Примеры профессионально-личностных деформаций. поведенческий синдром «тип а», профессиональное выгорание и трудоголизм как примеры профессиональных деформаций

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

12 советов по профилактике профессиональной деформации личности

Преодоление профессиональной деформации или снижение ее последствий возможно осуществить. Перечислим основные методы:

Интегрирование себя в рабочий процесс. Стоит начать проходить специальные тренинги и семинары, обучающие лекции, которые будут направлены на развитие качеств личности. С помощью них вы усилите саморазвитие, пообщаетесь с другими людьми из профессионального сообщества, обменяетесь опытом с ними. Это повысит социально-психологический портрет сотрудников компании.

Приспособление рабочей деятельности к собственной персоне. Для исполнения этой стратегии стоит выстроить четкую организацию, не брать лишних обязанностей, выполнять те дела, на которые действительно готовы

Держите баланс между работой и отдыхом, не забывайте восстанавливать силы.

Снижение уровня эмоций. Постарайтесь не сосредотачивать внимание только на рабочем процессе: не погружайтесь в него с головой, забывая про остальные события в жизни.

Работа над здоровьем и физической формой. Не забывайте про режим: выдерживайте правильные пропорции сна, питания, больше времени проводите на улице. Не пренебрегайте спортом: хорошая физическая нагрузка позволяет отвлечься от рабочих процессов и повышает иммунитет организма.

Увлечение чем-то другим, помимо работы. Не стоит забывать про свое хобби

Обращайтесь не только к профессиональной литературе, но и художественной, посещайте театры, кинотеатры. Постарайтесь разграничить область профессиональных интересов и личных.

Разнообразие в профессиональной сфере деятельности. Участвуйте в неординарных, уникальных проектах. Не бойтесь перемен, выбирайте новые пути профессионального роста.

Социализация. Общайтесь с коллегами и друзьями, которые работают в другой профессиональной сфере. Ведите с ними беседы, обсуждайте интересные темы.

Достойная реакция на проигрыши. Не бойтесь профессиональных промахов, принимайте поражения достойно. Поймите, что каждый может совершать ошибки, не терроризируйте себя, а просто проанализируйте, что стало причиной.

Совместные проекты с людьми из других областей деятельности. Развивайтесь и общайтесь с разными людьми. Это поможет смотреть на мир с разных сторон, а не только в одном направлении вашей деятельности.

Введение в жизнь специального комплекса упражнений. Выполняйте расслабляющие упражнения, позволяющие отвлечься и переключиться с рабочей волны и снять стресс. Они смогут повлиять на организм благополучно: как на психику, так и на общие физические процессы.

Разграничение ролей на работе и реакций личности. Разделите свою социальную позицию и личность в целом. Четко осознавайте границы, определите, где ваш поступок — следствие занимаемой должности, а где — решение, принятое с опорой на личные качества и моральные установки.

Общение с психологами. Внедрите в коллектив время для обсуждения накопившихся проблем, возникших в процессе работы. Участие в таком мероприятии позволит четко определить признаки профдеформации, поменять отношение сотрудников к ситуациям, в которых они проявляются, а также разработать рекомендации и применить их среди коллег.

Итог. Любая работа в той или иной сфере приводит к деформации личности: первоначально это лишь стадия усвоения, а в дальнейшем количество перемен в самой личности только приумножается. Профессиональной деформации сложно избежать. Но применяя различные техники, корректируя и отслеживая свое поведение, вы сможете полностью нивелировать ее последствия и даже использовать какие-либо новоприобретенные качества для улучшения собственной жизни.

Как лечить

Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.

Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.

Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.

Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад

Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Чем отличается адаптация от деформации?

На самом деле профессиональная деформация – это патологическое развитие адаптации к профессии врача. Профессиональная адаптация – это нормальная реакция человека на новые условия работы. Без этого невозможно комфортно чувствовать себя в профессии.
Врачу приходится адаптироваться с первых дней обучения в медицинском институте. Занятия в анатомическом зале, посещения морга, перевязки в гнойной хирургии. Всё это в первый раз становится ударом для многих. Постепенно специалисты начинают видеть в этом не неприятные глазу картины, а источники полезной профессиональной информации. В процессе привыкания многие проходят через стадию бахвальства, рассказывая неподготовленным слушателям истории своего обучения как «страшилки». Это не является деформацией – это защитная реакция, часть процесса адаптации, помогающая человеку принять особенности своей профессии. Но такое бахвальство должно довольно быстро проходить.
Как же отличить друг от друга эти два процесса? Полезно периодически проверять – не превратилась ли профессиональная адаптация в деформацию, задавая себе проверочные вопросы:

  • Кто только что был у меня на приеме? Если врач может сказать о человеке что-то кроме диагноза (пол, возраст, внешность, одежда), значит, он всё еще видит в пациенте человека;
  • Что будет с пациентом в результате моих назначений? Если первые ответы, которые пришли в голову, «Он станет лучше себя чувствовать», «Он станет меньше страдать», значит, фокус врача еще не сместился с главной цели — улучшить жизнь пациентов.

Такие упражнения полезно делать периодически даже очень опытным, давно работающим врачам. Это поможет вовремя выявить первые признаки деформации и не дать ей разрушить интерес к профессии.

Иллюзии, заблуждения

Заблуждения – это непоколебимые суждения, которых больные придерживаются, несмотря на свидетельства обратного. Некоторые заблуждения основаны на неправильном истолковании реальных восприятий и переживаний. Например, пациенты могут полагать, что за ними следят на улице или что обычная авария – это преднамеренное событие. Другие думают, что тексты песен или газетные статьи содержат сообщения, имеющие непосредственное отношение к ним.

Заблуждения

Некоторые идеи могут показаться правдоподобными и их трудно идентифицировать как бредовые, потому что они могли или имели место в реальной жизни. Например, людей иногда преследуют следователи или их работа саботируется коллегами. В таких случаях идея может быть идентифицирована как заблуждение на основании того, насколько твердо человек цепляется за нее, несмотря на доказательства обратного.

Другие заблуждения выявить легче. Например, из-за религиозных заблуждений или мании величия люди думают, что они небесные посланники или президенты стран. Некоторые заблуждения довольно странные. Например, некоторые люди считают, что их органы полностью заменены деталями машин или что в их голове есть датчики, которые принимают сообщения от инопланетян.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Сущность и симптомы профессиональной деформации

Вот представьте: ходите вы на работу каждый день, кроме выходных, выполняете определенную профессиональную функцию, решаете какие-нибудь рабочие задачи, достигаете результатов, общаетесь с коллегами… Весь этот процесс занимает львиную долю вашего времени, следовательно, он не может не затрагивать вашей личности.

Безусловно, под влиянием профессиональных факторов, мы меняемся. Так вот изменение ценностных ориентаций, стереотипов поведения, характера, способов общения, поведения и т.п., т.е. изменение качеств личности в результате выполнения профессиональной деятельности на протяжении долгого периода и является профессиональной деформацией.

Как правило, профессиональную деформацию личности связывают с негативным влиянием профессии на человека. Как же это проявляется конкретно?

Во-первых, круг суждений и оценок человека заметно сужается в силу следования логике и философии исключительно своей профессии; он начинает мыслить однобоко, кругозор заметно сужается. Во-вторых, и круг общения личности тоже сужается, интерес в общении вызывают только коллеги, понимающие и рассуждающие в таком же разрезе, установление контактов с людьми из других сфер становится сложнее. В-третьих, палитра эмоций личности также оскудевает, ее эмоциональный образ не переходит границ типичного образа представителя данной профессии. В совокупности все вышеупомянутое приводит к проблемам на работе, несостоятельности как эффективного работника.

Если профессиональная деформация личности наблюдается на протяжении долгого времени и развивается, у работника может возникать невроз, депрессия. Эти недуги оказывают влияние на жизнь личности не только как профессионала, но и как социально активной ячейки. Соответственно, нужно быть очень аккуратным с данным явлением и вовремя уметь его распознавать.

Профессиональная деформация может длиться совершенно недолго, носить характер эпизодичности, а может длиться долгое время, при этом личность может игнорировать ее вовсе. Она может также сказываться не только на вашем характере, но даже на ваших манерах, внешнем виде, т.е. проявляться совершенно во всех аспектах личности.

Одной из форм профессиональной деформации личности может быть административный восторг, когда человек наделен полномочиями власти и не может пресытиться этим состоянием. Как правило, он полагает, что может сразу определять правых и неправых, виновных и невиновных, т.е. его поведение характеризуется злоупотреблением властью.

Одной из подобных разновидностей профессиональной деформации служит управленческая эрозия – феномен, близкий к административному восторгу и фактически вытекающий из него. Понятие «эрозия», синонимичное к слову «порча», выбрано в данном случае не случайно: личность, наделенная властью в долгосрочном периоде, склонна к принятию все менее рациональных и эффективных управленческих решений в силу получения нарастающего удовольствия от своей власти, неспособности ею пресытиться и контролировать. Такой руководитель становится все более эгоцентричным и старается принимать решения, завязанные на субъективных обстоятельствах, обычно с целью продления своих властных полномочий.

Еще одним интересным и, к сожалению, распространенным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания, выражающийся в дегуманизации (негативном отношении к коллегам и клиентам), изнеможении (неспособности получать удовольствие от работы, постоянной усталости и т.п.) и чувстве собственной профессиональной неполноценности (непризнании себя как знатока своего дела) .

Предлагаем проследить причины появления всех этих признаков.

Какие черты характера и свойства личности могут развиваться на основе определенного типа темперамента?

Управление темпераментом неотделимо от воспитания характера. Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в том случае, если человек обладает целеустремленным, волевым высоконравственным характером. При наличии такого характера человек – холерик – способен сдерживать природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолевает свою медлительность, сангвиник – импульсивность, а меланхолик – застенчивость. Сказанное имеет прямое отношение и к самовоспитанию, управлению собственным темпераментом. При правильном воспитании, когда учитываются слабые и сильные стороны данного темперамента в постановке задач, в обеспеченности заинтересованности в их решении и соответствующем стимулировании, у флегматика легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Однако в неблагоприятных условиях могут развиться такие отрицательные черты, как безразличие, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, пассивность, лень. Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, раздражительность. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных обстоятельствах. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность сангвиника может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность, непостоянность склонностей. Так может сформироваться личность человека, на которого нельзя слишком полагаться. Существует вероятность формирования таких черт личности, как доверчивость и легковерность, склонность к тому, чтобы строить проекты, но вскорости их бросать. Его поступки могут оказаться не всегда обдуманны. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное восприятие, у учащихся может проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей. При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, активное участие в общественной жизни. Его стремление к частой смене впечатлений трансформируется в способность легко и быстро отзываться на окружающие события, широкую общительность. Легкая переключаемость сангвиника с одного объекта деятельности на другой при неблагоприятных условиях может привести к формированию невнимательности как черты личности; при благоприятном же педагогическом воздействии это динамическое свойство может стать основой продуктивной деятельности, требующей частого переключения внимания. Меланхолик – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Человек меланхолического темперамента – очень впечатлительный, застенчивый, склонный к робости, неуверенности, уединению. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен, часто и легко теряется. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. При правильном воспитании обнаруживаются ценные качества личности: тактичность, чуткость. Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента (мягкость, отзывчивость) и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность.

Какой инструментарий может использовать практический психолог для диагностики темперамента?

Литература

  1. Анатомия, физиология, психология человека: краткий словарь. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций /Ю.Б.Гиппенрейтер – М., ЧеРо, 1997.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии /Р.М.Грановская СПб.: Свет, 1997.
  4. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы /Е.А.Климов – Казань, 1969.
  5. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профконсультации /Е.А.Климов – М.: Знание, 1983.
  6. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента /В.С.Мерлин – М.: Просвещение, 1964.
  7. Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека /В.Д.Небылицын //Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1990.
  8. Нейропсихология индивидуальных различий. – М.: РПА, 1997.
  9. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов вузов /Р.С.Немов – М.: Владос, 1998.
  10. Общая психология: учебник /сост. Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  12. Психология: Словарь /под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
  13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Рубинштейн, С.Л. – СПб.: Питер, 1999.
  14. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий /В.М.Русалов – М.: Наука, 1979.
  15. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии /Я.Стреляу М.: Прогресс, 1982.
  16. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2т. /Б.М.Теплов – М.: Педагогика, 1985.
  17. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность /Х.Хекхаузен – М.: Мир, 1986.

Чего ждут от врача окружающие?

Любой врач, даже молодой и неопытный, в глазах родственников и знакомых уже эксперт. От него ждут знания по любому вопросу, хоть как-то связанному с медициной. Все спешат с ним поделиться своими проблемами и жалобами, ожидая мгновенного диагноза и исцеляющего лечения. Отказывать не хочется, и врач начинает воспринимать эти внеплановые консультации как норму и считает своим долгом ответить, где бы к нему не обратились — в гостях или на отдыхе, в спортзале или в магазине. И чем дольше человек в профессии, тем больше ожидают от него пациенты, коллеги, родственники и знакомые.
Не поддаться естественному желанию соответствовать ожиданиям помогают правила 5 «НЕ»:

  • Не ставить диагнозы в нерабочее время.
  • Не назначать лечение в нерабочее время — можно дать дружеский совет, к кому и куда обратиться – можно даже посоветовать прийти на прием к самому себе в рабочие часы.
  • Не произносить вслух поспешных выводов, исходя из услышанного.
  • Не давать оценочных заключений в отношении действий другого врача.
  • Не стараться помочь каждому.

Факторы профессиональной деформации личности

Психологическое состояние работника в процессе выполнения своих обязанностей, его способность переживать профессиональные кризисы, а также вероятность его эмоционального сгорания в процессе работы – всё это можно отнести к факторам, под влиянием которых происходит профдеформация.

Ученые выяснили, что человек проводит на своем рабочем месте треть своей жизни, поэтому психическое состояние, в котором он вынужден пребывать во время выполнения своих обязанностей, может стать неотъемлемой чертой его характера. Профессиональная деформация формируется тогда, когда достаточно длительное время, в связи с особенностями своей деятельности, человек вынужден испытывать те или иные (чаще всего неприятные) психологические состояния. Психическое утомление, когда для достижения результата приходится работать больше обычного, напряжение, когда недостаточно средств для осуществления профессиональной деятельности и приходится искать новые способы достижения результата, отсутствие мотивации или эмоциональный стресс заставляют человека вырабатывать защитные психологические механизмы, которыми он пользуется не только на работе, но и в личной жизни.

Причины

Основные причины эмоциональной неустойчивости:

Постоянное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть вследствие психологической травмы, постоянных жизненных неудач, стрессовых ситуаций, из-за нехватки или переизбытка внимания, слишком строгих табу или, наоборот, вседозволенности.

Эмоциональные расстройства соматического характера. Оно может возникнуть из-за нехватки в организме необходимых витаминов и микроэлементов(у детей это сказывается на учебе и внимательности); из-за гормонального дисбаланса(нервное расстройство, типичное для женщин); изменение гормонального баланса с возрастом(менопауза).

При эмоциональной неустойчивости по причинам, перечисленным в первой группе, необходима консультация психолога или психотерапевта. Во втором случае избавиться от нервной неустойчивости поможет изменение режима питания и прием необходимых витаминов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: