Тема: «психологические теории деятельности»

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».

И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.

Понятие о деятельности в трудах а. Н. Леонтьева.

Алексей
Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал обще
психологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева -Деятельность. Сознание.
Личность». В своей теории деятельности
Леонтьев выдвигал следующие научные
идеи.

1.
Деятельность есть процесс, осуществляющий
жизнь субъекта, и его целью является
удовлетворение предметных потребностей
субъекта.

2.
Предметные потребности определяются
как внутренние состояния организма.

3.
Развитие деятельности приводит к
возникновению психического отражения
реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую
жизнь.

4.
Деятельность, помимо объективного
отражения реальности, переводит образ
в объективно-предметную форму, которая
может быть вещественной или идеальной
(т. е. нематериальной). Язык является
формой отражения образа в индивидуальном
сознании.

5.
Существует несколько стадий развития
психики
в онтогенезе:


элементарная сенсорная психика;


перцептивная психика (т. е. формирование
образа);


стадия интеллекта (т. е. обеспечение
ориентации и адаптации организма в
среде).

6.
В каждом возрасте у человека существует
ведущая деятельность. (Это положение
послужило основой для созданной Д, Б,
Элькрниным периодизации психического
развития ребенка
).

7.
(Зою совокупность человеческого опыта
можно разделить На три Вида: индивидуальный,
видовой и социальный, которые наличествуют
у каждого человека.

Идеи
А. И. Леонтьева оказали сильнейшее
влияние т развитие большинства отраслей
отечественной психологии -социальной,
детской, педагогической, инженерной,
патопсихологии, зоопсихологии, эргономики.
Более того, идеи его положили начало
развитию этих отраслей психологии в
СССР. Как и С, Л, Рубинштейн, Леонтьев
является одним из основателей отечественной
психологии.

88.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД
.

Наравне
с общим историческим кризисом в России
в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний
научный кризис в развитии психологии.

1.
Отказ от марксистской ориентации в
научном познании, серьезная критика
отечественных теорий, разработанных в
советское время, в частности теории
деятельности и ее принципа о неразрывной
связи сознания и деятельности. Сегодня
эта теория, пересмотрев некоторые
положения, не отвечающие современной
реальности, пользуется авторитетом как
у нас в стране, так и на Западе.

2.
Анализ и корректировка тех теорий,
которые были созданы в советский период,
и адаптация этих теорий к современной
жизни и выдвигаемым ею требованиям.

3.
Распространение аутентичных концепций
советских психологов, претерпевших
гонения и запреты, налаживание связи с
мировой психологической общественностью,
потерянной в годы «железного занавеса-,
интеграция западных научных подходов
и концепций.

4.
Психологические разработки во многих
областях: исследования познавательных
процессов в общей психологии, создание
новых направлений и выработка отвечающих
современности идей в теории личности
и социальной психологии.

5.
Создание в 1995 г. Российского психологического
общества при президиуме РАН и начало
выхода журнала *Психологическое
обозрение’. 31 января 1996 г. в Москве
состоялась Первая всероссийская
конференция по психологии «Психология
сегодня».

6.
Сближение науки с практикой е учетом
современного развития общества, появление
новых отраслей практической психологии:
психологии менеджмента, рекламы, активное
использование психологических знаний
в области управления и развития
человеческих ресурсов в бизнесе.

7,
Развитие психологического консультирования
и психотерапии, психологической службы
в школе, где основная задача — работа с
индивидуальными трудностями человека.

Психология
из академической науки превращается в
практическую дисциплину, имеющую широкий
спектр применения и позволяющую
использовать свои знания и наработки
е большинстве сфер современной жизни
— политике, экономике, праве, медицине,
военном деле, образовании, менеджменте
и др.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Основные теории исследований личности

Ранее я описала общие концепции и подходы к рассмотрению понятия личностной структуры. Теперь расскажу о конкретных работах известных ученых, что поможет вам найти наиболее близкий вам вектор для самопознания.

Психологическая система Зигмунда Фрейда

Помимо выделения трех компонентов внутреннего «я», психоаналитик рассматривал человека в психосексуальном плане. Он утверждал, что мотивы, определяющие поведение, чаще бессознательны и во многом зависят от влияния сексуального влечения на психику. Еще одна популярная идея связана с сублимацией – процедурой перенаправления энергии. Изучая основы психоанализа, можно проанализировать воздействие бессознательного на наши мысли и поведение.

Аналитическая система Юнга

Охарактеризовал развитие личности как стремление к целостности. Ее потенциал связан одновременно с устремлением в будущее и индивидуальными врожденными особенностями. Данная концепция гласит, что изначально у каждого есть набор характеристик и предрасположенностей, которые в процессе социализации лишь развиваются и раскрываются в той или иной мере. Зная об этих установках, существующих у нас по факту рождения, мы можем найти инструменты, позволяющие сделать жизнь более эффективной.

Теория личностной психологии Уильяма Джемса

Ученый анализирует понятие индивидуальности по трем категориям:

  • Структура (составные элементы психического).
  • Самооценка (основана на чувствах и эмоциях по отношению к первому пункту).
  • Поступки, вызванные составляющими и оценкой.

Психосинтез Ассаджоли

Исследователь выявил восемь основных областей, характеризующих психику: низшее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, сознание, личное и наивысшее «я», субличность. Целостность он видел в единении и гармоничном сосуществовании всех этих компонентов.

Индивидуальная психология Адлера

В работах этого ученого можно встретить такое понятие, как «стиль жизни». Он отражается в определенных установках, сформированных под влиянием на личность социума. Существует четыре вида таких парадигм, в соответствии с которыми человек взаимодействует с действительностью: управляющий, социально полезный, избегающий и получающий.

Физиологический подход Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона

Эта концепция уделяет внимание не столько психическим процессам, сколько состоянию тела на физическом уровне. Например, в рамках учения выделяли 4 типа конституции телосложения, которые непосредственно связывались с состояниями и направленностью психики (атлетик, диспластик, лептосоматик, пикник)

Диспозициональное исследование Олпорта

Согласно этой теории, каждый человек индивидуален и обладает уникальным набором личностных черт. Здесь возникает такое понятие, как «проприум», что означает отличительную особенность, определяющую человеческую идентичность.

Концепция Эдуарда Шпрангера

Ученый выделил шесть психологических типов, связанных с различными категориями мировосприятия:

  • экономический;
  • эстетический;
  • политический;
  • религиозный;
  • социальный;
  • теоретический.

Таким образом, индивидуальность понимается им через набор присущих индивидууму ценностей.

Интрапсихология Курта Левина

Исследователь полагал, что движущие факторы в становлении «я» находятся внутри самого индивида и в его взаимосвязях с окружающим миром. Эти идеи получили название динамической (типологической) теории.

Феноменологический (гуманистический) подход

Самыми известными исследователями в этих областях стали А. Маслоу и Р. Роджерс. Становление индивидуума в обществе понималось ими как стремление к самоактуализации, реализации внутреннего потенциала при наличии субъективных переживаний.

Уровни и единицы самосознания (Столин В.В.)

, В. С.Мер­лин

  • «сознание тожде­ственности» (первый год жизни) — при этом про­исходит то, что мы обозначили как самовыделение и принятие себя в расчет; «сознание Я» (появляется к двум-трем годам), связанное с осознанием себя как субъекта деятельности;
  • осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения дан­ных самонаблюдения,
  • фазу социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.

И. И. Чеснокова

  1. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках со­поставления «Я» и «другого человека». Сначала не­которое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопоз­нания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение.
  2. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует «уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное вре­мя, в разных ситуациях». В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются са­моанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. .Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требо­ваний. Высшего развития самосознание на этом вто­ром уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.

И. С, Кон: понимался как установочная система

  1. когнитивным,
  2. аффективным
  3. про­изводным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

установки«самочувствием» и эмоциональным отношением к себе;осознание и самооценка отдельных свойствцен­ностных ориентации личности,В.В. Столин:конфликтный смысл «Я»,Этапы развития самосознанияСоотношение сознания и самосознания

  1. В соответствии с первой акцент делается на том, что самосознание является высшей ступенью развития сознания и в соответствии с этим сознание есть нечто целое, в структуре которого самосознание определяется как существенный, но частный аспект. В данной позиции объединяются весьма разнородные взгляды на природу сознания, и говорить о единодушии по вопросу соотнесения категорий «сознание» и «самосознание» можно только условно. Преобладающее в психиатрических работах представление о самосознании как части сознания, таким образом, обусловлено утверждением в теоретическом и практическом обиходе только одной из возможных конкретно научных точек зрения. Самосознание здесь полностью детерминировано сознанием.
  2. Другая точка зрения по поводу соотношения сознания и самосознания в отечественной психологии восходит к исследованиям И.М.Сеченова (1947), Д.И.Дубровского (1971) и др. Здесь утверждается, что самосознание является необходимой стороной каждого сознательного акта. «Самосознание больше сознания… самосознание есть нечто целое, а сознание — его «часть«, аспект, момент, и это положение хорошо иллюстрируется в рассмотрении измененных состояний сознания» (Черносвитов, Курашов, 1987, с.89).

Рубинштейн:самосознание возникает в ходе развития сознания личности,И. И. ЧесноковаСамосознание — это особая форма сознания,Самосознание не есть самостоятельный вид сознаниято же созна­ние, только с измененной направленностью

Персонализация — что это такое в психологии и педагогике

Персонализация — это процесс осознания человеком своей личности, значимых ценностей, социальной роли и значимости в обществе. Этот процесс происходит под влиянием образа личности, значимой для человека. В результате персонализации происходит выражение индивидуальности личности при активной деятельности.

Основная задача персонализации — понимание жизни окружающих разных социальных слоев.

Результат персонализации — возможность участия в жизни общества, как значимая и достойная личность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В психологии персонализация — это необходимость проявить себя, возникающая у индивидуума, желание показать личные способности.

Совершенствование и становление личности, желание получить признание, быть полезным для окружающих — элементы персонализации. Развитие личности основано на личностно-психологических характеристиках, мотивации и внутренних желаниях человека.

При проявлении активности человек вступает в социальные отношения, так внутреннее граничит и пересекается с внешним. В процессе усвоения и развития происходит поиск баланса между общественным и индивидуальным. Человек осознает свою уникальность, отождествляет личность с подлинным «Я», образует центр личности. При этом поддержка со стороны общества и принятие уникальности также необходимы и важны.

Вывод: персонализация в психологии — необходимая составляющая саморазвития, самоопределения, самосовершенствования личности индивидуума в процессе социальной активности.

В педагогике персонализация — это самостоятельное умение учиться, осознание потребности в образовании с возможностью выбора предметов для изучения.

Организация, реализация и изменение учебного процесса основаны на принципе персонализации. Субъект обучения самостоятельно выбирает, в каком направлении развиваться, и в какой степени придерживаться учебного плана.

Педагогу необходимо учитывать уровень субъектной активности, его инициативность в процессе обучении. Перед педагогом стоит задача создать оптимальные условия для раскрытия личности, индивидуальности и ее потенциала.

Достоинства процесса обучения, построенного на принципах персонализации:

  • удовлетворение потребностей личности быть собой;
  • предоставление свободы в выборе интересов и следовании им;
  • формирование активной нравственной, культурной, социальной позиции;
  • воспитание ответственности за результаты выбора.

Один из недостатков — невозможность широкого применения в массовой школе.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Тезисы теории Леонтьева

Замечание 1

Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание.

На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности. Это значит, что человеческая психика развивается в процессе активности и работы, и при их осуществлении происходит и ее проявление.

Ученые указали на важность того, что сознание и деятельность объединяются в одно целое, образуя при этом органическую основу. Леонтьев дополнительно подчеркнул, что эти категории не должны считаться тождественными, иначе все положения концепции потеряют свой смысл и силу

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Основные психологические феномены теории деятельности состоят в том, что любой индивид неосознанно проявляет реакцию на внешние стимулы. Это происходит с помощью рефлекторных реакций, при этом деятельность нельзя включать в состав данных раздражителей. Это связано с тем, что ее регулирование связано с умственной работой человека.

Автор в своей теории рассматривал сознание в качестве отдельной реальности, не предназначенной для самонаблюдения индивида. Оно проявляется лишь благодаря системе субъективных отношений (например, деятельности человека, в которой он развивается). Алексей Николаевич Леонтьев уточнил идеи, которые озвучил его коллега, говоря, что психика встроена в деятельность человека. Ее формирование происходит благодаря ей и проявляется через активность. В итоге возникает тесная связь двух понятий.

Личность в концепции Леонтьева рассматривается как единство следующих составляющих:

  • Действие,
  • Работа,
  • Мотив,
  • Цель,
  • Задача,
  • Операции,
  • Потребности,
  • Эмоции.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна представляет собой целостную систему, включающую в свой состав методологические и теоретические принципы. Они дают возможность заняться исследованием психологических феноменов человека.

Теория деятельности также включает положение, что в качестве основного предмета для исследования процессов сознания выступает сама деятельность. Этот подход сформировался в психологии СССР в 20-ые годы 20-го века. В 1930-ом году уже существовало две трактовки активности. Первое определение принадлежало Рубинштейну, сформулировавшему приведенный выше принцип единства. Вторую формулировку создал Леонтьев вместе с представителями Харьковской психологической школы. Вместе они выявили общность строения внешней и внутренней деятельности.

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов являются скрытыми от прямого наблюдения. Примерами этого вида являются:

  • решение математической задачи ученым при использовании недоступной глазу умственной деятельности;
  • внутренняя работа актера над ролью, которая включает обдумывания, переживания, тревогу и т. д.;
  • процесс создания произведения поэтами или писателями;
  • придумывание сценария для школьной пьесы;
  • мысленное отгадывание загадки ребенком;
  • эмоции, вызванные у человека при просмотре трогательного фильма или прослушивании им душевной музыки.

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Российским психологом Д.Б. Элькониным были представлены две модели систем периодизации ведущей деятельности:

«ребенок — социальный взрослый»

«ребенок — социальный объект»

В деятельности типа «ребенок — социальный взрослый» механизм развития представляет собой полную реконструкцию жизненных ситуаций, в которой ребенок обнаруживает собственные чувства.

Исходя из того, очевидно, что деятельность каждого этапа многогранна и одновременно присутствует мотивационный и операционный компонент.

С точки зрения периодизации ведущей деятельности, в развитии ребенка стоит учитывать влияние на человека (ребенка) 3 основных фактора:

  1. Влияние окружающей среды: образование, климатические условия.
  2. Внутренние биологические условия: врожденные состояния, воздействия, действующие на человека в период пренатального, перинатального и послеродового периода.
  3. Индивидуальная активность личности: деятельность человека (работа, отдых, досуг).

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В конце младенчества ребенок еще не понимает сути окружающих предметов и их функции. Ведущая деятельность раннего возраста (от 1 до 3 лет) характеризуется преобладанием предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качественными особенностями предметов.

Деятельность делится на три этапа:

  1. Переход от неспецифического к специфическому использованию предмета с помощью взрослого наставничества. Пример:

Знает, что это чашка > приходит понимание для чего она нужна > использует по назначению.

  1. Этап переноса действия с одного предмета на другой. Пример:

Освоил кружку (поильник) > может начать осваивать стакан.

  1. Этап переноса действия с данным предметом в игровое русло

Научился пить из чашки > чаепитие для игрушек.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

С наступлением младшего школьного возраста (7 — 11 лет) – ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Причем рассматривается любая учебная деятельность, позволяющая усваивать новые знания и умения. Благодаря этому происходит массированное увеличения словарного запаса, с возможностью придумывания собственных языков. В этот период происходит активный рост и как результат происходит дисгармония в развитии и дополнительная нагрузка на нервную систему. Этот период может отмечаться быстрой утомляемостью, повышенной активностью и возбудимостью. В процессе обучения происходит усвоение и структуризация не только теоретических знаний, но и систем оценки, контроля и дисциплины. Укрепляется понятие иерархии.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Юность (от 16 до 18 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков. Учебная деятельность приобретает профессиональную перспективную окраску, а с ней и область интересов. Речь пока не идет о самоопределении, но уже можно говорить о готовности к ней.

В этом периоде созревает готовность к принятию решений и понятие ответственности за них. А также возможность и необходимость внесения собственного вклада в развитие общества.

В этом возрасте нередки случаи «примеривание» на себя роль взрослого кумира – реального человека или литературного героя. Психологические и физиологические процессы замедляются, а кризисные временные промежутки становятся длиннее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: