Содержание концепции С.Л. Рубинштейна
Предметом этой концепции является личность как субъект жизни. В рамках данной концепции решаются следующие задачи: 1) изучение становления личности как субъекта жизни; 2) изучение личностного опосредования сознания и деятельности. Определение личности: «Личность — это субъект жизни, она завязывает узел из всех нитей — возрастных, событийных, продуктов творчества, социальных достижений — своим собственным уникальным узлом, определяющим качество ее жизни».
Пионер онтологического подхода в отечественной психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру своего бытия, не как элемент в ряду с другими уровнями бытия, а как активный, преобразующий субъект бытия.
Познание и деятельность рассматриваются как различные качественные модальности отношения человека к миру, с дополнительным отличием отношения — не только к бытию, но и к другому субъекту. Когда объектом влияния становится другой человек, необходимо преодолеть его отчужденность, его негативную независимость и сделать его самостоятельным существом, в котором реализуется его собственное бытие, обретенное через другого.
В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют сами по себе, а принадлежат индивиду. Связь между сознанием и деятельностью личностно опосредована. В мире сознания, как совершенно особом измерении, личность способна выйти за пределы собственных ограничений. Человек, обладающий сознанием, строит свои отношения с миром особым образом.
Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание, как высший психический процесс, является формой личностной регуляции отношений, складывающихся в деятельности. Сознание выполняет по меньшей мере три взаимозависимые функции: Регуляция психических процессов, регуляция отношений, регуляция деятельности и жизни субъекта в целом.
Психологические модальности деятельности — потребности, способности и ориентация — описаны в «Структуре личности» Рубинштейна. Основы общей психологии определяют личность через триединство — что человек хочет (ориентация как мотивационно-потребностная сфера), что человек может делать (способности, таланты) и что человек собой представляет (характер). Эти модальности образуют единое целое, которое не является априорным, не фиксированным, не статичным: человек проявляет свою направленность, реализует свои способности и формирует свой характер в жизнедеятельности.
Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевает различные изменения, через которые определяется и закрепляется целостность ее структуры. Активность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостности, системности отношений личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивает свои отношения с ним, с другими людьми, с жизнью как таковой. Личность целесообразно рассматривать не только как субъект деятельности, но и как субъект жизненного пути, как устойчивый менталитет человека. Он самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становится все более избирательным и уникальным.
В жизни каждого человека масштаб личности, масштаб его поступков и масштаб жизни находятся в различном соотношении друг с другом. Жизнь — это особое измерение личности, то, в чем личность объективирует свою сущность. Личность как субъект жизни связывает клубок всех нитей — возрастных, событийных, продуктов творчества, социальных достижений — в свой собственный уникальный узел, определяющий качество ее жизни.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Гендерные особенности состояния счастья
- Психологический анализ личности
- Детские страхи 5 лет
- Свойства воображения
- Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по бейлзу — Описание методики Р. Бейлза
- Тревожность как свойство личности
- Психология влияния
- Предмет психологии как науки
- Образ взрослости у современных подростков
- Формирование самооценки у подростков
Содержание концепции А.Н. Леонтьева
Объектом этой концепции является личность как иерархия деятельности, за которой стоят главенствующие мотивы. Основными целями являются:
1) Изучить роль деятельности в функционировании и развитии личности;
2) Изучить структуры личности в связи с ее формированием в деятельности. Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, неповторимое образование, выступающее в качестве высшей интегрирующей инстанции, управляющей психологическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.
Теория деятельности, рассматривающая личность в связи с формированием, функционированием и структурой психического отражения в процессах деятельности, была разработана во второй половине 20 века в работах А.Н. Леонтьева. Исходным методом исследования психики является анализ преобразований психического отражения в деятельности, которая изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной точкой является внешняя, объективная, сенсорно-практическая деятельность, из которой вытекают все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе формы имеют социально-историческое происхождение и принципиально общую структуру. Субъективность является конституирующим свойством деятельности. Сначала деятельность определяется объектом, затем она опосредуется и регулируется образом объекта как его субъективным продуктом. Взаимопреобразующими единицами деятельности являются потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносящиеся с ними виды деятельности <=> действия <=> операции. Действие понимается как процесс, объект и мотив которого не совпадают. Мотив и объект должны быть отражены в психике субъекта: иначе действие для него бессмысленно.
Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние отдельных частных действий в единое действие представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое ранее занимало место осознаваемых целей частных действий, в структуре действия занимает место условий их выполнения. Другой вид операций возникает в результате простой адаптации действия к условиям его выполнения. Операция — это свойство действия, которое формирует действие. Генезис операции заключается в соотнесении действий, их включении друг в друга.
Теория действия вводит понятие «мотив-цель», т.е. осознанный мотив, который выступает в качестве «общей цели» и «целевой зоны», выбор которой зависит от мотива или конкретной цели, а процесс формирования цели всегда связан с утверждением цели через действие.
Личность впервые возникает в обществе. Человек входит в историю как индивид, наделенный природными качествами и способностями, а личностью он становится только как субъект общественных отношений.
Термин «личность» относится к относительно позднему продукту социально-исторического и онтогенетического развития человека. Социальные отношения реализуются через совокупность различных видов деятельности. Иерархические отношения деятельности, за которыми стоят корреляции мотивов, и которые характеризуют личность. Последний рождается дважды: первый раз, когда ребенок проявляет в явных формах полимотивацию и соподчинение своих действий, и второй раз, когда формируется его сознательная личность.
Формирование личности — это формирование личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, потому что главное — это осознание себя в системе общественных отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Теория деятельности предлагает использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизации мотивов и их общая структура.
Структура личности по Платонову
Если обратиться к подходу Платонова, то личность у него подразумевается, как некая биосоциальная иерархическая структура. Им выделены такие подструктуры:
- наличие опыта, состоящего из знаний, умений и навыков;
- наличие направленности;
- присутствие индивидуальных способностей, выраженных различными отражающими формами, например, ощущением, памятью, восприятием;
- обладание объединенными свойствами поведения.
К недостаткам можно отнести интерпретированную общую структуру личности, как некие объединенные ее биологические и социально обусловленные отличительные черты.
Комплекс знаний, навыков и умений
можно отнести к фундаментальным звеньям, которые влияют на определение трудовой деятельности человека. В самом трудовом процессе происходит не только появление продукта труда, но и формирование его самого в трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется во взаимосвязи с восприятием и темпераментом.
Наличие восприятия
, является чувственное осознание по отношению к какому-то предмету или явлению.
- Ощущать, значит отражать отдельное чувственное качество.
- Память является психическим процессом, записывающим, сохраняющим и в последствии воспроизводящим прошлый опыт.
- Мышление является процессом познавательных действий, которые характеризируются обобщенной и опосредствованной зеркально отражающей действительностью.
Наличие темперамента
показывает своеобразную индивидуальность свойства психики, которая определяет активную психическую деятельность человека, проявление которой всегда фиксируется в одной и той же мере.
- Характер объединяет в себе устойчивые индивидуальные особенности личности, которые складываются из деятельности и общения.
Эволюционная теория
Чарльз Дарвин является основателем теории детерминизма. Эволюционный подход к психологии личности основан на этой теории. Эта теория рассматривает, как индивидуальные различия личности основаны на естественном отборе . Через естественные селекционные организмы изменяются со временем посредством адаптации и отбора. Разработаны черты и определенные гены выражаются на основе окружающей среды организма и как эти черты помогают в выживании и размножении организма.
Полиморфизмы , такие как пол и тип крови, представляют собой формы разнообразия, которые развиваются в интересах всего вида. Теория эволюции имеет широкие последствия для психологии личности. Личность, рассматриваемая через объектив эволюционной психологии, уделяет большое внимание конкретным чертам, которые, скорее всего, помогут в выживании и размножении, таких как добросовестность, общительность, эмоциональная стабильность и доминирование. Социальные аспекты личности можно увидеть в эволюционной перспективе. Конкретные черты характера развиваются и выбираются потому, что они играют важную и сложную роль в социальной иерархии организмов. Такими характеристиками этой социальной иерархии являются разделение важных ресурсов, семейных и спаривающих взаимодействий, а вред или помощь организмов могут наделять друг друга
Структура личности по Перлзу ^
Гештальт-подход — структура личности по Перлзу — это три части Я-осознания действительности — внешняя реальность, внутренняя реальность и абстрактная реальность.
Внешнее осознание реальности — это то, что вы можете видеть, слышать, ощущать телесно, чувствовать запах и вкус в реальном времени…причем не только вы, но и окружающие…
Внутреннее осознание реальности — это то, что можете чувствовать и ощущать своими органами чувств только вы, т.е. это то, что внутри вашего тела.
Абстрактное осознание реальности — это знания, размышления, фантазии, грезы, иллюзии, воспоминания прошлого и планирование будущего… — все это составляет человеческую суть.
Но чтобы человек был счастливым, все три части Я-осознания, вся структура личности, должна работать равномерно…
Во многих психоаналитических и психотерапевтических школах современности, также как и у перечисленных выше авторитетов психоанализа и психотерапии, используется структура личности (психики) человека, и как правило это три части Я — «Стереотипное Я», «Рациональное Я» и «Эмоциональное Я».
Я-стереотипное схоже с Супер-Эго Фрейда, Родительским-Эго Берна, Абстрактным Я Перлза.
Я-рациональное схоже с Фрейдовским Эго, Взрослым-Я Эрика Берна, Внешним Я Фрица Перлза.
Я-эмоциональное напоминает ИД Зигмунда Фрейда, Берновское Детское Я, Внутреннее Я Фредирика Перлза.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПСИХОАНАЛИЗ ОНЛАЙН И ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ «СТРУКТУРНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ» (сделайте свои «Я» одним целым)
Пройдите бесплатные тесты — узнайте о глубинах психики и структуре своей личности больше…
Тест на структуру личности
Диагностика личности по Кеттеллу
Факторы личности
Факторная теория личности
Тест на свойства личности
Тест на расстройство личности
Читайте журнал психоаналитика — психологические статьи для самопомощи
Составить портрет личности
Психотипы личности
Аутентичность человека
Способности личности
Тревожное расстройство личности
Структура
- Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
- Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
- Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
- На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
- Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
- Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
- Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
- Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Убеждение
Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.
Структура личности по Леонтьеву
Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.
Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.
Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.
Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.
Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.
Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.
Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.
Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.
А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.
PsychologiaGuide
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека
К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В которой выделял следующие подструктуры:
· Направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение. К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
· Опыт: «знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, это и позволяет их считать свойствами личности. Качества этой подструктуры рассматриваются на психолого-педагогическом уровне.
· Индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли). К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура на индивидуально-психологическом уровне.
· Биопсихические свойства, в которые входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент)». Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Активность этой подструктуры определяется силой нервной системы и изучается она на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.
Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем, часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие лежат на пересечении подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур».
Основной недостаток этого подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.
К концу 70-х, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода.
Описание программы исследования Цель: изучение особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Задачи: 1. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников. 2. Изучить особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учрежде …
Теоретические аспекты исследования созависимости и ее проявления в семьях алкоголе-и наркозависимых. Понятие созависимости Зависимость от психоактивных веществ как заболевание достаточно хорошо изучена в науке Большинство специалистов — исследователей и практиков — пришли к заключению, что зависимость от психоактивных веществ — это системная дисфункция, которая, так или иначе, затрагивает всех членов семьи зависимого индивида. В настоящее время для описани …
Основные положения психологии детства. Детство как психологическая проблема. Исторические и социально-психологические аспекты мира детства Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. …
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
Название Подструктуры | К данной подструктуре относятся: | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта | Знания, умения, навыки, привычки | Социально-биологический уровень (социального больше, чем биологического) |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия) | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура конституциональных, биологических свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства. | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.) В истории психологии существовало два направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности. Эти направления получили название биогенетической и социогенетической концепций развития. Структура личности – её основа, в которой выделяются относительно установленная связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой точке зрения, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакции, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т.п.). В человеке якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и в биогенетической концепции, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди
Социогенетический подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации. Так, например, теория К
Левина связывает проблемы юношества с факторами окружающей среды, считая поведение человека функцией одновременно личности и ее среды. Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру.
Понятие «скриптов» и их влияние на жизненный путь человека.
Крипт (от англ. script – сценарий) — элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.
Представители теории «скриптов» в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем («скриптов»), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – «кодировки» часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.
Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе.
Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.
Наряду с понятием «жизненный сценарий» в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как «жизненный путь», «жизненная стратегия», «варианты жизни», «стиль жизни», «жизненная задача», «временная перспектива», «жизненная перспектива», «жизненная роль», «жизненная позиция» и др. (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.
Зачем нужна психология личности?
Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.
Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.
Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:
Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.