпатии (Катрин Миссельхорн)

Во время общения с другим человеком так или иначе происходит эмоциональный обмен, но машина только имитирует чувства и эмоции, поэтому на привычную эмпатию можно не рассчитывать. То есть перед нами вроде человек, но он не воспринимает ваши эмоции и не транслирует свои настоящие. Отсюда и дискомфорт.

Теория психопатов (Анжела Тинвелл)

Эта теория схожа с предыдущей. Неспособность робота к эмпатии может подсознательно восприниматься как психическое отклонение. А находиться в обществе психопата — не самая заманчивая перспектива.

Нужен ли нам мост в «зловещую долину»?

Есть также мнение, что роботы должны быть социальными, выглядеть и действовать соответственно, но только чтобы людям было удобно с ними; роботы не должны быть людьми. Идея заключается в том, чтобы дать роботам достаточно функций, антропоморфизующих их, например, способность понимать и поддерживать разговор, распознавать эмоциоальное состояние человека и соответствующим образом реагировать, а также проявлять собственные эмоции и индивидуальность. У роботов должна быть своя форма, которая отталкивается от предназначения робота, но не соответствует нашим ожиданиям того, как они должны выглядеть. Сам Мори в 1970 году заявил, что конструкторы должны стремиться к первому пику на графике, а не ко второму, чтобы не попасть в зону «зловещей долины». Возможно, именно этот подход поможет роботам оставаться незаметными в нашей жизни, но весьма полезными.

Другие продолжают стремиться к полноценному человеческому реализму, как Исигуро, который считает, что андроиды могут преодолеть «зловещую долину», наращивая человекоподобный облик и движения. Помимо реалистичных текстур волос и кожи, его Repliee Q2 и Geminoid HI-1 постоянно совершали микродвижения, моргали и двигали телом, словно дышали, чтобы выглядеть более естественно.

Культура также может сыграть свою роль. В Японии искусственные формы более распространены и приемлемы, нежели в Европе, например. В Японии есть даже искусственные поп-звезды (одна анимированная, а другая генерируется компьютером). Возможно, «зловещая долина» может просто сойти на нет после распространения андроидов. Может быть, мы просто к ним привыкнем.

Это явление происходит не только с роботами. Оно происходит с другими формами реалистичной визуализации человеческих форм вроде анимации. Было много сообщений о том, что люди нашли анимированных человеческих персонажей в фильмах «Последняя фантазия» и «Полярный экспресс» жуткими или отталкивающими. Хотя оба фильма гордились передовыми достижениями в области компьютерной графики.

Мы можем попробовать все, от понижения реализма до создания полноценной человеческой мимики, в дальнейших экспериментах с нашими братьями меньшими — роботами. Нам придется или свыкнуться, или побороть «зловещую долину», потому что роботы и компьютерная графика останутся с нами надолго.

Тот самый катающийся шар этажом выше

Феномен наблюдали даже те, у кого соседний и вовсе нет — звук падения огромного металлического шара у соседей, который звонко подскочил и покатился по полу. Еще и спать помешал.

В интернете по этому поводу кипят обсуждения на тысячи комментариев, но внятного объяснения от ученых мир пока что не слышал. Основная версия: контраст дневной и ночной температуры на улице и в квартирах. Мол, арматура от тепла сначала расширяется, а потом с треском сжимается, заставляя людей недоумевать, что за странные ритуалы происходят у соседей почти каждую ночь. А ваши соседи думают то же самое о вас.

Кстати, еще больше физических явлений найдется здесь. В статье мы рассказали об интересных опытах для детей с пояснениями. Разумеется, взрослых там тоже есть чем удивить, иначе мы бы и не поделились!

Эффект Манделы

Эффект назван в честь заблуждения о том, что Нельсон Мандела умер в тюрьме около 40 лет назад. На самом деле южноафриканский политик погиб у себя дома в 2013, но феномен в том, что у многих людей (без сговора и других предпосылок) сложились идентичные ложные воспоминания о смерти Манделы в тюрьме.

Примеров подобных случаев немало. Быть может, вы вспомните байку про жуткую серию мультика про Спанч Боба, которую припоминают многие, но по телевизору она никогда не транслировалась.

Научные объяснения этому феномену нашлись, но большинству проще (или интереснее) связывать это теориями об альтернативных вселенных и всемирных заговорах.

Что ж, надеемся, эта статья помогла вам в понимании некоторых загадочных явлений из жизни и расширила кругозор. От вас ждем комментариев — расскажите, с чем из перечисленного вы сталкивались, что удивило вас больше всего и что вы пошли проверять непременно — нам и другим пользователям invme будет интересно!

И чем это объясняется?

Прочитав предыдущий раздел, читатели могут усомниться в наличии «зловещей долины». Как же так — ведь Электроник в фильме вызывает даже бОльшую симпатию, чем его двойник Сергей Сыроежкин.

кадр из х/ф «Приключения Электроника»

Но тут все дело в том, что в «Приключениях Электроника» главных героев играли братья-близнецы Торсуевы. А никаких роботов и в помине не было.

Здесь стоит вспомнить о такой вещи как коулрофобия — попросту говоря боязнь клоунов. Некоторые люди боятся клоунов именно из-за их схожести с человеком, но в то же время определенной неестественности вида. Итак, перейдем к возможным объяснениям эффекта «зловещей долины».

Теория восприятия угрозы

В 2009 году в своей работе Минсу кан указывал, что «андроид» по своему виду и характеристикам занимает нишу между объектами «робот» и «человек». Простым людям сложно понять, в какую из этих 2 категорий следует относить человекоподобных роботов (андроидов).

Это порождает в человеческом мозгу непонимание, чего можно ожидать от странного существа. Возникает невольный страх перед неизвестностью.

Теория невозможности эмпатии

Идея Катрина Миссельхорна заключается в том, что обычный человек невольно сопереживает людям, попавшим в неприятную ситуацию, получая такую же невольную эмпатию со стороны окружающих людей. Понимание подобной реакции автоматически заложено в психику людей, и воспринимается буквально на уровне инстинктов. Но может ли человек, оказавшись в беде, рассчитывать на искреннюю эмпатию человекоподобных роботов?

Они придут на помощь, поскольку это заложено в программе, но будет ли их помощь вызвана искренним сопереживанием и стремлением помочь попавшему в беду человеку? Уверенность в искренности чувств андроидов более чем сомнительно. Здесь снова проявляется неизвестность и невольный страх перед ней.

Теория психопатов

В 2011 году Анжела Тинвелл предложила свою теорию, во многом перекликающуюся с идеями Миссельхорна. Она полагает, что человек способен к эмпатии по отношению к человекоподобным роботам, но сам субъект понимает, что андроид не испытывает эмпатии по отношению к нему. Отсутствие эмпатии по отношению к окружающим в обществе людей автоматически воспринимается как психическое отклонение. А быть рядом с психопатом не хочется никому.

Симметрия лица андроида

У человека левая и правая стороны лица весьма схожи, но все же имеются различия. Например, родинка или шрам на одной из половин лица, неравномерность веснушек, небольшое различие в разрезе глаз, которое не воспринимается, но фиксируется мозгом собеседника. А вот у человекоподобных роботов внешность симметричная. Это неестественно и вызывает невольное отторжение.

Желающим больше узнать об отношениях людей и роботов (а также об эмпатии) рекомендуем прочесть весьма неплохой роман Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?».

Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя

Мы же обещали практическую пользу? Теперь расскажем о том, как заставить собственные пророчества сбываться.

Эффект Пигмалиона некоторыми учеными относится к самогипнозу, так как от ожиданий человека полностью зависят его неосознанные действия, приводящие в итоге к «загаданному» результату.

Чаще всего этот эффект подтверждается в отношении к паранормальному: любители эзотерики чаще всего находят убедительные подтверждения того, что такие явления имеют место в их жизни. Скептики — напротив, ни за что не разубедятся, так как находят аргументы в пользу обратного.

Эффективно применять феномен и в собственных целях: если ваш друг переживает по поводу коллектива на новой работе, не зная, как его примут на новом месте, расскажите ему, что его там очень ждут и заведомо настроены к нему положительно, если есть возможность. Тогда человек заведомо настроится на дружелюбие, будет вести себя легко и непринужденно в новом окружении, а ваше пророчество сбудется.

А еще, вы можете убедить себя в том, что вы симпатичны собеседнику, чтобы ваше поведение и подсознательные действия приводили к совпадению ожидания и реальности. Это работает!

Феномен Баадера-Майнхоф — эффект, когда начинаешь замечать

Рассказываем по-простому: если вы услышали про феномен Баадера-Майнхофа, то в ближайшую неделю вам будет казаться, что вы слышите о нем везде.

Работает эффект, когда узнаешь какой-то факт или новое слово, после чего его упоминания встречаются вам, как кажется, практически везде. Не удивляйтесь, если после прочтения пойдете слушать подкаст или залипнете на комментарии под видео на ютубе, и обязательно встретите что-то про Баадера-Майнхофа.

Эффект, когда узнаешь о чем-то не связан ни с мистикой, ни с совпадениями. Дело в том, что не знав заранее о каком-то явлении или слове, мы склонны игнорировать его в потоке информации.

Не забудьте заучить фамилию, чтобы блеснуть эрудицией на первом свидании — эффект Баадера Майнхофа.

Эффект Зейгарник — поможет в обучении

Этот психологический феномен заключается в том, что люди лучше запоминают прерванные занятия, нежели те, которые довели до конца.

И это точно, ведь эффект тщательно исследовался: группы студентов и школьников в ходе экспериментов занимались разными делами. Одни дела они завершали, а другая деятельность внезапно прерывались учеными. Результаты удивили — лучше запоминались те дела, которые испытуемые не довели до конца.

Не стесняйтесь пробовать на себе — доведите одно новое дело до готовности, второе забросьте на полпути. Сравните, что из сделанного вы помните лучше.

На практике такой прием пригодится в изучении языков или запоминании рецептов — не благодарите!

https://youtube.com/watch?v=CqSn0nr56yE

Эффект полного провала

Феномен, от которого не страшно быть человеком.

О чем речь: призываем вас не бояться быть неуклюжим, ошибаться. Ведь в том, чтобы откровенно лажать есть и плюсы.

Психологи говорят, что ошибки и неудачи делают нас привлекательнее в глазах других людей благодаря «эффекту полного провала». И напротив: отталкивают нас те, кто никогда не ошибаются и ведут идеальный образ жизни.

Ведь промахи делают нас человечнее, а «идеальность» — напротив, вызывает недоверие и раздражение.

Изучали явление так: в ходе экспериментов были проведены викторины, в которых некоторые из участников роняли чашки кофе со стола. Удивительно, но другим участникам больше всего импонировали как раз эти неуклюжие люди.

Используйте это в своих целях — если есть возможность, не фатально оступитесь, чтобы набрать пару очков привлекательности. Лишним не будет.

Теория шести рукопожатий

Часто ли вам приходилось удивляться тому, что «Россия — большая деревня», ведь нередко оказывается, что почти с любым человеком у вас найдутся общие знакомые. Так вот.

Считается, что каждый житель планеты знаком с абсолютно любым другим человеком через цепочку знакомых, а затем знакомых знакомых. Звеньев в этой цепи пять. Все об этом слышали, но есть способ это проверить. И это немного вынесет вам мозг.

Итак, убедиться в достоверности теории можно с помощью списка друзей в любой соцсети (лучше брать ту, где у вас самый большой список друзей и сделать скидку на то, что не все знакомые вашей жизни в этом списке числятся). Далее алгоритм такой: нажимаем на случайного человека из списка, выбираем уже в его списке друзей такого же случайного незнакомца и продолжаем переходить по случайным людям из списка других «знакомых знакомых». Тогда внезапно окажется, что как минимум раз в шесть таких переходов вы будете встречать человека, с которым у вас есть общие друзья.

Можно пойти и от обратного — выбрать любую популярную личность (любопытнее будет, если у него мало друзей) и повторить процедуру с переходами на случайные страницы «друзей друзей». Общие знакомые также будут встречаться не реже, чем раз в шесть переходов.

Бегите проверять, но лучше дочитайте сначала статью — нам есть чем вас удивить.

Разумеется, эта теория работает и в жизни. Так, например, автор этой статьи через одно рукопожатие знаком с Киану Ривзом и нашел наконец возможность этим похвастаться.

А на invme можно расширить круг знакомств, чтобы рукопожатия связывали вас со многими людьми через меньшие промежутки знакомых. Создавайте события и знакомьтесь с местными пользователями!

Не смыкая глаз

BackdoorConquistodor/reddit.com + pexels.com

Существует редкое наследственное неизлечимое заболевание под названием фатальная семейная бессонница, при котором больной неизбежно умирает от бессонницы. Известно всего 40 семей, поражённых этой болезнью. Состояние возникает из-за сбоя в коде ДНК, из-за чего в таламусе, отделе мозга, отвечающего за сон, начинают накапливаться болезнетворные белки. Болезнь начинается в возрасте от 30 до 60 лет, чаще всего в 50. Недуг продолжается от 7 до 36 месяцев. К сожалению, на данный момент вылечить фатальную семейную бессонницу невозможно.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

opossum-effigy/reddit.com + unsplash.com

Чаще всего люди тонут тихо, а большинство детей тонут прямо на глазах человека, который должен за ними присматривать. Дело в том, что со стороны потеря возможности держаться на воде часто не выглядит так, как мы себе это представляем. Очень часто человека сковывает страх, после чего он начинает быстро дышать и хаотично болтать под водой конечностями тщетно пытаясь плыть. Если вы заметили человека, который неестественно активно двигается в воде и с широко отрытыми напуганными глазам, то, скорее всего, ему срочно нужна помощь. Если вы когда-нибудь задумывались о причине, почему люди тонут, когда находятся в окружении множества других людей, то это она.

Примеры Зловещей долины

Отлично демонстрирует эффект AVA — цифровой аватар программы Autodesk. AVA реалистична не только внешне, но и умеет демонстрировать эмоции с помощью качественно прорисованной мимики. Но далеко не все пользователи оценили такого компаньона. AVA оказалась больше сбивающей с толку и даже жутковатой.

А вот Geminoid DK, разработанный Хироши Исигуро, японским робототехником и профессором из Университета Осаки. Этот андроид имеет вполне человеческое лицо, но в движении сразу себя выдаёт и явно не располагает находиться с ним в одном помещении.

Ещё один пример робот Bina48. На видео она мило общается с другой «цифровой сущностью» Siri. Этот андроид умеет поддерживать разговор, но на человечность явно не тянет.

Один из самых жутких персонажей — Telenoid, разработанный уже знакомым нам Хироши Исигуро. Жуткий вырез глаз, безжизненное выражение лица, отсутствие конечностей — идеальный генератор «зловещей долины».

Исигуро также создал Geminoid HI — точную копию самого изобретателя. Текущая версия робота имеет 50 степеней свободы, что позволяет ему максимально имитировать движения человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: