Кризисы возрастного развития: как проявляются и как преодолеть?

Способы моделирования

Моделирование в психологии получило развитие в двух направлениях. Первое проявляется в имитации особых механизмов и процессов. То есть на этом этапе происходит моделирование психики человека.

Концепция второго заключается в создании искусственной среды для организации и осуществления деятельности. В этом случае происходит психологическое моделирование.

Сам метод позволяет получить достоверное представление об отдельной личности или группе. Например, можно узнать, как сотрудники компании поведут себя во время экстремальной ситуации. Для этого нужно смоделировать пожар: сказать о бедствии, включить тревогу и наблюдать за поведением людей.

Воля и труд дивные всходы дают…

Эта народная мудрость дает точный ответ на вопрос о том, как же человеку добиться общественного признания, уважения, любви и пр. Именно целеустремленность, упорство и труд удовлетворяют его природные и личностные потребности, а также нужды в преобразовании среды обитания.

Социальная сущность деятельности человека состоит в том, что она является способом его сознательного переустройства как мира, так и самого себя. Она мотивирована, целенаправленна, осуществляется с помощью средств и определенными действиями, результативна.

Мотивом, побуждающим человека трудиться, выступает необходимость удовлетворения его материальных и культурно-духовных потребностей. Цели и мотивы могут изменяться, обновляться в процессе деятельности с изменением интересов, взглядов, потребностей работающего.

Наряду с созидательными и творческими видами существуют и разрушительные виды деятельности: войны, терроризм, торговля наркотиками, сектантство, воровство и пр. Разрушительной может быть работа недобросовестного или неумелого руководителя, рабочего, водителя, врача.

Социальная роль гражданина, примеры из жизни

Мир создает модели поведения, но они не являются жесткими. Люди вправе осознанно выбирать свои роли и следовать им до поры до времени. При желании можно сменить свой базовый статус на любом из этапов.

Социальный статус гражданина

Обратите внимание! Если жить по четко запрограммированному алгоритму, да еще вразрез с внутренним «Я», существование превратится в страдания, в преодолении которых можно потерять себя как личность. К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии

Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п

К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии. Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п.

Взяв на себя исполнение множества функций в разных группах, не везде индивид доминирует. Женщина – высококвалифицированный специалист является передовиком производства. К ее мнению прислушивается руководство фабрики. Придя домой, она представляет собой безликий элемент семьи, где всем управляет свекровь.

К статусным ролям можно относиться по-разному. Если человек наделен властью, он ею наслаждается по полной. При этом не всегда его поведение в одной общественной группе созвучно с поведением в другой. Являясь руководителем отдела в одном из НИИ, гражданин К. пользуется уважением и любовью коллег. В кругу друзей его считают «душой компании». А вот дома он – настоящий тиран, которого боятся жена и дети.

Для каждой роли своя маска

Когда-то «принести в подоле» было позорно для девушки и ее семьи. Современное общество лояльнее относится к таким особам. Можно сказать, что статус «мать-одиночка» уже стал привычно будничным. Теперь исполнять эту роль не стыдятся ни молоденькая студентка, ни более взрослая женщина-инженер (бухгалтер, учитель и т.д.).

Несмотря на то, что поведенческие шаблоны создаются общественными статусами, люди вправе играть свою роль так, как они считают нужным. В этом заключаются залог гармонии мира и смысл существования.

Что такое дилемма?

С дилеммами сталкиваются все люди. Например, при наличии ограниченного количества денег каждому приходится в магазине отказываться от чего-то одного, чтобы приобрести другое. Однако если в магазине приходится решать дилемму мгновенно, как бы печально ни было выкладывать из корзины желаемые продукты, то по жизни человек может месяцами не решать какого-то вопроса, дожидаясь удачного случая либо вообще все пуская на самотек.

Что такое дилемма? Это проблема, которую человеку нужно осознанно решить, выбрав при этом между двумя равнозначными и одинаково важными вариантами, которые исключают друг друга. Простыми словами это можно представить как нахождение человека на перепутье, где ему нужно однозначно решить, направо или налево он пойдет. Третьего варианта, который мог бы включать два предыдущих, не существует, в чем и заключается суть дилеммы. Нужно пойти либо направо, либо налево, что приведет к следующему:

К отказу от другого варианта решения проблемы. Человек, выбирая первый вариант, отказывается от второго, как и наоборот: при выборе второго варианта отказывается от первого.
К получению определенных последствий. Человек наверняка уже продумывал, какое будущее наступит, когда он предпочтет тот или иной вариант решения проблемы. Причем каждый вариант предлагает свое будущее, которое не будет реализовываться, если выбрать другой вариант решения.
К получению определенных лишений. Почему возникла дилемма? Потому что человек понял, что если он выберет какой-то из вариантов, то будет лишен неких привилегий, которые ему давались при выборе другого варианта. Если девушка выберет богатого мужчину, то она лишится любви, а если выберет любимого мужчину, тогда будет жить в нищете. Выбор становится мучительным, поскольку девушка хочет жить и в любви, и в богатстве. Однако те варианты, которые у нее имеются, не позволяют достичь желаемого.
К получению определенных благ. За каждым вариантом решения проблемы стоит некое благо, от которого человек не способен отказаться

Выбор был бы легким, если бы за каким-то вариантом человек не видел ничего важного и полезного для себя. Однако дилемма возникает, когда оба взаимоисключающих варианта дают ему определенные блага, которые, с его точки зрения, равнозначны.

Все люди сталкиваются с дилеммами. Здесь можно вспомнить о том, что человек периодически вынужден решать, следовать ему своим желаниям или жить по нормам общества. Не каждое поведение поощряется обществом, однако оно может позволить достичь желаемой цели. Что человек выберет в данном случае?

Нравиться другим людям или жить так, как хочется, но при этом учиться получать любовь и поддержку лишь от себя и каких-то личностей, которые тоже согласны с таким образом жизни? Быть общественным человеком и подстраиваться под окружающих или жить в свое удовольствие, имея лишь ограниченный круг единомышленников? Постоянно человек вынужден решать дилеммы, где варианты взаимно исключают друг друга и дают определенные блага, от которых сложно отказаться.

Таким образом, дилемма – это проблема, при которой:

  1. Человек не может полностью удовлетворить свои потребности, иначе вопрос был бы очень быстро решен.
  2. Человек вынужден выбирать, от каких благ отказаться ради приобретения других благ.
  3. Человек вынужден выбирать, с какими трудностями столкнуться, чтобы не сталкиваться с иными проблемами.
  4. Человек вынужден выбирать, какое будущее строить, при этом оно будет лишено тех привилегий, которые могли бы у него быть, если бы он выбрал иной вариант решения.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли. Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь. Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает поступать по-новому даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

ВОПРОС К ВАМ: А вы можете сказать, что в точности знаете и понимаете свои социальные роли? А хотелось бы вам найти способ развить в себе ещё больше преимуществ и избавиться от недостатков? С большой долей вероятности можно сказать, что множество людей даст отрицательный ответ на первый вопрос и положительный – на второй. Если и вы узнали здесь себя, то предлагаем вам заняться максимальным самопознанием – пройти наш специализированный курс по самопознанию, который позволит вам узнать себя как можно лучше и, вполне вероятно, расскажет вам о самом себе то, о чём вы даже представления не имели. Курс вы найдёте по этой ссылке.

Желаем вам успешного самопознания!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Техника Life Career Rainbow
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Влияние социальных ролей на развитие личности
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Десять ролей менеджера по Минцбергу
  • Роли, которые вы должны примерить, чтобы быть творческим
  • Интеракционизм в социальной психологии
  • Командные роли
  • Четыре роли для управления командой
  • Структура принятия решений RAPID

Ключевые слова:1Отношения

Формализация

Данная характеристика описывает межличностные отношения между носителями ролей. Некоторые роли сопровождают формальные отношений, остальные, в свою очередь, – неформальные.

Существуют такие роли, в которых допустимо сочетание и формальных, и неформальных отношений. Например, руководитель предприятия устроил на должность заместителя своего друга.

Зачастую, формальные взаимоотношения имеют все шансы быть нарушенными неформальными. Обычно такое бывает, когда человек излишне сентиментален и чувствителен, либо недостаточно хорошо воспитан, чтобы соблюдать субординацию и тактичность.

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые.

При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

Личность в группе и системе отношений.
Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие – другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Но прежде чем перейти к теории давайте попробуем испытать на себе один эксперимент из области социальной психологии.

Cтатистика На весь экран

Трансакции. Понятие и суть

Каждый демонстрирует свою личность через три состояния эго. Состояние Самости: последовательный, наблюдаемый и повторяющийся ряд моделей поведения, поз, мнений и чувств. Понятие психологической трансакции анализируются через состояния эго, отличные от тех, которые предлагал Фрейд.

Есть три состояния «я»: Родитель, Взрослый и Ребенок:

  • Родитель (Р): вы говорите и думаете, используя шаблоны, полученные от авторитетного человека в детстве. Это копия детства.
  • Взрослый(В): более рациональное и реалистичное состояние.
  • Ребенок(Д): это наиболее импульсивное и спонтанное состояние.

В то время как структурный и функциональный анализ относятся к индивидуальной психологии, первый занимается изучением структуры личности человека, а второй — тем, как эта структура работает. Анализ трансакций — это социальная психология, которая занимается отношениями между разными людьми и тем, что происходит между ними.

Когда два человека сталкиваются друг с другом, в отношения могут быть вовлечены их эго-состояния. Если мы хорошо знаем людей, то мы сможем отличить, в каком состоянии они дают свой ответ. То что происходит, мы можем изобразить это стрелками, которые идут от эго-состояния человека, который излучает, к тому, кто получает, и последующей реакции этого человека. Следовательно, между ними будет стимул и ответ на то, что мы называем трансакцией. Следовательно, трансакция — это каждое из взаимоотношений между двумя людьми, минимальная единица социальных отношений.

Трансакции определяются как обмен стимулами и реакциями между определенными состояниями эго разных людей. Трансакция, состоящая из одного стимула и одного ответа, вербального или невербального, является единицей социального действия.

Зачем (иногда) нужна контрольная группа?

Контрольная группа играет важную роль. Чтобы систематически исследовать возможную причинно-следственную связь между независимой и зависимой переменной, надо стремиться рассматривать такой набор ситуаций, чтобы воздействие независимой переменной можно было наблюдать изолированно (настолько, насколько возможно), нейтрализуя возможные влияния других переменных. Например, на испытуемых могут воздействовать такие факторы, как сама ситуация тестирования, использованный список слов, помещение, где проводится испытание, посторонние шумы, психологический эффект «принятия лекарства». Люди из группы, А испытывают влияние всех этих факторов, но препарата Х не получают (хотя и не подозревают об этом).

Можно было бы экспериментально исследовать связи между другими переменными. Например, проследить, как время воздействует на эффективность запоминания, то есть изучить влияние переменной «пройденное время», подсчитывая количества вспомненных слов не только через 15 минут после демонстрации списка, но также через 5 и 30 минут. Чем более независимых переменных будет использовано в эксперименте, тем более детальный анализ получится.

Использование контрольной группы позволяет устранить некоторые важнейшие угрозы валидности эксперимента. Во-первых, если бы исследователь отказался от использования контрольной группы и ограничился тестированием, т. е. измерением установок «до-после» просмотра, то обнаруженные изменения в уровне установок можно было бы приписать влиянию на испытуемых самого по себе факта участия в эксперименте

Испытуемые, возможно, осознавали, что они отобраны для важного исследования и стремились некоторым образом соответствовать своей роли и оправдать некие гипотетические «ожидания» экспериментатора. Описанная угроза валидности широко известна и для нее существует несколько обозначений. В психологическом тестировании и экспериментальной психологии это называют «эффектом морской свинки» или «мотивом экспертизы»

Иногда применяют термин, возникший в медицине, где при клинических испытаниях новых фармакологических средств и методов лечения часто наблюдают «эффект плацебо», т. е. заметное улучшение статуса у многих участников контрольной группы, в которой вместо реального воздействия использовались индифферентные средства и нейтральные врачебные манипуляции. В социологии самое популярное обозначение систематического смещения, возникающего из-за реакции испытуемых на ситуацию эксперимента — это «хоуторнский эффект»

В психологическом тестировании и экспериментальной психологии это называют «эффектом морской свинки» или «мотивом экспертизы». Иногда применяют термин, возникший в медицине, где при клинических испытаниях новых фармакологических средств и методов лечения часто наблюдают «эффект плацебо», т. е. заметное улучшение статуса у многих участников контрольной группы, в которой вместо реального воздействия использовались индифферентные средства и нейтральные врачебные манипуляции. В социологии самое популярное обозначение систематического смещения, возникающего из-за реакции испытуемых на ситуацию эксперимента — это «хоуторнский эффект».

Понятие в психологии

Социум – это механизм, имеющий сложный комплекс правил и взаимоотношений, сложившихся в течение его развития и представляющей определенную совокупность ценностей и установок. В этом механизме каждый является участником существования общественной группы. Поэтому на него наложены конкретные ожидания – то, как он должен вести себя, в соответствии с представлением окружающих о правильном поведении.

Что есть социальная роль? В первой половине 20 столетия представляли это качество, как систему норм, установленную обществом. В это же время также обозначали ее как игру, где индивид усваивает соответствующие законы и становится частью социума. Сегодня мы можем сказать, что это попытка личности совместить индивидуальное с тем, что считается общепринятым.

Таким образом, это ожидание окружающей действительности, что человек в качестве носителя определенного статуса, будет корректировать свое поведение в соответствии с ним.

Примеры социальных ролей

На современном этапе развития общества для жизни человека свойственно многообразие. Большое количество жизненных реалий дает возможность выделить множество примеров, с обозначением того, что ожидает от человека общество в соответствии с определенной социальной ролью:

  • От сына или дочери в рамках взаимодействия с родителями ожидается послушание до совершеннолетия и помощь в старости;
  • Человек, пересекающий дорогу, должен соблюдать правила дорожного движения и не создавать опасной ситуации. Водитель в сою очередь также должен следовать предписанным правилам, чтобы избежать аварии или штрафа;
  • Студент университета должен посещать лекции, сдавать сессии, проходить практики, усваивать и закреплять учебный материал, проявлять уважение к преподавателям на лекциях и вести себя прилежно во время учебы;
  • Статус друга подразумевает оказание товарищу помощи и поддержки в трудные моменты жизни, отстаивание и разделение его интересов и мировоззрения;
  • Родитель должен проявлять заботу о ребенке, удовлетворять его базовые потребности, следить за состоянием здоровья, реализовывать воспитательную функцию, передавать знания об окружающей действительности, ретранслировать нормы, принятые в обществе.

В механизме каждый человек может реализовывать несколько социальных ролей в зависимости от ситуации. Их распределение может осуществлять как в заранее сложившемся порядке, также они могут возникать неожиданно, что обусловлено изменившимися реалиями. После подписания трудового договора о принятии на работу, начальник ожидает от сотрудника того, что он будет разделять и придерживаться конкретных правил, установленных компанией. В свою очередь бытовые явления вынуждают человека стать участником событий, в которые он вступать совершенно не планировал.

Виды и типы

Весь комплекс можно описать всего пятью свойствами:

  1. Возможная близость взаимоотношений людей. Между взаимодействием преподавателя и ученика встает субординация и нормы общения, установленные образовательной организацией. Но вот супруги или друзья связаны гораздо глубже.
  2. Метод приобретения. Есть требования, полученные в силу не зависящих от личности обстоятельств: гендерная принадлежность, возраст. Но есть те, которых человек добивается, прикладывая усилия: должность на службе, образование.
  3. Масштаб проявленных чувств во время контакта индивидов. В отношениях продавца и покупателя или между коллегами не принято проявлять сильных эмоций. Другое дело – семья, где эмоциональная вовлеченность в жизнь ее членов значительнее.
  4. Условия взаимодействия: наличие или отсутствие. Повар в ресторане должен приготовить вкусную еду для клиентов, а полицейский – обеспечить порядок и следить за тем, чтобы люди следовали законам. Женщина же в семейном кругу кормит своих домочадцев, но делать это на формальном уровне она не обязана.
  5. Мотивы и намерения. Бизнесмен ведет свою деятельность с целью получения прибыли. Но если такую задачу поставит перед собой священнослужитель – это будет восприниматься негативно, так как от него обществом ожидаются бескорыстные действия.

Откуда берутся ожидания?

Все мы родом из детства… С младых ногтей усваиваем нормы, правила и обычаи, свойственные тому социуму, в котором вращаемся, и приобретаем определенные модели поведения. Не все из них даже осознаем, по большей части действуя автоматически. Но усвоенные стереотипы цепко держат, регулируя отношения с окружающими.

Это не хорошо и не плохо. Просто так есть. Как давным-давно доказано, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Стало быть, социальные связи, возникающие у ребенка, играют существенную роль в формировании у него системы ожиданий. Однако эта роль не всегда доминирующая, иначе откуда бы взялись в добропорядочных семьях нравственно аномальные личности, а в не добропорядочных — высоконравственные?..

Кроме автоматизма, важное значение в построении ожиданий имеют чувства. В самом деле, наши отношения с кем-либо во многом зависят от того, что мы испытываем к этому человеку или к этим людям

Впрочем, связь здесь двусторонняя, и чувства, питаемые к нам, тоже сказываются на ожиданиях.

Большое значение в построении каркаса экспектаций имеют роли, которых с возрастом становится все больше. Ребенок, подрастая, уже не только сын или дочка, он — например воспитанник детсада, а потом ученик, студент, сотрудник, влюбленный, муж/жена, отец/мать и т. д. Это далеко не полный перечень, потому что любые действия в обществе — это выполняемая роль, хотя бы пассажира, попутчика, зрителя, покупателя…

И каждое действие предполагает наличие определенных ожиданий. А теперь поговорим о том, какими они бывают.

К проблеме расщепления внутреннего мира и внешней реальности

Во-вторых, уже общим местом даже в обыденном сознании стало представление о том, что мы сами хозяева своей судьбы и можем конструировать ее самостоятельно: «Если очень чего-то хотеть, то оно обязательно сбудется». Психологические технологии, например, НЛП уже давно взяли на вооружение этот тезис, получивший, кстати сказать, и научное обоснование со стороны квантовой физики. Если как можно более подробно субмодально собрать содержание той или иной мечты или фантазии о будущем, то она осуществится с большей степенью вероятности. Усилить этот эффект, оказывается, можно еще за счет субмодальной репрезентации в настоящем некоторых промежуточных этапов на пути к поставленной цели. Так, «внутренний» мир становится «внешним». При «воспоминаниях» же происходит обратная трансформация «внешнего» мира во «внутренний». Таким образом некоторой искусственностью обладает не только разделение реальности на «внутреннюю» и «внешнюю», но также и традиционное деление опыта на воспоминания (прошлое), переживание (настоящее) и мечты (будущее). Об этом и поговорим далее.

Мировой экономический кризис 1929 года

В частности, таковым оказался мировой экономический кризис 1929 года, когда в одночасье упала ценность акций, снизилась деловая активность, повлекшая за собой последствия в виде безработицы, банкротства финансовых и производственных компаний, инфляцию, крах сельскохозяйственной системы. Точные причины «Великой депрессии» не называют, но сводятся они в основном к следующему – создание «биржевого пузыря», монетаризм, нехватка денежной массы, рост маржинальных займов. Выйти из такого состояния США и ряд иных стран Северной и Южной Америки смогли только к 1932 году, когда были внедрены мероприятия, направленные на изменение социальной, политической и банковской сферы.

Когда используются социальные стереотипы

Чаще всего социальные стереотипы используются тогда, когда нам не хватает информации для более взвешенных суждений, причем делаем мы это бессознательно. В условиях недостатка фактов мы отталкиваемся от того, что есть, а судить человека проще всего по внешним признакам (по особенностям внешности, полу, национальности и другой информации, узнать которую не составляет труда). Таким образом, мы делаем вывод о людях и явлениях, фактически ничего о них не зная, опираясь на обобщенное восприятие группы, к которой они принадлежат. Ведь когда мы вписываем человека в наш шаблон (соцстереотип), то понимаем, что от него можно ожидать, каков он, как с ним общаться и т.д. В этом смысле роль социальных стереотипов – помочь нам коммуницировать даже с незнакомыми людьми.

Впрочем, как мы знаем, стереотипы далеко не всегда отражают реальность. Поэтому в процессе общения и получения информации о том или ином человеке или соцявлении, стереотип перестает работать и уступает место более объективному восприятию. Например, «Маша блондинка, значит, глупая» превращается в «Меня поражают Машины знания в ядерной физике».

чем больше группа (и чем меньше мы знаем входящих в нее людей), тем чаще мы прибегаем к стереотипам

Однако нельзя сказать, что стереотипы сразу полностью нас отпускают

Дело в том, что в оценке и последующем восприятии человека очень важно первое полученное впечатление, а в его формировании зачастую большую роль играют стереотипы: из-за того что их мы бессознательно задействуем еще до того, как получим какую-либо информацию о личности. Например, многие наверняка по-разному будете воспринимать одного и того же человека, если сначала им расскажут о нем как о великом физике-ядерщике и только потом они узнают, что это пышногрудая блондинка, или же они сначала увидят девушку только потом узнают, что она физик-ядерщик

Таким образом, стереотипы постепенно уступают место фактическому знанию о человеке, но происходит это не всегда быстро.

Как определить свое состояние?

Для определения своего эго-состояния используют трансакционный анализ. Это психологическая теория, основанная на знании и анализе состояний эго, трансакций, психологических игр и жизненных сценариев.

Его основная цель состоит в том, чтобы люди достигли своей автономии, что означает управление собой, принятие ответственности за свои собственные мысли, чувства и действия, а также избавление от неприменимых и неподходящих моделей жизни здесь и сейчас.

Цель трансакционного анализа — автономность, которая определяется:

  • Сознание или способность отличать реальность от внутренней фантазии, спроецированной на то, что со мной происходит или что происходит.
  • Спонтанность или способность выражать собственные мысли, чувства и потребности и действовать соответственно, живя для себя.
  • Близость или способность открываться другому, быть искренними с другим во взаимности.

Все это нам позволит понять, как мы вступаем в отношения с другими. Почувствовать и осознать, что происходит в нас, и, следовательно, то, что нам нужно, чего мы хотим и каковы наши цели. Действовать и проявлять инициативу, чтобы инициировать личные изменения.

Что же делать, чтобы избежать проблем?

  1. Определите для себя ЗНАЧИМЫЕ социальные роли и способ их актуализации.
  2. Опишите модель поведения в данной социальной роли, исходя из смыла и значения этой роли.
  3. Изложите свою систему представления о том, как нужно вести себя в данной социальной роли.
  4. Опишите представление значимых для вас людей о данной социальной роли.
  5. Оцените реальное поведение, найдите расхождение.
  6. Скорректируйте свое поведение таким образом, чтобы ваши границы не нарушались и ваши потребности удовлетворялись.

На занятии программы «Гармоничная личность» участники подробно прорабатывают свои социальные роли, создают свои правила жизни, устраняют внутренние конфликты, избавляются от чувства вины.

История открытия и изучения

Транcакция — это единица общения между двумя людьми. Таким образом, трансакционный анализ — это изучение общения между людьми. Американский психиатр Эрик Берн сделал ее популярной, когда в 1964 году опубликовал свою книгу «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». В этой книге он рассказал, что человек относится к другим в трех различных состояниях своей личности: родитель, взрослый или ребенок.

Когда человек находится в своем эго — Родитель, то судит, одобряет, поздравляет, критикует или обвиняет. Можно говорить о заботливом родителе («это то, что тебе подходит») или о жестком родителе («если ты не будешь так поступать, ты знаешь, что я тебя накажу»).

Это результат внешних воздействий на  личность. Человек в основном воспроизводит поведение и критерии своих родителей в первые годы своей жизни, когда все они были сильны.

Когда человек находится в своем эго — Взрослого, то он воспринимает информацию, изучает, размышляет, работает или информирует других.

Это часть личности, сформированная на основе собственного опыта. Кроме того, он, как и компьютер, объективно обрабатывает получаемую информацию, рассчитывая свои шансы на достоверность на основе своего предыдущего опыта.

Наконец, когда человек находится в своем эго Ребенка, то он смеется и плачет, когда он счастлив или грустит. Есть два способа реагировать: как ребенок-конформист, покорно принимающий норму, или как ребенок-бунтарь, отвергающий ее.

Это та часть личности, которая строится в первую очередь на ощущениях и чувствах. Это проявляется в тех же выражениях, что и в возрасте трех, пяти или семи лет. Можно сказать, что это действует спонтанно.

Категории кризисов

По структурной составляющей виды кризисов могут быть разделены на:

  • Экономический процесс. Все виды экономических кризисов отражают накопившиеся противоречия в экономике предприятия, региона или всего государства.
  • Финансовый деструктивный процесс обычно бывает вызван резким обвалом стоимости различных финансовых инструментов. За последние двести лет все основные виды финансовых кризисов были связаны с банкротством финансовых институтов и возникающей при этом растерянностью и паникой.
  • Социальный конфликт. Процесс возникает при появлении острых противоречий между различными социальными группами или классами. Различные виды социальных кризисов охватывают проблемы во взаимопонимании работодателей и рабочих, профсоюзов и трестов, безработных и правительства.
  • Организационные проблемы возникают при неслаженной, нескомпонованной работе отдельных подразделений предприятия или корпорации. В более глобальных масштабах организационные кризисы охватывают целые секторы экономики.
  • Технологический кризис связан с недостатком инноваций, усовершенствованных технологий и применением устаревшего способа производства.
  • Психологический вид кризиса — личностный, проявляется в виде стрессов, страхов, неуверенности в себе и в своих возможностях. Такие кризисы присущи коллективу, отдельной группе или всему социально-психологическому климату в обществе.
  • Экологический негативный процесс возникает при изменении природных условий, чаще всего в негативную сторону. Различные виды экологических кризисов связаны с массовыми загрязнениями, изменениями экосистем и постепенным вымиранием живых организмов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: