7 видов памяти и почему каждый из них важен

Механизм освоение навыков

Процедурная память напрямую связана с процессом освоения навыков, что требует многократного повторения действия. Но это не гарантирует возможности использования какого-либо предмета на практике. 

Чтобы произошло освоение навыков, должны возникнуть новые нейронные связи в головном мозге. Навык может развиться только в результате взаимодействия скорости обработки информации, объема умений человека, мощности рабочей памяти.

Механизм работы освоения навыков:

Когнитивная фаза. Человек наблюдает за процессом

Здесь большое значение имеет внимание. Это начальная стадия формирования связей нейронов

В головном мозге образуются схемы выполнения той или иной задачи. Сначала ребенок наблюдает как ходят родители, другие дети.
Ассоциативная фаза. Это практика, доведение определенных действий до выученного состояния путем исключения неэффективной работы. В этой фазе человек приобретает понимание, что у него получается, а на что необходимо обратить внимание. Здесь ребенок начинает ходить, падает, поднимается, придерживается за предметы, но осваивает это действие.
Автономная фаза. Является завершающей. Здесь происходит совершенствование навыков, доведение их до автоматизма. В результате действия не требуют мыслительных усилий. Для этой фазы важен накопленный ранее опыт. Ребенок уже освоил навык хождения и бегает, не задумываясь о каждом шаге.

Скорость процедурной памяти зависит от физиологии человека.

Декларативная и процедурная память относятся к долговременному виду. В результате запомненная информация используется человеком в течение жизни. Декларативный вид отвечает на вопрос «что?», процедурный – «как?».

Память и переработка информации

Для того чтобы успешно воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещи: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и в случае необ­ходимости воспроизвести. Если вам не удается что-нибудь вспомнить, причиной может быть нарушение любого из этих трех процессов.Но память вовсе не так проста. Мы усваиваем и запоминаем не просто отдельные элементы информации ; мы конструируем систему знаний, которая по­могает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память-это активный процесс; накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются и переформулируются на­шим мыслящим мозгом; поэтому свойства памяти выявить не так легко.Как сказал известный американский психолог Джером Брунер, человек способен и даже весьма склонен «усматривать в известных ему частных случаях примеры общего правила». Эта способность, по-видимому, входит в специфическое наследие человека как вида. Так, например, большинство детей, го­ворящих на английском языке, в 3-4-летнем возрасте проходят через стадию, когда они вместо того, чтобы употреблять глагольные формы went и bro­ke, которыми раньше неоднократно пользовались, начинают образовывать слова вроде goed и breaked, хотя таких слов они никогда не слышали. Это проис­ходит потому, что, встречаясь с многими глаголами, дети каким-то загадочным образом приходят к фор­мулировке своего собственного всеобщего лингви­стического правила, согласно которому «прошедшее время глагола образуется путем добавления оконча­ния -ed». Разумеется, они не могут выразить эту мысль словами, но специалисты по возрастной пси­холингвистике показали, что дети неизменно про­являют эту склонность к обобщению (Slobin, 1979; Platt, MacWhinney, 1983).

Долгосрочная память

Делится на два типа:

  • Эксплицитная (декларативная) или явная.
  • Имплицитная (скрытая) или неявная.

Эксплицитная

Эксплицитная (декларативная) память – это когда вы сознательно запоминаете что-либо, например, телефонные номера или личный номер паспорта. Делится на три вида:

  • Семантическая — напоминание общих фактов.
  • Эпизодическая — воспоминание личных фактов.
  • Автобиографическая — относится к знаниям о событиях и личном опыте из жизни человека. Хотя автобиографическая память похожа на эпизодическую, она относится только к отдельным событиям.

Имплицитная

Имплицитная память — это бессознательное хранилище, которое способно влиять на мысли и поведение, даже если событие не запоминается. Примером может служить посещение места в детстве, а когда вы возвращаетесь в детстве, спустя десятилетия вы вспоминаете конкретное место, где что-то находится. Она делится на два вида:

  • Процедурная — помогает вспомнить, как выполнять действия или навыки. Примером тому может служить воспоминание о том, как водить машину или завязывать шнурки, даже если этого не делать долгое время.
  • Эмоциональная — это воспоминания, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, могут иметь как декларативные, так и процедурные процессы.

Значение памяти в жизни человека

​Память — это совокупность высших психических функций и операций в мозге человека, которые направлены на накопление, сохранение и воспроизводство знаний, навыков и умений.

Память присутствует не только у человека, но и у всех высших животных Земли, однако у Homo sapiens память развита гораздо сильнее; человек умеет осознанно ей пользоваться.

Наличие памяти у человека важно не только для полноценного функционирования конкретной личности, но и для стабильного существования всего общества. Хорошо видна значимость памяти при рассмотрении, например, процесса социализации или структуры сознания. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления)

Если нет возможности написать самому, закажите тут

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

​Социализация — процесс становления индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему. 

Особенность социализации в том, что общество с помощью специальных механизмов и институтов передает формирующейся личности накопленные столетиями навыки взаимодействия, то есть, не используй человек способности своей и общественной памяти, пройти успешно процесс интеграции в социум было бы невозможно.

Сознание — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.

Помимо индивидуального сознания конкретного человека существует такое понятие, как сознание общественное.

Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Сознание общества и сознание человека тесно взаимосвязаны: общественное является продуктом индивидуального и наоборот. Таким образом, накопление, сохранение и воспроизведение какой-либо информации со стороны конкретной личности или со стороны общества крайне важны для дальнейшего «взаимопользования» и сохранения и развития сознания в целом.

Кроме участия в глобальных понятиях, память также важна и для прохождения человеком более локальных процессов: обучение, анализ, оперирование ассоциациями и т. п.

Что такое процедурная память?

Процедурная память относится к долговременному виду. Это запоминание действий. Она позволяет нам учиться, выполнять определенные задачи. Представлена навыками, которые производятся «на автомате». Этот вид развивается раньше декларативной памяти.

Предназначение процедурной памяти – дать ответ на вопрос «как?». Ответ может заключаться в действии предметом, решении задачи, причем не обязательно математической, а жизненной, особенностях поведения в той или иной ситуации.

Например, увидев ножницы ты четко знаешь, как ими пользоваться. Классическим примером процедурной памяти является умение завязывать шнурки на ботинках. Сначала ребенок с большим трудом осваивает этот процесс. Спустя время он его доводит до автоматизма. В дальнейшем производит это действие не раздумывая.

Примерами процедурной памяти является умение кататься на велосипеде, лыжах, коньках, вождение автомобиля. Единожды научившись выполнять какое-либо действие, ты уже не забудешь, как оперировать тем или иным предметом.

Процедурная память — низшая форма. Она хранит связь между раздражителями и реакциями. Благодаря ей у нас происходит накапливание опыта при выполнении определенных действий.

Действия, которые выполняются путем подключения процедурной памяти, не требуют сознательного размышления. Она относится к неосознанному виду, в отличии от декларативной. Последний вид принадлежит к высшей форме памяти.

Сон и процедурная память

Было наглядно продемонстрировано, что процедурная память консолидируется посредством автономного процесса. То есть мы фиксируем наши инструментальные воспоминания в периоды отдыха между двигательными тренировками, особенно во время сна.

Таким образом, было замечено, что двигательные задачи, кажется, заметно улучшаются при оценке после интервала отдыха.

Это происходит с любым типом памяти. После периода практики было обнаружено, что полезно отдыхать, чтобы то, что изучено, было зафиксировано. Эти эффекты усиливаются, если вы отдыхаете сразу после периода тренировки.

Характеристика видов памяти

В зависимости от особенностей памяти её подразделяют на следующие виды.

По содержанию

То есть по тому, что мы запоминаем, выделяют:

  • Моторную (двигательную) память, которая связана с движением.
  • Образную: отвечает за восприятие и хранение образов, картинок. Причём эти образы мы можем запоминать, используя все наши органы чувств. Образная память делится на: зрительную, обонятельную, слуховую осязательную, вкусовую.
  • Эмоциональную (аффективную): отвечает за обработку и запоминание нашего опыта, эмоций, переживаний.
  • Вербальную (словесную): связана за сохранение информации в виде слов, фраз.

По способу запоминания:

  • Неопосредованную память: когда мы не используем никакие средства, чтобы запомнить что-либо.
  • Опосредованную.

Как пример, ситуации, когда мы записываем что-то на бумаге, рифмуем имена людей, чтобы было легче запомнить.

Суда же относится мнемоника. То есть какие-то правила, которые позволяют нам запомнить.

Например, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает нам запомнить цвета радуги. Или когда для запоминания движений танца мы связываем их с движениями в обычной жизни.

По цели запоминания:

  • Произвольную память: когда мы чётко понимаем, для чего мы это запоминаем.
  • Непроизвольную: цели запомнить что-либо нет. Часто мы непроизвольно запоминаем лица людей или цифры на столбе.

По времени хранения информации:

Ультрократковременную (мгновенную): такая память хранится доли секунды.

За сохранение информации отвечает сенсорный регистр. Мозг не обрабатывает эту информацию, она сохраняется в той же форме, как мы её получили.

Такая память делится на иконическую (мы получаем информацию глазами) и эхоическую (мы получаем информацию ушами).

Причём информация, которая поступает к нам через слух, хранится чуть дольше зрительной информации.

Кратковременную: информация без повторения хранится 30 секунд, а если её повторять — часы или даже дни.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда нам нужно запомнить номер телефона, чтобы тут же его набрать (и забыть).

Или когда мы спрашиваем пароль от вайфая, который «держим» в своей голове лишь доли секунды, пока не введём.

Или когда мы сравниваем цены в магазине, допустим, на молоко. Сравнив их и выбрав подходящий продукт, мы склонны их тут же забыть.

Долговременную: информация хранится годы.

Такая память делится на: декларативную и процедурную.

Декларативная помогает нам помнить события и факты. Она делится на: семантическую (факты) и эпизодическую (случаи из нашей жизни, наша личная история).

Процедурную еще называют механической. Она позволяет нам помнить, как что-то делается: как кататься на велосипеде, как водить машину, как дойти до дома, как включить плиту.

В этом случае часто наше тело помнит за нас. В дело идёт механика движений. Стоит сесть на велосипед спустя годы, и механическая память извлечёт необходимую информацию.

Декларативные патологии памяти

Существует ряд патологических состояний, при которых может нарушаться декларативная память. Это обычно называется амнезией.

Однако могут возникать гипомнезии, которые представляют собой расстройство памяти, при котором происходит ослабление существующих воспоминаний. А амнезия — это полная потеря воспоминаний.

Причины нарушений памяти широки и разнообразны. Например, при сосудистых заболеваниях, поражающих гиппокамп, инфекционных заболеваниях головного мозга, опухолях или травмах головного мозга из-за травм головы или деменции.

Некоторые из патологий декларативной памяти:

Различия между семантической и эпизодической памятью

Итак, мы уже выяснили, что эксплицитная сознательная память неоднородна. А вот насколько тесно взаимосвязаны составляющие эксплицитной памяти? Разумеется, они не могут быть полностью изолированы друг от друга. Как минимум потому, что части человеческого мозга находятся во взаимосвязи и постоянном взаимодействии.

Чем различаются семантическая и эпизодическая память:

  • Семантическая память у детей формируется раньше эпизодической.
  • Эпизодическая память формируется на основе семантической.
  • Нарушения эпизодической памяти возможны при сохранности семантической.
  • Сохранность эпизодической памяти невозможна при нарушениях семантической памяти.
  • Актуализация эпизодической памяти происходит по схеме «я помню».
  • Актуализация семантической памяти происходит по схеме «я знаю».
  • Семантическая и эпизодическая память задействуются при разных способах обучения.

Относительно последнего пункта уточним, что эпизодический опыт может иметь обучающий эффект. В этом плане весьма красноречивы русские народные поговорки наподобие «Обожглись на молоке – дуют на воду», хотя, конечно, вода тоже потенциально может быть горячей. В данном случае речь о том, что однажды полученный эмпирическим путем отрицательный опыт накладывает отпечаток на дальнейшее поведение человека.

Можно привести и другие примеры, помогающие понять различия между видами памяти. Если мы знаем, что дважды два равно четыре, или что тигр относится к семейству кошачьих, нам нет необходимости помнить, когда именно мы это узнали или как выглядят тигры, которых мы видели в зоопарке, т.к. семантическая память не нуждается в привязке к событиям. А вот если дело касается даты свадьбы или привычек нашего домашнего кота либо собаки, тут задействуется эпизодическая память.

Всем, кого интересуют нюансы устройства эпизодической памяти, можем рекомендовать статью Энделя Тульвинга Précis of Elements of episodic memory («Краткая информация об элементах эпизодической памяти» . Мы же перейдем к тому, что нам более всего интересно в контексте расширения возможностей человеческой памяти, а именно к семантической памяти.

Процессуальная память и совесть

Процедурная память имеет сложные отношения с сознанием. Традиционно мы называем этот тип памяти бессознательной, не требующей усилий..

Тем не менее, экспериментальные исследования показали, что активация нейронов происходит до сознательного планирования движения, которое будет иметь место..

То есть сознательное желание выполнить движение на самом деле является «иллюзией». Фактически, согласно различным исследованиям, иногда «знание» о наших автоматических движениях может отрицательно повлиять на выполнение задачи..

Таким образом, когда мы осознаем нашу последовательность движений, мы иногда ухудшаем производительность и совершаем больше ошибок. По этой причине многие авторы подчеркивают прежде всего, что процедурная память, когда она уже хорошо установлена, не требует внимания или контроля за своими действиями, чтобы делать их хорошо.  

ссылки

  1. Ashby, F.G., Turner, B.O. & Horvitz, J.C. (2010). Вклад корковых и базальных ганглиев в привычку к обучению и автоматизму. Тенденции в когнитивных науках, 14 (5), 208-215.
  2. Бойд Л.А., Эдвардс Д.Д., Сиенгускон С.С., Видони Е.Д., Вессель Б.Д., Линсделл М.А. (2009). Последовательное опрокидывание двигателя нарушается ударом базальных ганглиев. Нейробиология обучения и памяти, 35-44.
  3. Carrillo-Mora, P. (2010). Системы памяти: исторический обзор, классификация и современные концепции. Первая часть: история, таксономия памяти, системы долговременной памяти: семантическая память. Психическое здоровье, 33 (1), 85-93.
  4. ДЕКЛАРАТИВНАЯ (ЯВНАЯ) И ПРОЦЕДУРНАЯ (ЯВНАЯ) ПАМЯТЬ. (2010). Получено из человеческой памяти: human-memory.net.
  5. Diekelmann, S. & Born, J. (2010). Функция памяти сна. Nature Reviews Neuroscience, 11 (2), 114-126.
  6. Eichenbaum, H. (2003). Когнитивная неврология памяти. Барселона: Ариэль.
  7. Браун, Е. М. и Моралес, Дж. А. П. (2012). Основы обучения и языка (т. 247). Редакция Uoc.
  8. Miyachi, S. et al. (2002) Дифференциальная активация стриональных нейронов обезьян на ранней и поздней стадиях процессуального обучения. Эксп. Мозг Рез. 146, 122-126.
  9. Процедурная память. (Н.Д.). Получено 12 января 2017 г. из Википедии.

Субстрат для мозга

Когда мы изучаем привычку, активируется область нашего мозга, называемая базальными ганглиями. Базальные ганглии — это подкорковые структуры, которые имеют множественные связи со всем мозгом..

В частности, они позволяют обмен информацией между нижними областями мозга (такими как ствол мозга) и более высокими областями (такими как кора).

Эта структура, кажется, играет избирательную роль в процессуальном изучении привычек и способностей. Он также участвует в других не декларативных системах памяти, таких как классическое или оперантное кондиционирование..

Внутри базальных ганглиев область, называемая поперечно-полосатым ядром, выделяется приобретением привычек. Он получает информацию от большей части коры головного мозга, в дополнение к другим частям базальных ганглиев.

Полоска делится на полосатую ассоциативную и полосатую сенсомоторную. Оба имеют разные функции в обучении и автоматические навыки.

Первые этапы процессуального обучения: ассоциативный страйт

Когда мы находимся на ранних стадиях процессуального обучения, ассоциативный стриатум активируется. Интересно, что, поскольку деятельность является обучением и обучением, эта область снижает свою активность. Таким образом, когда мы учимся водить, активируется ассоциативная флейта.

Например, в исследовании Miyachi et al. (2002), было обнаружено, что, если ассоциативный стриат был временно инактивирован, новые последовательности движений не могли быть изучены. Тем не менее, предметы могут выполнять уже изученные двигательные паттерны.

Поздние этапы процессуального обучения: сенсомоторный стриатал

На более поздних этапах процедурного обучения активируется другая структура: сенсомоторный стриатум. Эта область имеет характер активности, противоположный ассоциативной флейте, то есть активируется, когда навык уже приобретен, и является автоматическим..

Таким образом, как только способность к вождению была достаточно обучена и уже стала автоматической, ассоциативный стриатум снижает свою активность, в то время как активация сенсорно-моторного стриатума увеличивается..

Кроме того, было обнаружено, что временная блокировка сенсомоторного полосатого тела препятствует выполнению изученных последовательностей. Хотя это не мешает освоению новых навыков.

Однако, кажется, есть еще один шаг. Было замечено, что когда задача уже хорошо изучена и автоматизирована, сенсомоторные стриатальные нейроны также не отвечают.

Кора головного мозга и процедурная память

Что происходит потом? По-видимому, когда поведение очень хорошо изучено, кора головного мозга (кора головного мозга) активируется. Более конкретно, моторная и премоторная области.

Хотя это, кажется, зависит также от того, насколько сложна последовательность изученных движений. Таким образом, если движения просты, кора преимущественно активируется.

С другой стороны, если последовательность очень сложна, некоторые нейроны сенсомоторного стриатума все еще активированы. Помимо активации в качестве поддержки двигательных областей и премоторы коры головного мозга.

С другой стороны, было показано, что происходит снижение активности областей мозга, которые контролируют внимание (префронтальной и теменной), когда мы выполняем высокоавтоматизированные задачи. Хотя, как уже упоминалось, активность увеличивается в моторной и премоторной областях

Мозжечок и процедурная память

Мозжечок также, по-видимому, участвует в процедурной памяти. В частности, он участвует в уточнении и уточнении выученных движений. То есть это дает нам больше ловкости, когда дело доходит до выполнения наших двигательных навыков.

Кроме того, это помогает освоить новые моторные навыки и закрепить их через клетки Пуркинье. 

Лимбическая система и процедурная память

Как и в других системах памяти, лимбическая система играет важную роль в процессуальном обучении. Это потому, что это связано с процессами мотивации и эмоций.

По этой причине, когда мы мотивированы или заинтересованы в изучении задачи, мы изучаем ее легче и дольше остаемся в нашей памяти.

Физиологические механизмы

Было показано, что, когда мы приобретаем знания, связи и структуры участвующих нейронов меняются.

Таким образом, благодаря ряду процессов приобретенные навыки становятся частью долговременной памяти, что отражается в реорганизации нейронных цепей. Некоторые синапсы (связи между нейронами) усиливаются, а другие ослабевают, в то время как дендритные шипы нейронов меняются в размерах, удлиняясь.

С другой стороны, присутствие дофамина имеет основополагающее значение для процедурной памяти. Дофамин является нейротрансмиттером нервной системы, который выполняет множество функций, среди которых повышение мотивации и приятных ощущений. В дополнение к разрешению движения и, конечно же, обучения.

В основном облегчает обучение, которое происходит благодаря вознаграждениям, например, научиться нажимать определенную кнопку, чтобы получить еду.

Процедурная память

Процедурная память связана с тем, как делается нечто — с приобретением, сохранением и применением навыков, умений. Семантическая память имеет дело с представлением знаний о мире, а эпизодическая связана с запоминанием лично переживаемых событий. Тульвинг утверждает, что для каждой из этих систем памяти характерен отдельный тип сознания.

Характеристики процедурной памяти.

Таким образом, процедурная память, называемая также продукционной памятью, является памятью, где хранятся продукционные знания, или знания как, а декларативная память — это память, в которой хранятся декларативные знания, или знания что. Процедурная память и декларативная память имеют много общих черт, одна из которых — их относительная неизменность.

Характеристики процедурной памяти.

Таким образом, процедурная память, называемая также продукционной памятью, является памятью, где хранятся продукционные знания, или знания как, а декларативная память — это память, в которой хранятся декларативные знания, или знания что. Процедурная память и декларативная память имеют много общих черт, одна из которых — их относительная неизменность.

Характеристики процедурной памяти.

В работе прекрасно иллюстрируется разница между декларативной памятью и процедурной памятью. В этом исследовании две группы студентов обучались принципам программирования на языке ЛИСП, который широко применяется в области искусственного интеллекта, с помощью популярного руководства.

Три системы памяти образуют единую иерархию в том смысле, что самая нижняя система — процедурная память — содержит в себе следующую систему — семантическую память как отдельную целостность, тогда как семантическая память включает эпизодическую память как свою отдельную специализированную подсистему. Каждая из более высоких систем зависит от нижней системы или систем и поддерживается ими; однако, каждая система обладает своими уникальными возможностями.

Передача информации в когнитивной системе человека. Прямоугольники соответствуют различным видам памяти, стрелки — действиям по преобразованию информации, которые выполняются в разные циклы переработки.

Данный раздел содержит материал, расположенный в соответствии с четырьмя перечисленными компонентами системы переработки информации у человека, которые можно переименовать соответственно как 1) декларативная память, 2) рабочая память, 3) процедурная память и 4) система переработки. На рис. 7.1 показана схема передачи информации в когнитивной системе. Эта схема может использоваться в качестве общей основы для обсуждения компонентов системы, которое проводится ниже.

Характеристики процедурной памяти.

Таким образом, процедурная память, называемая также продукционной памятью, является памятью, где хранятся продукционные знания, или знания как, а декларативная память — это память, в которой хранятся декларативные знания, или знания что. Процедурная память и декларативная память имеют много общих черт, одна из которых — их относительная неизменность.

Мы уже отмечали, что декларативная память может быть изображена в виде сетки с узлами. Процедурная память изображается иначе: специалисты в области процессов познания обнаружили, что удобнее изображать процедурные или продукционные знания на языке правил если — то или правил условных действий, которые называются продукциями. Полный набор таких правил для данной процедуры называется продукционной системой.

Таким образом, процедурная память, называемая также продукционной памятью, является памятью, где хранятся продукционные знания, или знания как, а декларативная память — это память, в которой хранятся декларативные знания, или знания что. Процедурная память и декларативная память имеют много общих черт, одна из которых — их относительная неизменность.

Мы уже отмечали, что декларативная память может быть изображена в виде сетки с узлами. Процедурная память изображается иначе: специалисты в области процессов познания обнаружили, что удобнее изображать процедурные или продукционные знания на языке правил если — то или правил условных действий, которые называются продукциями. Полный набор таких правил для данной процедуры называется продукционной системой.

Интеллектуальные системы и знания

Декларативные знания, как примеры — это описательные части программ. Имеется ввиду не описание переменных, а описание реальных данных. Например, штатное расписание, карточка сотрудника, трудовая книжка, благодарность и другое. Любой из этих документов — реальное декларативное знание.

Процедурные знания, как примеры — это функции (процедуры) = алгоритмы действий, причем не обязательно последовательных. Процедурное знание — это не всегда рецепт, который следует исполнить последовательно.

Процедурное знание характеризуется вложенностью, рекурсивностью, независимостью и взаимодействием с себе подобными. Оно может учитывать декларативные знания, но правильнее будет сказать: процедурное знание извлекает из декларативного только то, что оно рассчитывает получить.

При таком варианте и реальном положении вещей декларативные знания — примеры безукоризненно исполненной статики. Что до процедурных, то в данном контексте они всегда статичны. Любая сверхтехнологичная современная интеллектуальная или экспертная система не ответит на простой до безумия вопрос: «Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний».

Классического синего экрана от Windows не будет, но решения — тоже. Критерий интеллектуальности любой программы вовсе не в том, как её называет разработчик, какой рейтинг он составил, а в том, что может делать это изделие за пределами его воображения.

Вероятно, история программирования просто умалчивает о достижениях специалистов и станет известно, когда появились первые системы, которые манипулировали знаниями сами по себе, а не так, как было заложено их автором.

Однако известно, что в период очередной волны интереса к искусственному интеллекту была создана программа, которая имитировала ситуативную стадию интеллекта человека («Лиси»). Разработчик позиционировал её как систему накопления ситуативных (декларативных) и репродуцирующих (процедурных) знаний и самостоятельного их применения. Чему научилась, то и сделала.

К системе имели доступ другие разработчики. Автор обучил ее простым знаниям: «мама», «мяч», «играть», «скажи папа», «мяч круглый» и другое. Коллеги по работе решили иначе и научили «Лиси» математике: 1+1 = 1; 1 x 0 = 0; 2 x 0= 0.

Всё это не имеет никакого отношения к искусственному интеллекту, но все же факт, что правильное понимание сути декларативных и процедурных знаний позволяет более эффективно их использовать

Кроме того, четкое обозначение знаний имеет важное значения для понимания людьми друг друга

Алгоритмы
и процедуры относятся к категории
операционных знаний, которые представлены
информацией о способах изменения
фактуальных знаний. Иначе говоря, эти
знания задают процедуры преобразования.
Часто для обозначения этих знаний
используется термин «процедурные
знания», однако следует иметь ввиду,
что операционные знания могут быть
представлены как в процедурной, так и
в декларативной формах.

Алгоритм

– предписание, однозначно задающее
процесс преобразования исходной
информации в виде последовательности
элементарных дискретных шагов, приводящих
за конечное число их применений к
результату.

Под
процедурой понимается блок с наличием
или отсутствием формальных параметров,
выполнение которого может быть
организовано с помощью вызова.

Выделяют
три крупных группы алгоритмов:

Вычислительные. Как правило работают
со сравнительно простыми видами
информации, но сам процесс вычисления
может быть долгим и сложным.

Информационные. Представляют собой
набор различных процедур, работающих
с большими объемами информации
(асинхронные, вложенные, внешние,
встроенные, главные, командные,
присоединенные, рекурсивные и др.).

Управляющие. Характеризуются тем, что
информация к ним поступает от внешних
процессов, которыми она управляет
(вешние, каталогизированные, присоединенные,
регистрации, управляющие и др.). Результаты
работы этих алгоритмов представляют
собой различные управляющие воздействия.

Также,
как правило, алгоритмы могут быть
«жесткими» и «мягкими». Главный принцип
«мягких» вычислений – терпимость к
неточностям и частичной истинности для
достижения интерпретируемости. «Мягкие»
вычисления дополняют друг друга и
используются для решения задач при
работе с неопределенностью.

Так что же в итоге?

Спите. Не злоупотребляйте отдыхом, думая, что так сможете более эффективно провести день. Именно здоровый сон помогает человеку справляться с поставленными задачами.

Думайте. Наш мозг уникален, даже пока мы спим, он продолжает работать, обрабатывая информацию и превращая ее в воспоминания, которые будут формировать наш опыт.

Тренируйте память. Не забывайте, как сказала Черниговская Т.В.: «Мы – это то, что мы помним», так что запоминайте все, ведь именно обширные знания и прожитый опыт, накопленный за годы жизни, делают нас теми, кем мы являемся.

Литература:
  • 1. Ковальзон В.М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование–сон» / В. М. Ковальзон. — 3-е изд. (эл.).—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.—239с. : ил., с. цв. вкл.
  • 2. Ковальзон В.М. Обучение и сон. Природа, 2009, №7, 3-11.
  • 3. Ковальзон В.М. Мозг и сон. Журнал высшей нервной деятельности, 2013, том 63, No 1, с. 48–60.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: