Коммуникативная сторона общения
Фото автора William Fortunato: Pexels
Под коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией. Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.
Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:
Человек-коммуникатор – тот, кто передает информацию. Это может быть твой муж, ребенок, докладчик, начальник
Важно, что он сообщает тебе что-то
- Аудитория или реципиент – люди, для которых предназначена информация.
- Сообщение – сведения, которыми делится коммуникатор.
- Канал передачи подразумевает то, каким образом человек делится информацией. Например, ты участвуешь в конференции, тогда доклад, диспут. Или ты пишешь сообщение, письмо, отправляешь через мессенджер, по электронной почте. Все эти средства и будут твоим каналом.
- Результат общения сообщает, получены ли сведения теми, кому они предназначались.
Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия. От того, насколько глубоко ты используешь те или иные коммуникационные средства, зависит эффективность общения, умение убеждать людей.
Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.
Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.
Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.
Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.
Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.
Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.
Дополнительная литература
-
Андреев,
В.И.
Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров и разрешения конфликтов
/ В. И. Андреев. – Казань : СКАМ,
1992. — С. 81-139. -
Берн,
Э. Игры, в
которые играют люди. Психология
человеческих взаимоотношений. Вы
сказали «здравствуйте». Что дальше?
Психология человеческой судьбы /
Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005.
— С. 7-53. -
Варданян,
Ю. В.
Психология общения : учеб.
пособие / Ю. В. Варданян,
Т. В. Савинова. –
Саранск, 2003. – С. 15-29. -
Корнелиус,
Х. Выиграть
может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр.
– М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210. -
Руденский,
Е.В. Основы
психотехнологии общения менеджера /
Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск:
НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.
Перцептивная сторона общения
Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.
Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга
При этом важно не только быть открытым к другому человеку. Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия
Восприятию мешает множество факторов; среди них:
- Стереотипы. Например, женщин после 45 часто не хотят брать на работу, считая, что к этому возрасту они теряют желание работать, гибкость мышления и думают больше о семье и болячках. Какой бы умелой она ни была, ей не дают шанса раскрыться.
- Склонность к проецированию. Этот фактор заключается в переносе своего мнения, опыта, ощущений на других людей. Так, ты можешь быть уверена, что если ты в коллеге видишь бессердечного нахала, то и человек, с которым общаешься, воспринимает его также.
- Установки. Возможно, ты настроила себя на то, что какой-то человек – глупый и лживый. Причем установка родилась на основе слов его недругов. Познакомившись с этим человеком, ты воспринимаешь его, исходя из этой установки, не давая ему шанс продемонстрировать свои способности.
- Желание быстро сделать выводы, не анализируя факты. Ты просто закрываешь глаза на происходящее и игнорируешь очевидное.
Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения
Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее
Феномены (эффекты) межличностного восприятия
Первичности. Заключается в том, что при наличии противоречивой информации после знакомства с индивидом, как более значимые воспринимаются факты, полученные раньше. Именно они оказывают влияние на формирование общего представления о личности незнакомца.
Записаться на консультацию
- Крайностей. Объекты, находящиеся с краю, запоминаются лучше, чем те, что расположены посередине.
- Новизны. В случае с восприятием знакомого человека большее значение обретают данные, полученные позднее.
- Ореола. Представляет собой формирование своеобразного убеждения, связанного с наблюдаемым посредством целенаправленного приписывания ему ряда характеристик, то есть узнанные факты накладываются на существующий первоначально образ. Так, общее положительное впечатление способствует позитивному оцениванию известных и неизвестных качеств объекта, в то время как негативное отношение к нему порождает заведомо отрицательные оценки.
- Первой встречи. Предполагает устойчивый вывод о человеке, возникший после первичной коммуникации. Особенно актуален, когда в дальнейшем мнения об индивиде противоречат существующему первообразу.
- Проекции. В целом приятному собеседнику люди склонны присваивать свои положительные качества, а неприятному – собственные отрицательные стороны.
- Средней ошибки. Склонность смягчать оценивание самых ярких характеристик индивидуума до среднестатистического.
- Барнума. Восприятие оценок своей идентичности как истинно верных, если они представлены через призму научного, ритуального или магического контекста.
- Бумеранга. Информация, которая преподносится аудитории, вызывает эффект, противоположный ожидаемому. Такое возможно, когда сам субъект, доносящий факт, неприятен группе или когда ее члены не доверяют источнику данных.
Общение как обмен информацией
Общение (как обмен информацией) играет большую роль в нашей жизни. Существует множество средств, с помощью которых может передаваться информация от партнера к партнеру, от человека к человеку. К таким способам можно отнести речь, паузу в речи, тембр голоса, тональность, мимику, жесты и смех. В общем понимании их можно подразделить на две основные группы – вербальные и невербальные.
Одним из основных средств общения по-прежнему остается так называемая «система словесных знаков», которая используется в качестве пути передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества. Владение такой системой позволяет людям обмениваться мнениями, понимать друг друга и просто общаться.
Общение, как обмен информацией, использует приемы коммуникатора (специфического кодирования передаваемых данных) и реципиента (декодирование полученного сообщения). В случае различной системы кодирования (например, использование различных языков) и коммуникатор, и реципиент не смогут найти взаимопонимание для осуществления совместной деятельности.
К вербальной коммуникации относится речь, которую различают как внешнюю и внутреннюю. При этом внешнее вещание охватывает устную и письменную речь.
Диалог характеризует простейшие стороны общения. Психология ему отводит достаточно важную роль. Примером может служить зависимость успешности переговоров от эффективности диалога.
Монолог также характеризует устную речь, но только одного человека. В основном, такой тип общения используется для докладов и лекций. Здесь имеются повышенные требования к подбору слов, четкому построению предложений и строгой логике.
Общение, как обмен информацией, достаточно широко используется в современном мире в виде письменной речи. Она возникла несколько позже устной речи, и основное ее предназначение – это донесение информации людям, находящимся вдали. Инструментом такого общения является знаковая система.
К невербальным средствам общения можно отнести мимику, внешность человека, жесты, смех, обмен фотографиями, предметами, рисунками, а также пространственное размещение собеседников. Данные средства являются эффективным дополнением речевых высказываний. Наибольшее значение среди них имеет внешность человека, представленная в виде одежды и манер.
Для удовлетворения потребностей человечества в совместной деятельности выделяют три стороны общения:
— перцептивная (восприятие людьми друг другом);
— коммуникативная (обмен между людьми информацией);
— интерактивная (взаимодействие между людьми в процессе общения).
Для обобщения изложенного материала необходимо выделить такие основные виды общения:
— «Контакт масок», представляющий собой формальное общение. Как обмен информацией, он использует привычные маски, отражающие вежливость, строгость, безразличие, скромность и участливость. В большом городе зачастую человек его использует, чтобы отгородиться от других.
— Формально-ролевое общение, четко регламентируемое в содержании и средствах. В основу его закладывается социальная роль собеседника, а не его личность.
— Деловое общение, при котором учитываются особенности возраста, характера, личности и настроения собеседника. Однако на первое место ставятся интересы дела, а личностные характеристики – на второе.
— Духовное или межличностное общение, позволяющее друзьям затронуть любую тему. При нем необязательно использовать слова – понимание друга возможно по движениям, выражению лица, интонации. Такое общение становится реальным только при отличном знании личности собеседника, а также если собеседник хорошо осведомлен о интересах, убеждениях другого, и потому легко могут быть воспроизведены его реакции.
Гендерные особенности перцепции
Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.
Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.
Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.
Рефлексия
Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.
Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.
Идентификация
Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.
Эмпатияp
Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.
Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация
На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия
Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность
Аттракция
Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.
Казуальная атрибуция
Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.
Это интересно: Письмо любимому после ссоры: основательный взгляд на вопрос
Интерактивная сторона
Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.
3 стороны общения
Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.
Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.
С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.
Самая известная схема включает три роли:
Взрослый. Этот человек умеет брать на себя ответственность за коммуникацию, способен принимать решения. Он не использует во взаимодействии какие-либо игры, не представляет себя в роли жертвы, не стремиться поучать партнеров. Четко понимает, что ему нужно, и что он может сделать для достижения цели.
- Родитель. Человек в этой роли склонен требовать подчинения и послушания, учить, убеждать с позиции умудренного опытом родителя. Он редко объективно оценивает свою роль, как и роль других людей. Его девиз – «надо», при этом отсутствуют какие-либо объяснения и доводы.
- Ребенок. Партнер по общению, играющий роль ребенка, подчиняется желаниям, требует, чтобы окружающие удовлетворили его потребности. Он не хочет адекватно оценивать свои возможности.
Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.
Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий. Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.
Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.
Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.
Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.
Сущность понятия «перцепция»
Определение 1 Перцепция – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Перцептивная сторона коммуникации является основой взаимодействия между людьми. Процесс взаимодействия основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком.
Сам термин «перцепция» означает «восприятие» и происходит от латинского «perception».
В психологии перцепция означает отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений, т.е. восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга, что происходит благодаря пониманию целей, мотивов, установок.
Проявление перцепции происходит и в понимании, и в принятии – это говорит о том, что два человека разделяют убеждения и ценности и согласовывают их между собой. Результатом такого понимания и принятия может быть дружба, влюбленность, привязанность.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Перцептивная функция коммуникации 430 руб.
- Реферат Перцептивная функция коммуникации 230 руб.
- Контрольная работа Перцептивная функция коммуникации 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
С помощью перцепции можно «читать» окружающих людей и видеть в них то, что они о себе не скажут. При неточном анализе возможна конфликтная ситуация.
Социальная перцепция выполняет пять функций:
- Изучение себя через осознание других людей, взаимодействуя с которыми можно получить информацию о себе. Примеряя черты его характера на себя можно увидеть свои скрытые желания, потребности, страхи;
- Изучение собеседника, включающее понимание его взглядов и убеждений, возможность получить 100% информацию о человеке. Коммуникация во всех видах отношений – романтических, дружеских, приятельских, является их основой;
- Организация совместной работы, когда принимая друг друга можно вести совместную деятельность, а знание его установок и мотивов помогает правильно себя с ним вести;
- Взаимопонимание между партнерами – основа любых отношений, наличие общих точек соприкосновения, общих интересов и взглядов являются залогом дружбы. Взаимопонимание дает возможность в спорных ситуациях находить компромиссное решение;
- Эмоциональное взаимодействие, вызываемое складывающимися отношениями – это может быть симпатия, враждебность и другие виды эмоциональных чувств.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Замечание 1
Таким образом, перцепция оказывает большую помощь в создании образа человека, помогает рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.
С помощью перцептивного компонента можно изменить первое впечатление о человеке, отказаться от первичной оценки и рассматривать его таким, какой он есть в текущий момент времени. Перцептивный компонент является составляющей перцепции и помогает дать правильную оценку внешности и поведения собеседника.
Механизмы
Механизмами являются:
Идентификация | Психолог ставит себя на позицию партнера, чтобы изучить его поведение, узнать его жизненные установки, цели. Это дарит возможность прийти к определенным выводам, понять цели других людей. |
Эмпатия | Сопереживание, копирование эмоций своего собеседника. Только при поиске эмоционального отклика можно понять, что происходит в душе другого человека. Если эмпатия развита хорошо, при виде плачущего человека хочется подойти к нему, успокоить, проявить сочуствие, эмоционально поддержать, помочь успокоиться. У некоторых личностей при этом наблюдается ответный плач. И наоборот, при неразвитой эмпатии человек не умеет сопереживать, не может почувствовать себя на месте другого. |
Аттракция | Форма познания собеседника, при которой формируются устойчивые чувства к нему. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Все зависит от поведения партнера, его взглядов на жизнь, слов, которые он употребляет в процессе общения. Если возникает симпатия, общение продолжается, а связь между людьми становится крепкой, держится на протяжении многих лет. |
Рефлексия | Человек пытается увидеть себя со стороны, представить, как видят его окружающие. Это рождается определенные умозаключения, выводы, меняет мнение о себе в лучшую или худшую сторону. Индивиду бывает интересно, какими качествами его наградили окружающие. Но познать себя глазами других людей очень сложно, почти невозможно. Для познания себя мало обратиться к другим людям и узнать их мнение, нужно разобраться в собственных взглядах и предпочтениях, а это внутренние процессы, неведомые для окружающих, даже самых близких людей. Для этого подключается самопознание. |
Стереотипизация | Основывается на формировании стереотипов в процессе жизни. Индивид сталкивается с определенными жизненными ситуациями, что рождает у него стереотипы, «,кальки», в поведении других людей. Но стереотипы могут мешать в установлении новых связей, не давать мыслить широко, отталкиваясь от качеств партнера. Индивид мыслит по заготовленному в голове плану и верит, что определенная личность поступит так, а не иначе. Стереотипы возникают из-за предыдущего опыта или полученных от близких людей знаний. |
Каузальная атрибуция | Личность наделяют качествами, исходя из поступков. Это своего рода ярлык, основываясь на котором, происходит суждение о человеке со стороны. Поступки могут быть негативного и положительного характера, поэтому и его положение в обществе от этого меняется. Если совершено благородное дело, положительный поступок, судить о нем будут хорошо. При совершении преступления, оскорблении окружающих мнение о таком гражданине меняется в худшую сторону. |
Ученые уверены, что к механизмам относятся также сведения, которыми индивид обладает об определенном человеке, объекте. Знания помогают ему принимать решения, избегать ошибочных суждений.
Стороны общения
Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции
Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:
- перцептивную;
- интерактивную;
- коммуникативную.
Каждая из них имеет свои особенности.
Коммуникативная сторона общения
Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:
- чувства;
- эмоции;
- ценности;
- мысли;
- идеи.
Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:
- коммуникатор – занимается передачей сообщения;
- речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
- канал – каким образом осуществляется обмен;
- аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
- эффективность – результат усвоения полученного сообщения.
Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.
Коммуникативная сторона
Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.
Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.
Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:
- Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
- Вербальному – с использованием речи.
Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.
Перцептивная сторона общения
Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.
Социальная перцепция
Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.
Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.
Социальная перцепция помогает:
- Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
- Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
- Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
- Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
- Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.
Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.
Коммуникативная сторона речи
Определение 1
Коммуникация — тип активного взаимодействия между объектами любой природы, который предполагает информационный обмен.
Коммуникация между людьми выделяется следующими специфическими особенностями:
- Во-первых, в ней бесспорно должны находиться два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их обоюдное информирование подразумевает устройство совместной деятельности.
- Во-вторых, в ней должна присутствовать возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга посредством концепции знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае подразумевает влияние на поведение собеседника и изменение состояния участников процесса коммуникации.
- В-третьих, влияние в коммуникации может исполняться только при наличии единой концепции декодификации и кодификации у коммуникатора (человека, который направляет информацию) и реципиента (человека, который ее принимает).
- В-четвертых, всегда вероятно появление барьеров коммуникации. В данном случае четко прослеживается связь, которая существует между отношением и общением.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Стороны общения в психологии 490 ₽ Реферат Стороны общения в психологии 280 ₽ Контрольная работа Стороны общения в психологии 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Модель коммуникативного процесса, как правило, содержит в себе пять составляющих: коммуникатор ‒ сообщение (текст) ‒ канал ‒ аудитория ‒ обратная связь.
Определение 2
Коммуникационная сторона ‒ это способ психологического влияния на собеседника. В период передачи информации один человек оказывает воздействие на другого. Чем лучше сформированы навыки общения у субъекта, тем выше степень его влияния на собственных собеседников.
Информация предоставляется на двух уровнях:
- Побудительный. Это реплики просительного, командного, рекомендательного характера. Они высказываются с задачей стимулирования человека на выполнение какого-либо действия.
- Констатирующий. Речь на данном уровне носит уведомительный характер, которая обращена на обеспечение каких-либо сведений. Колеблется от безучастного преподнесения до активного убеждения.