Классификация
Психологи выделяют непрямой и прямой онтогенез. Прямой — это развитие уже полностью взрослого организма, которое происходит без специального периода метаморфоза. Непрямой онтогенез представляет собой образование личинки, которая имеет огромное количество отличий от взрослой особи и способна превратиться в нее только после того, как пройдет этап метаморфоза.
В свою очередь прямой тип делится на несколько подвидов:
- Неличиночный тип. Встречается среди рыб и части беспозвоночных, птиц и млекопитающих. Развитие зародыша на протяжении определенного промежутка времени происходит в яйце.
- Внутриутробный тип. Он характерен для человека, а также для высших млекопитающих. Все важные для жизни функции, которыми должен обладать зародыш, развиваются непосредственно с помощью организма матери.
Непрямой онтогенез характерен для большей части существующих видов беспозвоночных организмов. В некоторых случаях может наблюдаться даже паразитический образ жизни, который нужен для того, чтобы поддерживать функционирование своего собственного организма.
Периоды онтогенеза
Различают проэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный, периоды онтогенеза.
Проэмбриональный
Данный период включает гаметогенез. Формирование яйцеклетки и сперматозоидов протекает в ходе овогенеза и сперматогенеза соответственно. Также происходит накопление РНК, необходимой для синтеза рибосом. Яйцеклетки имеют свои особенности, так они отличаются по количеству желтка: мало-, средне-, многожелтковые.
Распределение также варьирует от равномерного до центрального. Изолецитальная яйцеклетка присуща млекопитающим, центрально расположенная — насекомым, промежуточное положение занимают яйцеклетки у пресноводных, пресмыкающихся, птиц. Именно в этот период отмечается перераспределение внутриклеточных включений.
Эмбриональный
Период происходит во время внутриутробного развития. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется клетка, подвергающаяся дальнейшему делению. С третьей недели происходит образование хорды, нервной и кишечной трубок (из эктодермы и энтодермы). Осевой скелет развивается из клеток мезодермы.
Оплодотворённая яйцеклетка в результате дробления образует бластоцисту, бластулу и гаструлу. На стадии гаструлы образуется три зародышевых листка — эктодерма, мезодерма и эндодерма. Средний зародышевый листок дает начало всей сосудистой системе, костному мозгу, крови. Внутренний листок источник пищеварительной и дыхательной систем. Взаимодействие между клетками обусловлено межклеточными контактами, через которые происходит обмен веществ.
Постэмбриональный
После рождения начинается постнатальный период. Все организмы проходят через стадию полового созревания. Для всего живого существует ранний и поздний онтогенез (как для растений, так и для животных).
Относительно человека онтогенез определяют как чередование основных периодов (представлены кратко в виде таблицы ниже).
Периоды |
Возраст |
ювенильный |
до 13 лет |
половой |
13-16 лет |
юношеский |
17-21 год |
зрелый |
22-59 лет |
пожилой |
60-76 лет |
старческий |
77-90 лет |
долгожития |
91 и выше |
Этапы онтогенеза животных
Онтогенез – это процесс изменения количественных и качественных характеристик, которые происходят в организме в результате взаимодействия генотипа индивида с условиями окружающей среды.
И хотя развитие личности в онтогенезе представляет целостный процесс, в нем условно выделяют этапы, характеризующие морфологические и поведенческие особенности, свойственные живым организмам.
Различают следующие этапы онтогенеза, свойственные позвоночным животным:
- Дорепродуктивный. Органы тела проходят стадии роста и развития.
- Репродуктивный. Все системы организма развиты, функционируют стабильно.
- Пострепродуктивный. Функциональность органов снижается.
Развитие психики в онтогенезе человека происходит с рождения, следуя через стадии юношества, зрелости и старения.
Типы онтогенеза
По течению онтогенез может быть прямым и непрямым. Отличие этих путей развития состоит в том, что при прямом типе новый организм подобен взрослой форме.
Непрямой путь подразумевает прохождение дочерней формой промежуточных стадий до обретения внешних характеристик, присущих зрелым формам. У последних есть стадия превращения или метаморфоза, накладывающая отпечаток на физиологические составляющие: питание, передвижение, среду существования.
Личиночный
Характерен для представителей типа беспозвоночных, среди хордовых встречается у рыб и амфибий. Животное проходит периодизацию. Обязательным условием является существование в виде личинки. Данные формы зависят от климатических условий, поддерживает распространение вида в природе.
Питание и передвижение они осуществляют самостоятельно или посредством паразитизма. Выживание в окружающей среде обеспечивается с помощью вспомогательных инструментов временного характера. Превращение может быть полным, с пребыванием организма в стадии куколки, и неполным — без нее.
Яйцекладный
Данные формы включают, помимо представленных выше, рептилий, птиц, млекопитающих. Зародышевый организм развивается в яйце, что связано с высоким запасом питательных веществ в желтке. Питание и дыхание осуществляется специальными эмбриональными оболочками.
Внутриутробный
Этот тип развития присущ высшим формам позвоночных (в том числе и человеку). Вынашивание плода обусловлено развитием специального детского места – плаценты. Поддержание жизнедеятельности происходит за счет материнского организма.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Психоаналитический подход к понятию «онтогенез» в психологии
Что это такое – онтогенез – с точки зрения психоанализа? Если в предыдущей теории мы наблюдали схождение (конвергенцию) осей наследственных и социальных элементов, то в теории З. Фрейда происходит обратный процесс. Данные факторы рассматриваются с позиции конфронтации, источником которой является несовпадение стремлений природной, инстинктивной составляющей личности («Ид», «Оно» – бессознательное) и социальной («Супер-Эго», «Сверх-Я» – совесть, моральные нормы).
Когда индивидом движут скрытые влечения и желания, это проявление его природной, бессознательной структуры. Попытка контролировать данные устремления, отказ от них, осуждение, попытки вытеснить их из памяти – это работа социальной составляющей личности (интериоризированная система ценностей, норм и правил поведения, сформированная у индивида под влиянием общественного окружения).
Данная теория также неоднократно подвергалась критике со стороны научного сообщества, прежде всего, за резкое противопоставление биологической и социальной составляющих человеческой личности.
Влияние условий окружающей среды на внутриутробное развитие ребенка
Развитие организма человека представляет собой сложное сочетание таких процессов, как деление клеток, их перемещение и взаимодействие, образование тканей и органов. Любое нарушение этих процессов может вызвать пороки развития эмбриона или плода. Такие нарушения могут возникать под воздействием различных повреждающих факторов. К факторам риска развития врожденных пороков относятся: ионизирующее излучение, вирусные и бактериальные инфекции, патогенные микроорганизмы, гельминты, некоторые лекарственные препараты, алкоголь, курение, наркотики, недостаточное питание, профессиональные вредности, поздний материнский возраст, недостаточный медицинский контроль.
! Это интересно
Ионизирующая радиация вызывает изменения в наследственном аппарате клеток и появление мутаций. Также опасность представляют вирусы и бактерии. Например, у женщин, перенесших вирусную краснуху в первом триместре беременности, часто рождаются дети с болезнями сердца, глухотой, катарактой (помутнение хрусталика глаза). Возбудитель сифилиса способен вызвать врожденную глухоту. Кроме того, у родителей, злоупотребляющих алкоголем, дети рождаются со специфическим комплексом уродств и пороков: задержкой в физическом и умственном развитии, различными черепно-мозговыми уродствами, пороками сердца, дефектами конечностей и др. На детородные функции человека влияет курение и злоупотребление наркотиками: у курящих женщин на треть увеличивается риск бесплодия, а у мужчин курение вызывает значительное снижение половой потенции. Главный вред табачный дым наносит зародышу. Большинство детей, рожденных курильщиками, появляются на свет с различными нарушениями — масса их тела меньше нормы, они отстают в психическом развитии, у них высок процент внезапной смерти. Большую опасность для развития плода представляют некоторые лекарственные препараты (барбитураты, тетрациклины, варфарин и др.).
Нарушения в развитии чаще вызывают те факторы, которые действуют в определенные критические периоды, когда эмбрион или плод максимально чувствительны к определенным воздействиям. У человека критическими периодами эмбрионального развития являются: оплодотворение; внедрение бластоцисты в стенку матки (7—8-й дни эмбриогенеза); развитие комплекса осевых органов и плаценты (3—8-я недели); развитие головного мозга (15—20-я недели); формирование основных систем организма, в том числе половой (20—24-я недели).
Подростковый возраст
Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».
Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.
Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.
Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
- Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
- В положении лежа на животе опирается на предплечья;
- Рассматривает и сосет ручки;
- Перекатывается со спины на бок;
- Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.
Психоэмоциональное развитие:
- Держит контакт глазами;
- Улыбается и смеется;
- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
- Узнает лица близких;
- Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).
Психология и онтогенез человека
Человечество в своем развитии прошло стадии дикости и стадности, повторяя в чем-то поведение животных. Но способность мыслить и творить привела его к вершинам цивилизации, заставила его выбрать осознанную модель поведения в социуме. Эта модель руководит всей жизнью человека. Целенаправленное воспитание стало обязательным инструментом формирования членов общества, а понимание законов психики и психологии — базовым аспектом в выработке воспитательных методик.
Структуры психики начинают складываться с рождения ребенка, проходя все стадии роста. Весь этот процесс определяется как онтогенез: в психологии такое направление сформировалось для решения задач возрастной и, в частности, детской психологии.
Каковы базовые периоды онтогенеза
Поскольку человек меняется с возрастом, то меняется и структура психики. Ученые выделили такие возрастные процессы онтогенеза, как:
- рост,
- созревание,
- развитие,
- старение.
На фундаменте универсальных возрастных процессов строятся и формируются индивидуальные различия — возрастные свойства личности, что и является предметом изучения онтогенеза.
Поколения сменяют одно другое, и поворот круга неизбежен и неумолим:
- сначала дети под влиянием взрослых растут и учатся у них;
- следующий этап кругового движения включает их личностную самореализацию и социализацию параллельно со старшими;
- дуга круга все больше прокатывает вниз, и человек вступает в фазу нисходящего развития — фазу старения и «впадения в детство».
Можно сказать, что человек в этом процессе проходит те же стадии развития личности, как и человечество в целом во всей своей истории. Археологи, палеонтологи, антропологи, другие ученые-специалисты доказали, что прослеживаются детство, юность и зрелость человечества в онтогенезе истории.
Индивидуум проходит те же стадии в онтогенезе психического развития, наращивая социальный опыт и передавая его следующим поколениям. Параллельно в социологии существует понятие социализации, ее стадий:
- детство,
- юность,
- зрелость,
- старость.
Классификация
В психологии выделяется два вида онтогенеза — прямой, непрямой. Первый представляет собой развитие взрослого организма без периода метаморфоза. Второй — образование личинки, которая отличается от взрослых организмов, перевоплощается в них только после метаморфоза.
Прямой
Подвиды:
- Неличиночный тип. Характерен для рыб, некоторых беспозвоночных и млекопитающих, птиц, пресмыкающихся. Зародыш длительное время находится в яйце, там же развивается.
- Внутриутробный тип. Он присущ человеку, высшим млекопитающим. Основные жизненные функции развивающихся зародышей осуществляются через организм матери.
Непрямой
Это личиночный тип, присущий некоторым позвоночным, большинству видов беспозвоночных организмов. Он представляет собой несколько этапов развития личинки.
Часто личинки живут на других крупных живых существах, развиваются, питаются. Это паразитический образ жизни, который нужен низшим существам для поддержания собственного организма.
2.2. Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии.
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается
как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями,
чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь
ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел
— будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью.
Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием
такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то,
что дано ребенку до его рождения.
а) В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции,
основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий
зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь
от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана
на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил
представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий
биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором
полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем
— начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру
— сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом
возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости
поднимается до уровня культуры Нового времени.
б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюллер):
-инстинкт;
-дрессура;
-интеллект.Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента — темперамент и задатки способностей.ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается
как пассивный объект.
2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском
(социогенетическом) направлении. Его истоки — в идеях философа
ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На
этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть
близкие взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность
ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социоло-гизаторский
— страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного
из двух факторов развития.
3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов.
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития
ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание
наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие
под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит
конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности
(Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Но теория конвергенции не рассматривала:
-внутренние причины психического развития;
-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)
Онтогенез и социализация отношений
Постепенно усложняются игры и роли в них. С возрастом у детей формируется психология определенной роли: они выбирают тип поведения в своем социуме. Социальные роли распределяются в зависимости от игр и потом развиваются и поддерживаются. Конфликты тоже становятся сложнее. Драки и ссоры маленьких детей переходят в более сложные выяснения отношений посредством словесных умозаключений. Таким образом ребенок постепенно присваивает те приемы, которые необходимы для жизни в этом социуме.
Онтогенез и общество
Второй аспект формирования личности детей — это влияние общества в целом и общение со взрослыми
В психологии возрастного развития подчеркивается важность целенаправленного воспитания, по сути, принудительного
Жизнь в социуме невозможна без принятия его законов, основанных на тех или иных принципах морали. Задача взрослых — научить детей следовать им. Сам ребенок не может решить: это хорошо, а это плохо. Общение со взрослыми является важнейшей частью онтогенеза в психологии. Таким образом, личность рассматривается как результат совместной деятельности людей и целенаправленного воздействия общества.
Онтогенез в детской психологии
Считается, что психические структуры закладываются в детстве. Психологи, говоря об онтогенезе, подразумевают исследование детской психики. Они выделяют несколько этапов в развитии ребенка:
- младенчество,
- детство,
- предподростковый возраст,
- юность.
Каждому этапу соответствуют те или иные характерные черты онтогенеза, и на каждом этапе человек вынужден решать определенные задачи. Отечественная детская психология делит общее содержание онтогенеза на две большие группы:
- предметная, прежде всего совместная, деятельность ребенка;
- общение ребенка (прежде всего со взрослыми).
С чего начинается развитие ребенка
Явившись на свет, ребенок начинает активно познавать мир, наполненный предметами. Он трогает, пробует, рассматривает. Его общение ограничено прикосновениями матери. Такое поведение постепенно вырастает в потребность общаться с другими людьми. Ребенок растет, и в круге его внимания появляются такие же, как он дети. В психологии этот этап считается началом взаимодействия, но еще не совместной деятельностью.
В онтогенезе совместные действия начинаются, когда появляются групповые игры. Психология определяет эти игры, как распределение ролей — первую ступень на пути к социализации. В раннее дошкольное время дети все меньше играют в одиночку, вовлекаясь в игровое поле со сверстниками.
Особенности развития человека
Онтогенез человека – это непрерывный поступательный процесс, идущий от слияния половых гамет до смерти. Количество клеток увеличивается в результате размножения с одной до 30-40 трлн.
С рождения и до смерти в теле человека происходят и качественные изменения клеточного состава. Физически индивид формируется к 20-25 годам. Формирование личности в онтогенезе завершается к 16-21 году.
Выделяют следующие основные этапы онтогенеза человека:
- предзародышевый (проэмбриональный);
- зародышевый (эмбриональный);
- послезародышевый (постэмбриональный или внеутробный).
Проэмбриональный период заключается в продукции половых клеток (гамет) и их слиянии (оплодотворении яйцеклетки).
Особенности онтогенеза человека:
- эмбриональный период укорочен;
- завершается эмбриогенез на стадии внедрения зародыша в стенку матки.
Внедрение в матку идет в стадию бластоцисты, когда зародыш внешне – это пузырек, состоящий из нескольких сотен клеток. Оболочка плодного яйца при имплантации зародыша растворяется, и все дальнейшие процессы развития происходят под защитой материнского организма.
Без участия материнского организма в плодном яйце человека протекает только период дробления на этапе формирования бластоцисты.
Принято выделять периоды онтогенеза человека:
- дородовый (пренатальный);
- послеродовый (постнатальный).
Продолжительность внутриутробного развития зависит от индивидуальных особенностей протекания беременности, в среднем длится 38-42 недели. Длительность послеродового периода зависит от наследственных факторов и условий окружающей среды.
Основные этапы
Сколько бы ни спорили великие умы науки, человеческая психика остается единственной, неповторимой формой во всем животном мире. Изучение её онтогенеза, ясность в законах, развитие сознательного организма дает понятие в регулировании поведения человека в обществе.Люди меняются в зависимости от возраста в процессе:
- роста;
- созревания;
- развития;
- старения.
Универсальные возрастные процессы создают фундамент для формирования индивидуальных различий. Вне зависимости от смены поколений происходит одинаковый поворот:
- с младенчества до подросткового возраста на ребенка принудительно влияют взрослые, растят и учат;
- на следующем этапе происходит личностная самореализация, социализация с помощью старших;
- молодость, самый продуктивный период проходит, круг стремительно катится вниз к фазе старения.
Это интересно:
Личность каждого человека развивается в том же порядке, что и история человечества. Археологи, палеонтологи, антропологи в течение длительного времени занимались доказательством относительно тесной связи детства, юности, зрелости общества в историческом формате, рамках онтогенеза целых поколений. Социализация тоже проходит по аналогичным стадиям. Кратко – психологическое становление всего человечества и отдельных индивидуумов совершенствуется по одинаковой схеме. Индивидуальность человека, как личности — что это?